Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Поклонную гору превратят в шапито

Карнавальным шествием завтра открывается беспрецедентный для России II Всемирный фестиваль циркового искусства.

Когда классик марксизма-ленинизма изрекал свое знаменитое: «Важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк», он отнюдь не эпатажничал. Чаяния масс этот плешивый волгарь чуял нутром. Слова у него обычно не расходились с делом, и 26 августа 1919 года Совет народных комиссаров принимает декрет «Об объединении театрального дела». «Белые цыгане», как тогда называли циркачей, стали государевыми людьми, а развитие цирка – государственной политикой. Так появился советский цирк, который через несколько лет стал лучшим в мире. Именно цирк, а не Большой театр первым стал приносить СССР валюту – с 1959 года он колесил по всему миру, от Нью-Йорка до Токио, исправно качая в страну зеленые купюры. Олег Попов или дрессировщики Филатовы были такими же брендами на внешнем рынке, как постановки Григоровича или танцы ансамбля «Березка», и впереди планеты всей мы были отнюдь не только в области балета. Москва, подвинув Париж и Берлин, стала новой цирковой столицей мира.

Не хуже дело обстояло и на внутреннем рынке. Если в Европе в послевоенные годы количество построенных цирков исчислялось единицами, то в Союзе они росли как грибы, и от тех времен только России осталось более сорока цирковых зданий, наставленных от Пскова до Владивостока. Цирк любили и в цирк ходили.

Артисты до сих пор рыдают, вспоминая золотые 70-е, когда только в Крыму с мая по сентябрь народ окучивали 17–19 цирков и 4 мотоциклетные «Вертикали», и билетов было не купить.

Когда наследники вечно живого Ильича стыдливо кастрировали цитату до общеизвестной редакции, они тоже это сделали не случайно. Ну в самом деле, какое это искусство? Каждый родитель (другие в цирк не ходят) в курсе: цирк – это убогое заведение, где пахнет навозом, где гнутся женщины в битых молью костюмах с блестками и докучливый клоун брызжет в публику водой из оранжевой клизмы. Искусство – это Нина Чусова и Андрей Сокуров, это вернисажи и рок-фестивали, это писатель Сорокин в Большом и попса на Васильевском спуске. А цирк ваш – клиент сельского ДК, колхозников развлекать, и место ему – между кукольным театром и новогодним утренником.

Все это так, российский цирк действительно в глубоком… пусть будет «кризисе», чтобы без грубостей. Однако не стоит думать, что все цирковое искусство исчерпывается плешивыми животными и пошлыми коверными. Как и любое искусство с вековыми традициями, цирк просто не мог помереть, даже не подергавшись. На самом деле цирк остается искусством, он развивается, видоизменяется и делает серьезные вещи. Кроме чешущих по Комсомольскам-на-Амуре реликтов застоя «с бегемотом и фокусниками» есть более чем респектабельный цирк «Дю Солей», спонсировать который не брезгуют «Ай-Би-Эм», «Кока-Кола» и «Америкэн Экспресс». Есть Лас-Вегас, Атлантик-Сити, есть Рено и цирк Ронкалли. Есть авангардный цирк, есть клоунские представления, собирающие серьезную публику вроде того же Полунина, есть, в конце концов, совершенно чумовые китайцы, которые в последние годы изрядно потеснили нас на мировом пьедестале.

Курьезность ситуации состоит в том, что первенство русской школы никто не отменял и весь этот «серьезный цирк» держится на русских циркачах; во французском «Дю Солей» «бывший наш народ» составляет 62% состава, в американских цирках – до 87%.

Однако увидеть «другой цирк» у нас проблема: как только в российских труппах появляется артист мирового уровня, он быстро оказывается за кордоном, где за один выход платят эквивалент месячного жалованья в родных палестинах. Гастроли тоже проблематичны – цена билета на тот же «Дю Солей» варьируется от 80 до 150 баксов, и в Россию они вряд ли поедут.
Пока же наш цирк попал в порочный круг: чтобы были деньги на серьезные проекты и артисты не валили за бугор, надо, чтобы российский зритель пошел в цирк. А чтобы российский зритель пошел в цирк, надо, чтобы циркачи не валили за бугор и на родине делались серьезные проекты.

Отчаявшееся руководство «Росгосцирка» решило разомкнуть круг и с 28 сентября по 2 октября поставить родному детищу здоровенную клизму. В Москве, на Поклонной горе пройдёт II Всемирный фестиваль циркового искусства.

