Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Музей доброго дедушки

Коллекцию Павла Эттингера, распыленную по музейным отделам, ГМИИ им. Пушкина вновь собрал в одном месте.

Помнится, в одной известной книжке про авиатора-неудачника и маленького инопланетянина взрослые задавали дурацкие вопросы: «сколько у него денег», «какой у него дом», вместо того чтоб спросить: «какого цвета у него глаза» или «что он любит на завтрак».

Так вот, в коллекции Эттингера было 11345 художественных произведений, несколько тысяч книг, еще больше тысяч писем. Русской графики – 5 тысяч листов, иностранной – более 1400. Да за одного Малевича можно было бы срубить на аукционе кучу денег – хоть и плохонький рисунок, но имя раскрученное.

Ни об Эттингере, ни о Малевиче эти цифры ничего не говорят. Создателя секты супрематистов оставим пока в покое, речь идет о коллекционере. И говорят о нем те самые письма, которые в таком диком количестве он сохранил. Взять, хоть подписи: «Ваш Шагал», «Ваш Д. Митрохин», «Ваш М. Ларионов», «Ваш Н. Куприянов»…. Одни имена чего стоят – почти весь цвет российского искусства первой половины ХХ века. А обращение «Ваш»? Конечно, формальная куртуазность речи, принятая в давно умершем эпистолярном жанре. Может быть. А вот еще строчка: «Нельзя ли в Москве как-нибудь достать лаку для офорта». Это художник Николай Купреянов – коллекционеру Павлу Эттингеру.

Будто дедушке своему пишет.

Эттингер и был таким дедушкой – приятной наружности старичок с седой бородкой. Чехов и Папаша Танги в одном лице. Ценитель и знаток искусства, писатель статей в энциклопедии и словари, художественный критик, взвешивающий суждения, но произносящий все, что видит и думает, без опаски обидеть. Все это – при полном отсутствии искусствоведческого образования.

Тем удивительнее, что художники весьма уважали Павла Давыдовича. Ведь, в отличие от ситуации сегодняшней, все, что происходило тогда в искусстве, было в рамках традиционных станковых искусств, где существуют внутрицеховые критерии качества. И надо было взять на себя смелость писать о выставках, раздавать тычки Баксту, Сомову, Ционглинсокому, Малявину, Тархову, другим. Однако он не был мастером «разгромных» статей. О выставках Эттингер писал аккуратно, лаконично – так же, как он делал это для энциклопедий и словарей. Авторитет его состоял из свойства, которое Игорь Грабарь выразил как «очень понимающий человек». Графики говорили, что он следит за ними с «отеческим вниманием». Поэтому и подписи искренние. Такая, например (на подаренном рисунке):

«Многоуважаемому Павлу Давыдовичу на память от выздоровевшего М. Врубеля», — художник тогда думал, что одолел свой душевный недуг.

Но вернемся к коллекции. Собиралась она в основном из подаренных работ. Кое-что Эттингер покупал, но меценатом не имел возможности быть, хотя делал многое – устраивал выставки, читал лекции, участвовал в комиссиях, показывал вещи из своего собрания. После революции жил в коммунальной квартире, где в одной комнате хранил все свое «богатство».

Большая часть из представленного – тиражная графика. Но есть и рисунки. Чудесная черная тушь Петрова-Водкина, не хуже, чем в Третьяковке. Классная акварель Владимира Лебедева, которую Эттингер выменял у автора на редкий каталог Ренуара. Ларионов, Татлин, Кончаловский, Осмеркин, Давид Бурлюк, Леонид Пастернак – список огромный. Уровень вещей разный, но поражает именно этот охват, не зря выставку назвали «музеем» Эттингера.

В живописи есть хорошие вещи, хотя имена не слишком громкие: Вениамин Эйгес, Роман Семашкевич. Правда, в иностранной части коллекции есть один перл – пейзаж Будена 1871 года, действительно музейного уровня. Из прочих иноземцев – Домье, Майоль, Дерен, Пюви де Шаванн, Уистлер, кое-кто из немецких экспрессионистов и «новых вещественников». Все это тиражные работы, как и отдельная часть экспозиции – польские плакаты времен модерна.

И все равно: не будь этой коллекции, не будь статей в журналах и словарях, одних только подписей на письмах, адресованных Павлу Эттингеру, хватило бы для уважительного к нему отношения. Даже статистически хватило бы.

Музей личных коллекций. Волхонка, 14. «Музей Павла Эттингера» – до 26 сентября.

Новости и материалы
Власти Новороссийска предупредили жителей о возможной воздушной угрозе
Собиравшего деньги для ВСУ экс-студента МГУ с Украины не пустили в Грузию
Движение по Крымскому мосту временно перекрыли
В ходе митинга в Мексике застрелили кандидата в мэры
Средства ПВО пресекли атаку ВСУ ракетами ATACMS и дронами по территории России
В Tesla Илона Маска начались проблемы, которые несут риски для инвесторов
Лавров раскрыл, какой шаг Москвы и Минска должен вразумить Запад
Норвежский парламентарий призвал разрешить Украине бить по России западным оружием
Площадь пожара на востоке Москвы выросла
Орбан объяснил, почему Венгрия остается в ЕС и не присоединяется к БРИКС
Россиянам рассказали, как нельзя хранить деньги
Российские военные пленили спецназовцев ГУР МО Украины
Китай готов сотрудничать с арабскими странами в деле построения многополярного мира
Лавров рассказал об основном принципе переговоров по Украине
Российские вертолеты сорвали ротацию украинских военнослужащих
Номер сложности пожара на востоке Москвы повышен до третьего
Один ребенок погиб, десятки человек ранены в результате израильского удара по Сирии
Лавров назвал США соучастником преступлений Украины
Все новости