Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Шляпа как способ сесть в лужу

Третьяковская выставка «Дело в шляпе» (Крымский вал, 10) оказалась дайджестом несуществующего проекта и конспектом непроведенного исследования.

Может, и существуют среди историков костюма специальные «шляпологи» и «шапковеды», но перед экспозиционерами не стояла задача сортировать нарисованные головные уборы по эпохам или странам-производителям. Задумка была поинтереснее. Кураторы Евгения Илюхина и Ирина Шиманова совершенно справедливо назвали шляпу не просто элементом гардероба, но и «своеобразным культурным и художественным феноменом».

От себя добавим, что это еще и любопытнейший социальный код. Не только шляпы со шляпками, но и картузы, треухи, косынки, тюбетейки, панамки, буденновки – все то, что осталось за рамками рассмотрения. Поработать с таким пестрым материалом, да еще имея под руками богатейшие фонды Третьяковки, – казалось бы, одно удовольствие. Аксессуары из народной жизни привлекали художников не меньше, чем цилиндры и канотье. Устроителям же интереснее всего остального почему-то показались атрибуты светскости или богемности, но и в этой, более узкой сфере можно было раззадорить себя и зрителей. Не нагонять объем за счет всякой всячины (в этой роли сейчас выступают предметы старинных одежд из Исторического музея, а также фантазийные шляпы Сергея Параджанова для эфросовского «Вишневого сада» и фрагменты коллекций нескольких современных дизайнеров – вещи сами по себе интересные, но от замысла скорее отвлекающие), а выбрать живописные работы поострее и столкнуть их попарадоксальнее. Высечь, что ли, искру из сюжета.

Получилось же пресно и запутанно. На 70 живописных произведений приходится шесть разделов с наукообразными заглавиями – например, «Шляпа как источник зрительского мифа» (хорошо еще, не как зеркало русской революции). При такой структуре даже небольшую выставку, вроде бы неагрессивную в отношении зрительского комфорта, удалось превратить в пространный ребус. Парадная парсуна XVIII столетия рядом с пленэрной дамой руки Осипа Браза (вековой давности) и бутафорскими шляпками Сергея Параджанова (давности уже четвертьвековой) – что бы это значило? Вот и мы не знаем. Уж во всяком случае, под упомянутыми выше и желательными парадоксами подразумевалось нечто другое. Если спросить кураторов, они наверняка дадут разъяснения, но ведь не набегаешься… Выставке остро не хватает самодостаточности при том, что экспонаты полновесны и даже хрестоматийны.

От «Неизвестной» Ивана Крамского, путем контаминации превратившейся в народном сознании в «Незнакомку», от возвышенной Забелы-Врубель, от ларионовского «Провинциального франта», от «Семейной компании» достославного Нико Пиросмани все равно исходит аура гениальности, несмотря на всю их заезженность и растиражированность. Чтобы заставить такие вещи работать на контекст выставки, надо бы точнее строить окружение. Скажем, мирискуснические иллюстрации к «Носу» и «Вешним водам» ничем не плохи, но шляпы там присутствуют лишь номинально. По факту они есть, однако тему, как говорится, не раскрывают, поскольку само их появление продиктовано литературным сюжетом. А умилительные жанровые сценки вроде «Прогулки в коляске» старшего из братьев Брюлловых, Александра Павловича, – только намек на изобилие подобных сюжетов: начнешь их добирать и систематизировать – уже не выберешься. Как не выберешься из пучины дворянских портретов, обозначенных в экспозиции работами Шамшина и Тропинина. А еще бы стоило учесть, что для бубнововалетца Кончаловского шляпа – не столько предмет экипировки, сколько элемент живописной структуры натюрморта, откуда следует необходимость подпирать такие опусы произведениями его «братьев по разуму», но Гончарова с Ларионовым уезжают в другие концы зала по какой-то другой разнарядке…

Всех пожеланий и не перечесть. Может, и не следовало бы придираться: говорят, что выставка создавалась для увеселения публики, для маленьких сердечных радостей и сентиментального времяпровождения. За то, что кураторы не пошли по пути угрюмого стопудового тематизма, как это было недавно со «Звуком и образом» в той же Третьяковке, огромная им зрительская благодарность. Но, перефразируя известное изречение, выскажем мнение, что увеселительные зрелища надо бы делать так же, как серьезные, только лучше. Поскольку с неприятием искусствоведческих трактовок смириться бывает легче, чем с утратой праздничного предощущения.

Новости и материалы
Польский самолет потерял топливный бак во время полета
Агата Муцениеце поцеловалась с Иваном Чуйковым
Появились подробности инцидента с обрушившейся сценой в Мексике
В России появилась новая сеть автосервисов по обслуживанию китайских автомобилей
Россиянки ответили, почему предпочитают мужчин моложе себя
Анастасия Ивлеева кардинально сменила имидж после скандала
Создатель нового «Майора Грома» объяснил, почему не считает бедой уход Netflix
Израиль готовит новые меры против Норвегии, Ирландии и Испании, признавших Палестину
Писториус ответил шуткой на слухи о возможности баллотироваться в канцлеры
Власти Херсонской области заявили о боях в островной зоне дельты Днепра
Беспилотник атаковал Белгородскую область, погибла женщина
Стало известно о задержании замначальника Генштаба РФ Вадима Шамарина
Стало известно, кто сменит Хави на посту тренера «Барселоны»
Язык, на котором женщина говорит во время беременности, меняет мозг нерожденного ребенка
Врач рассказала, при каком заболевании следует выбрать удаленную работу
Аллерголог Алешечкина: удаленная работа помогает смягчить вспышки аллергии
Абхазия возглавила рейтинг самых популярных зарубежных курортов у россиян
Шалимов объяснил, за счет чего «Аталанта» обыграла «Байер» в финале Лиги Европы
В деревне под Тверью ребенок выпал из окна второго этажа таунхауса
Все новости