Поклонники цирка ждали его девять лет, первый фестиваль показывали на Красной площади еще в 1996 году. Как и тогда, воспользовавшись тем, что именно в эти дни в цирках всего мира заканчивается сезон, в Москву выдернули действительно первый эшелон. Приедут действительно сливки; достаточно сказать, что среди участников фестиваля пять обладателей циркового «Оскара» — лауреатов «Золотого клоуна» Международного фестиваля циркового искусства в цирке Фонвьей в Монте-Карло, своеобразного чемпионата мира среди циркачей.

Собрав лучшие силы российского цирка в компании с мировым десантом из 12 стран, организаторы фестиваля набрали участников на две полноценные программы по 15 номеров каждая. Программа фестиваля действительно очень сильная, это признают даже противники руководства «Росгорцирка». Будут лучшие в мире акробаты на подкидных досках под руководством Вячеслава Черниевского (золото Монте-Карло) и кенийские акробаты «Джамбо-Мамбо», классика мирового цирка – воздушный полет «Журавли» Вилена Головко и китайский авангард пекинской группы «Миритель» (чьи трюки, считается, невозможно повторить), обладательница титула «Принцесса российского цирка» Кристина Баутина с номером «Цветок на асфальте» и испанец Пикассо-младший, жонглирующий ртом.

Бразильские мотоциклисты, «Кубанские казаки», швейцарец, живущий на потолке, и дрессированные попугаи, французские музыкальные клоуны и испанские «Лос Кирос» — лучшие, как считают профи, канатоходцы мира — собираются шокировать москвичей.

Реквизит для всего этого интернационала везли на четырех большегрузных судах, на Поклонной горе сработали уникальное шапито вместимостью более 2 тыс. человек, специально оборудованное для уникальных номеров – его высота не 18, как положено, а 22 метра, а диаметр арены не 13, а 46 метров. Устроители обещают открыть завтра фестиваль карнавальным шествием нескольких сотен цирковых артистов, анонсируют отдельную программу испанских трюкачей-мотоциклистов Diorios, а когда стемнеет, в вечернем небе покажут лазерное шоу «Карта». Завершится открытие фестиваля представлением Театра огня и уникальным опасным трюком канатоходца Ласло Шимета. Специально для него установлены специальные фермы высотой 24 метра, и на этой высоте он ночью в лучах прожекторов без всякой страховки пройдет над Кутузовским проспектом более 120 метров.

Всего в рамках фестиваля с 28 сентября по 2 октября пройдет четыре представления, из них два, 30 сентября и 1 октября, будут общедоступными. Ну а для тех, кому не судьба оказаться за пологом шапито, в сети на сайте Cultu.ru пройдет прямая интернет-трансляция.

Судя по масштабам задуманного, «Росгорцирк», похоже, и впрямь собрался отвесить нашему закисшему цирку изрядного пинка, дабы сбить с него нафталин. Удастся ли это организаторам, увидим после фестиваля.

Новости и материалы
Защита обжалует решение об аресте замминистра обороны Иванова
Стало известно о «завуалированном ударе» Си Цзиньпина по США и союзникам из-за России
Наркологическая клиника Стаса Пьехи заработала десятки миллионов рублей за год
Тренер «Балтики» получил денежный штраф из-за слов о позорном судействе
В Курской области ВСУ нанесли удар по трактору
Мария Шумакова рассказала, как худеет после родов: «Не влезаю в парадный гардероб»
В Польше началось следствие в отношении бежавшего в Белоруссию судьи
Объем международной финансовой помощи Украине резко сократился
Политолог прокомментировал возможный отказ НАТО от ввода войск на Украину
Британия лишит дипломатического статуса некоторые объекты РФ
Покупатель дома заплатил первоначальный взнос монетами, которые копил 3 года
Замминистра обороны Иванова оставили в СИЗО
Бойца поп-ММА, врезавшегося на Porsche в разведённый Троицкий мост, поймали
Парад Победы в Воронеже пройдет без широкого круга зрителей
В МИД РФ пообещали ответить на высылку военного атташе страны в Британии
В ЕС раскритиковали Бельгию за высокий налог на доходы от российских активов
Россиянин отправил почтой золото и серебро на миллионы рублей и попал под суд
Александр Ревва с семьей улетел из России
Все новости