Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Разные ноги
родной милиции

Новая серия детских книг про Ульяну Караваеву рассказывает о том, как заработать сержантские лычки и чем занимаются спелеозоологи.

Наши дети будут твердо знать, что для успеха в жизни необходимо только одно — волшебная палочка. Иначе, без этого продолговатого предмета с пером феникса внутри, ты так и останешься ничем не примечательным маглом, фраером ушастым, судьба которого — открыв рот наблюдать за забавами волшебников и время от времени подвергаться операции стирания памяти.

В самом деле, практически вся издаваемая у нас в стране детская литература — это фэнтези. От магов, волшебников, колдунов, чародеев и прочих волхвов с шаманами малолетним россиянам не продохнуть. И все эти кудесники правят миром, исподволь вершат судьбы человечества и пасут мирные народы. А как быть тем, кто лишен возможности превратить муху в слона?

Выхода видится два.

Либо писать в ООН жалобу на господ писателей, дискриминирующих население, не обладающее магическими способностями, и развивающих в детях комплекс неполноценности. Либо писать детские книжки в другом жанре.

По второму пути и попыталась пойти московская журналистка Дарья Варденбург, которая сначала объясняла в модном журнале родителям, что им делать с детьми, а потом решила обойтись без посредников. Итогом решения о смене аудитории и стала серия об Ульяне Караваевой, насчитывающая на сегодняшний день две книги: «Приключения Ульяны Караваевой» и недавно вышедшую «Ульяна Караваева и Мертвый Билл».

В издательстве «Азбука» так обрадовалась отсутствию опостылевшей магии в этих повестях, что серию, в которой они вышли, обозвали «Новая детская литература». Что, конечно же, неправда, потому как литература как раз старая. Подобным «сказкам про жизнь», где читающие мысли старушки ездят в пригородных электричках, а изобретенный зверь кротопес, выведенный специально для рытья шахт, отъедается на кухне макаронами по-флотски, несть числа. На всех этих капитанах Врунгелях, праздниках непослушания, Васях Куролесовых, каруселях над городом, сундучках, в которых что-то стучит, и прочих матросах Солнышкиных выросло не одно поколение.

Ульяна Караваева — из этого же ряда. Обычная пятиклассница, изобретательница роликов со встроенным магнитофоном и магнетерки без кольбувидных бречел, отправляется на поиски своего отца, известного спелеозоолога, пропавшего в алмазной шахте вместе с тем самым кротопсом. Как положено, в повести появляются охотящиеся за алмазами бандиты, передвижной цирк Хря пы, фальшивые воздухоплаватели и бывший преследователь, а потом верный друг Ульяны — курсант Фаза.

Тот самый, что с детства мечтал быть моряком, а когда ему в военкомате объяснили, что людей с конечностями разной длины во флот не берут, «но возьмут в милицию», пошел и, «ничего не соображая от горя», записался в органы внутренних дел.

Все, конечно, закончилось хорошо: кротопса, папу и поросенка Помидорчика спасли, Фаза заработал лычки, а книжка получилась очень даже неплохой, периодически заставляя вспоминать великолепные сказки Юрия Коваля. Иногда, правда, сходство усиливалось настолько, что на язык просилось очень обидное слово «эпигонство», ну да кто в своей дебютной книге не грешил подражательством? В любом случае, на нынешнем детсколитературном безрыбье мы имеем даже не рака, а лобстера. Отдельный респект — художнику Дмитрию Непомнящему, чей вклад в успех книги вполне сопоставим с авторским.

К сожалению, во второй книге серии — «Ульяна Караваева и Мертвый Билл» — легкость и юмор как-то поблекли. Изобретатели кротопсов уступили место бомжам, воров с пирожками сменили похитители, захватывающие детей, главный негодяй стал терминатором, а действие из родных палестин с сельскими магазинами перенеслось в заморские страны с сокровищами фараонов.

И, самое главное, пропала едва ли не основная составляющая сказки — достоверность.

Когда читаешь: «Из-за саженцев, зеленевших между лавками, казалось, что вагон электрички превратился в сад и года через два здесь будут шелестеть листьями яблони, груши и сливы», — без проблем поверишь и в кротопса, вполне себе вписывающегося в знакомые на собственных боках реалии пригородного транспорта. Но, если в не менее привычном черноморском городке обнаруживается пиратский кабак с хозяином-голландцем, даже самый доверчивый ребенок поморщится: «Сказки…».

Впрочем, у Дарьи Варденбург еще остается возможность отыграться — серия про Ульяну Караваеву будет состоять минимум из трех книг.

Д. Варденбург «Приключения Ульяны Караваевой», СПб., «Азбука-классика», 2004.

Д. Варденбург «Ульяна Караваева и Мертвый Билл», СПб., «Азбука-классика», 2004.

Новости и материалы
Назван один из самых провоенных политиков Евросоюза
Россия ударила КАБами по позициям украинской армии
В Киеве заявили, что Украину ждут годы отключений электричества
Роналду побил рекорд чемпионата Саудовской Аравии по голам
Женщина стала фигуранткой уголовного дела, похитив спасательные жилеты из самолета
Орловский губернатор прокомментировал задержание своего советника
На Западе заявили о планах Зеленского столкнуть США и Китай
Экипаж попытался сжечь яхту, на борту которой находилось более 400 кг кокаина
Во Франции назвали Захаряна одной из величайших надежд российского футбола
В мозге обнаружена область, ответственная за оказание помощи другим
Назван новый фактор развития депрессии
Мужчина впал в кому после драки на парковке в Екатеринбурге
ВСУ нанесли удар по Луганску
Депутат Водолацкий пообещал скорое взятие Часова Яра
Российская теннисистка впервые рассказала об отношениях со второй ракеткой мира
Наличие большой семьи сохраняет остроту ума, выяснили ученые
Врачи перечислили ранние признаки рака кожи
При атаке на Горловку пострадали спасатели
Все новости