Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пейзаж с коньяком и спичрайтером

Выставку фотографий помощника президента, переводчика Брежнева и известного художника нужно ловить, пока не сбежала в Европу, — если это кому-то нужно.

Помощник президента опаздывал на свою выставку в Третьяковке – совещание в Кремле, куда тут денешься. Нервничал, может быть, на часы поглядывал, начальство поторапливал. Выставку тем временем открыли без него, поскольку два других экспонента присутствовали, а публика уже втягивала ноздрями коньячный аромат и косилась на банкетные столы…

Лев Мелихов, Сергей Ястржембский и Валерий Сировский – три фотографа, удостоенные выставки в национальной галерее. Собственно, сначала это была выставка Мелихова – резонная, заслуженная персоналка известного фотографа-профессионала. Но он вдруг решил поделить зал с двумя знакомыми фотографами-любителями. Так, по крайней мере, рассказывали организаторы на открытии. Труднообъяснимое решение. Возможно, спонсорская поддержка и перспектива дальнейшего турне выставки по европам сыграли свою роль. А может, так, от широты души, поделился третьяковским залом с учеником Сергеем Ястржембским и товарищем Валерием Сировским.
Удивительная история.

Раньше всегда казалось, что Третьяковка имеет некрофильские наклонности – любит хороших, но мертвых художников.

Она только начала исправляться и показывать хороших и живых. Одного, другого… И тут бац – сразу трое, не художники, а фотографы, и двое из них – дилетанты, к тому же фотографии у них так себе. В общем – смелый шаг. И многообещающий. Какие перспективы замаячили, чуете? Стоит только держаться выбранного курса и спонсоров.
Всеобщий фотографический бум долгое время не сказывался на политике галереи. Лишь в последнее время светопись проникает в залы музея, да и то – постепенно и с оговорками. Сделали, например, выставку Виктора Великжанина недавно, но, будто бы в оправдание, выбрали серию, в которой на снимках – известные художники, настоящие, те, что с красками возятся – вроде как ближе это третьяковцам, знакомее. А тут вдруг – такая широта взглядов.
…Коньячный спонсор не жалел продукта. Третьяковские дамы выглядели растерянными, а когда в залах установили дополнительные рекламные щиты, совсем погрустнели. Александр Ильич Морозов, замдиректора по науке, должен был сказать речь, но предусмотрительно заболел…

Каждый из участников выставки теперь может вписать в биографию: «22 января 2004 года – выставка в Третьяковской галерее». Такой экспозиции не требуется больше одного-двух дней. А то еще зрители набегут, да рассмотрят хорошенько.

И увидят, что помощник президента, берущий уроки фотографии у Льва Мелихова, пока что «студент», по выражению самого маэстро. Снимает пейзажные мотивы со сложным объемом и пространством, непередаваемым на плоскости, попросту говоря, снимает как новичок – то, что понравилось вживую, не видя, как это будет в кадре. Использует, как и учитель, «рыбий глаз», но так, как Мелихов, применить его не умеет.

Валерий Сировский – дилетант с несколько большим послужным списком. Он уже участвовал в проекте архитектурной фотографии «24» куратора Авакумова, выставлял путевые зарисовки на летнем «Форуме художественных инициатив» и вписывался в другие выставочные затеи. В Третьяковке он показал фото, снятые в Тоскане прошедшей осенью. Говорит, было так красиво, что не мог не снять. Подход вроде бы такой же, как у спичрайтера, – туристический, однако получается лучше. Фактура, конечно, невероятная, но и снято умело.

Сировский тоже не чужд высших сфер – работал переводчиком с итальянского у Хрущева и Брежнева.

А еще снимался в кино, дружил с Тонино Гуэрра и т. п. – человек богатой судьбы. Одним словом, в компании с президентским помощником выглядит достойно.

Друг и учитель, фотограф «Огонька», «Эксперта» и прочих изданий, Лев Мелихов имеет менее разветвленную биографию – снимает всю жизнь. Здесь тоже был показан пейзажами: людей фотографирует редко, хотя умеет и это. Сибирские снимки делал с вертолета, чуть не выпал. Сначала кажется, что эффектность в его карточках – от природы, но потом осознаешь, что тот же вид без Мелихова мог быть зауряднейшим, а мастер изображение сам лепит.

Не торопитесь в Лаврушинский переулок – выставка, наверное, уже укатила в Лондон или Флоренцию какую. Тем лучше. В Третьяковке освободился зал – в ожидании новых амбициозных фотолюбителей и спиртосодержащих спонсоров.
А может и нет – пройдет по графику, а уедет только потом. Когда такие противоречивые силы задействованы, ни в чем уверенным быть нельзя.

Выставка «Триалог», Лаврушинский пер., 12, до 5 февраля.

Новости и материалы
«Спартак» объявил об уходе Джикии
В Казахстане опровергли сообщения о группах пакистанских студентов на границе с Киргизией
В Мюнхене экоактивисты устроили акцию протеста на территории аэропорта
Россиянам рассказали, куда дешевле всего поехать на море в конце мая
Новые части Call of Duty станут бесплатными для пользователей Game Pass
Ушаков назвал успешными переговоры Путина и Си Цзиньпина
Власти Севастополя объяснили ситуацию с отключениями света
Подполье уничтожило железнодорожный релейный шкаф в Харьковской области
Силы РФ поразили бригады ВСУ, гаубицы и артустановки
Адвокаты Промеса сделали заявление после того, как игрока выпустили из тюрьмы
Вице-премьер Словакии рассказал, почему Фицо не перевозят в столичную больницу
Автомобиль перевернулся в результате массовой аварии в Москве
Названы потери ВСУ в зоне действий группировки «Юг»
Российские военные сбили 37 беспилотников ВСУ
Российские бойцы разбили два танка и британскую гаубицу FН-70
Стало известно, где в России сильнее всего подорожала аренда «однушки»
Группировка «Запад» отразила контратаку украинских войск в ЛНР
Пациентам женщин-гастроэнтерологов реже требуется неотложная помощь, выяснили ученые
Все новости