Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вологодский Петербург

Выставка графики начала века напомнила о Санкт-Петербурге без юбилейной истерики.

Представить прописанное в Питере искусство в свежем ракурсе накануне юбилейного трехсотлетия уже почти невозможно. И даже уже почти не хочется – оглушительный грохот фанфар отбивает всякое удовольствие. Однако празднования продлятся еще долго, надо привыкать.

Выставка «Петербургская графика 1910–1930 гг.», открывшаяся в галерее «Ковчег» (ул. Немчинова, 12, метро «Тимирязевская»), – не самый болезненный способ столкновения с темой. Во-первых, достаточно неожиданным выглядит уже само сопряжение трех городов – московский показ питерской графики из собрания Вологодской областной картинной галереи. Москвичи не часто сталкиваются с культурным достоянием провинции. Все, конечно, в курсе, что и в собраниях областных центров встречаются интересные работы, но из двух-трех шедевров выставки не слепишь, поэтому если что и доходит до столичных вернисажей, так только «в составе сборной» — в качестве добавки к столичным фондам.

Однако с Вологдой случай особый. Дело в том, что вологодское собрание питерской графики уступает, пожалуй, только фондам крупнейших столичных музеев. Стараниями «Северного Кружка любителей изящных искусств» (1906–1922 годы) в Вологде осело изрядное количество весьма интересных работ, а с 50–60-х годов прошлого века сотрудники вологодской галереи начали систематическое собрание и изучение петербургской графики, особенно интенсивно эта деятельность шла в 70–90-е годы.

Как следствие – на открывшейся выставке экспонируются более ста редких рисунков, акварелей и эстампов, а также гравированные и литографированные альбомы тридцати признанных мастеров – Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Николая Калмакова и других. То, что москвичи никогда не видели и вряд ли еще когда увидят.

Приятно и то, что экспозиция не страдает извечным провинциальным недугом – эклектикой. Богатство фондов позволило вологодцам удержать единую линию. «Ковчег» уже выставлял в 2000 году питерскую графику из Вологды, но тогда хронология ограничивалась «Серебряным веком». Нынешняя выставка шире – показан путь от 1910-х к 1930-м годам. По сути, перед нами грамотно выстроенный рассказ «Как петербуржцы становились ленинградцами». Рафинированные изыски начала века, одномоментное превращение в провинциалов, «культурное отчаяние» времен разрухи и военного коммунизма (здесь очень показательна серия литографий Мстислава Добужинского «Петербург в двадцать первом году»), зарождение и становление извечной питерской «культурной фронды», так никогда и не смирившейся с провинциальным статусом, несмотря на эмиграцию мирискусников, идеологические преследования, гибель мастеров и молодых графиков в войну и блокаду… В общем, вся бурная история начала XX века, от «Купчихи» Бориса Кустодиева до офорта Елизаветы Кругликовой «С. М. Киров любуется группой малышей из яслей».

Новости и материалы
Психолог предостерег родителей от гиперопеки детей перед ЕГЭ
В Москве повысится стоимость проезда в городском транспорте
В Курской области объявили опасность атаки БПЛА
Представлен клип к саундтреку якутского фильма «Карина»
В Белгородской области объявили опасность атаки БПЛА
Полет турецкого БПЛА в Иране отслеживали более 200 тысяч человек
В КНДР заявили о повышении готовности к ядерному сдерживанию из-за США
В России исключили применение оружия по вертолету президента Ирана
Пожарные локализовали возгорание на востоке Москвы
Сотрудники парижских аэропортов во вторник проведут забастовку
В двух округах России сохранится холодная погода
Помощник президента Ирана выразил надежду на то, что Раиси жив
В Иране в районе поиска вертолета президента ухудшилась погода
В Москве в течение всей недели ожидается высокое давление
Колумнист журнала Atlantic заявил о гибели Раиси
Турецкий БПЛА вошел в воздушное пространство Ирана
Путин приказал направить 50 спасателей на поиски вертолета президента Ирана
Российский художник Владимир Арефьев празднует свое 75-летие
Все новости