Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Трусы им. Лифшица

В кинотеатре «Фитиль» покажут видеопрограмму Дмитрия Гутова «Эксцесс незаинтересованного созерцания». Нижнее белье девушек будет соседствовать с документальными кадрами о советском искусствоведе Лифшице.

В течение пяти последних лет Дмитрий Гутов не слишком, как он сам говорит, заинтересованно созерцал короткие юбки девушек, подымающихся по эскалатору, игру мальчика в футбольный мяч и переход пешеходами проезжей части. Увиденное он по большей части незаметно снимал на камеру и сопровождал затем какой-нибудь хорошей музыкой типа Бетховена или «Пинк Флойд». В результате получилось штук семь короткометражных фильмов о жизни. Пять из них и составили данную видеопрограмму.

На самом деле верить Гутову, как и любому современному художнику, следует с некоторой долей осторожности.

Московский зритель уже привык к тому, что вот уже лет десять отечественные авторы постоянно стараются его на что-либо спровоцировать. Включить, к примеру, миксер, где плавает золотая рыбка. Поучаствовать в убийстве живой свиньи, завезенной с этими целями в одну из центральных московских галерей. Пнуть ногой табуретку, на которой стоит человек с петлей на шее.

С Дмитрием Гутовым, который, в отличие от своих коллег, в особенно кровожадных проектах замечен вроде бы не был, дело обстоит гораздо сложнее.

Так, единственной более или менее внятной провокацией стала масштабная инсталляция в галерее «Риджина». Художник заполнил выставочный зал несколькими тоннами грязи, а для осмотра экспозиции предложил перемещаться по намеренно неустойчивым деревянным доскам. В других своих проектах Гутов апеллировал в основном к простым человеческим эмоциям: любви, ненависти, ностальгии, состраданию. К примеру, однажды он сделал чрезвычайно грустное видео о слепых певцах, исполняющих в подземных переходах песни о зрении. А в другой раз в небе над пионерским лагерем имени космонавта Гагарина повесил облако из тысячи воланчиков для игры в бадминтон. Но это-то и подозрительно.

При всем своем человеколюбии и симпатии к понятным формам искусства — главной для него остается все-таки живопись — кабинетный интеллектуал и философ Гутов считается одним из самых радикальных современных художников. В 1994 году он совместно с Константином Бохоровым основал Институт имени известного советского искусствоведа и эстетолога Михаила Лифшица.

Основной тезис Лифшица звучал примерно так: все современное западное искусство — г…

И вот уже много лет Дмитрий Гутов пропагандирует, причем довольно оригинальным способом, теории Лифшица, а заодно и Маркса — одного из своих любимых философов.

Обычно мероприятие в институте — будь то лекция или празднование дня рождения Лифшица — проходит так. В одной комнате собираются несколько человек. На столе обретается большое количество красного вина, сыр, зелень и лаваш. Гутов зачитывает какой-либо фрагмент из сочинений Лифшица. Далее следует дискуссия, причем вопросы и ответы происходят в форме речитативов, а то и арий из тут же придуманных собеседниками опер. К слову сказать, в «Эксцесс незаинтересованного созерцания» почему-то не вошел один из самых известных фильмов Гутова — «Революционная опера», где имеет место как раз такая беседа. Мероприятия, на первый взгляд, безобидные («У нас все очень весело», — признается Гутов) однако, по большому счету, все это на фоне современной арт-ситуации выглядит не менее эксцентрично, чем скандальные выходки и раздевание Бренера и Кулика на заре 90-х.

Вот и с нынешней видеопрограммой не все так просто.

«Случаются такие моменты в жизни, — рассказывает автор, — когда ничего не остается, как наблюдать за происходящим вокруг без какой-либо практической цели».

Вместе с тем беззаботную игру мальчика с футбольным мячом (фильм «Eroica») Гутов снабжает скорбными звуками Траурного марша из Третьей симфонии Бетховена. А невинная, на первый взгляд, «Демонстрация», где в съемках принимали участие члены радикальной арт-группировки «Радек», вообще выглядит как политический жест. Художники незаметно присоединялись к толпе пешеходов, ожидающих зеленый свет. И, когда он наконец загорался, доставали транспаранты с анархистскими надписями и в таком виде следовали через улицу.

По мнению созерцающих все это дело милиционеров, практическая цель здесь все же имелась. И даже понятно, какая.

Кинотеатр «Фитиль», программа клуба «Сине Фантом», «Эксцесс незаинтересованного созерцания», 10 августа, 20.00.

Новости и материалы
Путин оценил состояние европейской экономики
Чиновница в Адыгее получил 5 лет за взятку сотруднику ФСБ
Мужчина с винтовкой открыл стрельбу в сторону прохожей в Сочи
Стало известно, почему «Спартак» не возглавил Сарри
Камера бюджетного Pixel 8a оказалась лучше, чем у Galaxy S24 и iPhone 14
Отечественные вина скоро займут более 60% полок российских магазинов
Премьер Словакии пришел в сознание после покушения
Российские врачи 17 лет боролись за здоровье юноши, выпившего жидкость для прочистки труб
Белоруссия планирует построить в Карабахе «нечто наподобие агрогородка»
Столичный суд вынес приговор еще одному фигуранту по делу о вымогательстве
«АвтоВАЗ» устранил главную проблему модели Lada
Во Франции назвали сюрпризом продвижение ВС России под Харьковом
Стало известно, почему «Спартак» отказался от приглашения Ивича
Богатейшая женщина Австралии потребовала убрать ее портрет из Национальной галереи
Словацкой ZSE Energia запретили вести спор с «Газпром экспортом» за рубежом
Из Харьковской области эвакуировано более 9 тыс. человек
Путин рассказал, сколько времени тратит на чтение
Дочь Волочковой отказалась строить карьеру под своей фамилией: «Для матери это огорчительно»
Все новости