Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Тьма эгипетская

Роман «Эгипет» Джон Краули – первая из четырех книг «фэнтезийного Эко», который писал раньше, больше и непонятней автора «Маятника Фуко».

Джон Краули известен – хотя и не слишком широко – как сочинитель «умного» фэнтези. Его романы не становились бестселлерами, но коллеги, в отличие от читателей, оценивали их очень высоко. Вот слова «самой» Урсулы Ле Гуин:

«Восхитительное безумие, блестящее здравомыслие, — а может, всё разом».

Краули стал в какой-то мере писателем для писателей и критиков жанра, слишком философичным, чтобы выходить большими тиражами, что не помешало ему получить ряд престижных литературных премий. По слухам, издатели в какой-то момент поняли, что не стоило позиционировать Краули именно как «фантаста», попытались передвинуть его в рыночную нишу «мэйн-стрима», поближе к «серьезным» прозаикам, но успеха не добились. Зато это вполне решаемая задача в России, где о Краули мало кто слышал, и в издательстве ЭКСМО его книга вышла в серии «Магический реализм», без всяких отсылок к фэнтези.

Роман «Эгипет» (1987), (он же первоначально «Одиночества») – лишь первая часть тетралогии «Эгипет». Соответственно, если кто-нибудь пожелает узнать, чем же дело кончилось (а заодно, в чем, собственно, было дело), то ограничиться ни одной, ни двумя, ни даже тремя частями ему не удастся. По уверениям самого Краули, именно четвертая часть увяжет концы с концами и объяснит читателю, что имел в виду автор.

Читая «Эгипет», в это легко веришь – возможно даже, что автор в этой четвертой части заодно и сам поймет, что имел в виду. А может быть, как раз этого и не случится.

Итак, в первом романе этот весьма неторопливый автор еще только подступается к тем загадкам, ответы на которые читатель получит в туманном будущем. Пока он решил, что стоит как следует представить главное действующее лицо, незадачливого историка Пирса Моффета, и рассказать о нем побольше всякой всячины, к основной теме книги явственного отношения не имеющей. То же касается и окружающих Пирса людей, и только между этих вялых потоков скучной информации можно отыскать островки, населенные совсем другими персонажами.

Это и есть настоящие жители Эгипта, несуществовавшей страны: доктор Ди – современник Шекспира и маг, таинственный предсказатель Толбот – а может быть, просто жулик, и, наконец, сам Джордано Бруно.

Ниточка к ним протянута через читаемые нашими современниками книги Феллоуза Крафта, почившего писателя, а книги у него разные, и если в одной Бруно таков, каким мы привыкли его представлять, то в другой окажется совсем иным. Хотя дело, конечно же, не в этом, а в том, что мир прежде был совсем иным, прежде в нем имелись Грааль, королевство Артура и прочее, а теперь его нет. Что-то куда-то подевалось, и Пирсу вроде бы уже понятно, куда, а вот объяснить это читателю Краули на почти шестистах страницах никак не может. Или не хочет.

Время от времени в «Эгипте» попадаются знакомые откровения, вроде того, что тайные общества вовсе не имели такого уж влияния на ход мировой истории, но, по представлениям людей, они это влияние имели, и вот это-то представление и имело влияние.

Умберто Эко излагал подобные мысли куда яснее и остроумнее, но обвинить Краули в заимствовании нельзя, его книга вышла раньше.

Однако поскольку «Маятник Фуко» оказался куда популярнее, то к Краули приклеилось определение «фэнтезийный Эко». На мой взгляд – совершенно несправедливое, потому что в сравнении с облаком туманных мыслей Краули извилистый сюжет Эко подобен краткой вспышке молнии. Краули явно пишет совершенно о другом, но о чем именно – по первой книге судить очень трудно.

Хороший фэнтези предполагает волшебство не только в сюжете, но и в самой ткани текста. Видимо, это и сыграло с Краули злую шутку – он так старательно формирует свой особый, нечеткий, нереальный мир, что и восприятие романа становится таким же. Что в череде событий играет роль, а что – нет? Пока автор предлагает иметь в виду все детали, что само по себе нелегко, учитывая толщину тома и отсутствие стройного сюжета. Читателям, которым «Эгипет» понравится – а такие обязательно найдутся, – остается пожелать терпения дождаться выхода всех четырех книг. А еще самоотверженности, которая им потребуется, чтобы перечитать их все одним махом и приобщиться наконец к тайне Эгипта – фальшивой страны, которой никогда не было и которая отчего-то так важна для нас всех.

Джон Краули, «Эгипет». М.: Изд-во «ЭКСМО»; СПб: Изд-во «Домино», 2004

Серия «Магический реализм»

Новости и материалы
«Аталанта» Миранчука сыграет с «Байером» в финале Лиги Европы
Армия ЦАР объявила о праздничном салюте в честь 9 мая
Российские самбисты выиграли четыре золота в первый день Евро-2024
Ракету, предположительно, западного производства сбили над Мариуполем
В районе ЗАЭС была объявлена воздушная тревога
Стало известно имя нового короля фигурного катания
Wink и «Кинопоиск» оштрафовали за пропаганду ЛГБТ*
Российская полиция в Сирии заблокировала колонну «международной коалиции»
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Яна Рудковская показала сыновей в военной форме на льду
Тренер «Ариса» прокомментировал новый контракт Кокорина
Пять стран усилят контроль по санкциям против России
Стало известно, кто точно не возглавит «Спартак»
Два украинских беспилотника сбиты над российским регионом
Российская гимнастка предложила ввести уголовное наказание за оскорбление женщин
Кендалл Дженнер показала фигуру в цветочном бюстгальтере под водой
Тарасова жестко прокомментировала переход Игнатова к Плющенко
В Вене люди с украинскими флагами попытались сорвать шествие в честь Дня Победы
Все новости