Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Есть ли жизнь вне Путина

Появился в продаже журнал «Крокодил» — новый проект Сергея Мостовщикова для тех, кого «достало».

Людмила Петрушевская со счастливым смехом гладит страницы журнала: «Заранее желтые!» Сергей Мостовщиков пускается в объяснения, с каким трудом была найдена эта ужасная бумага, что-то про школьные тетради из Твери. Из плотного бумажного конверта с надписью «Крокодил. Сатирический журнал. Издается с 1922 года» и апокалиптическим выносом «НЕФТИ В СТРАНЕ ОСТАЛОСЬ НА ДВА ДНЯ, стр. 9» выпадают несколько листочков сушеного лавра – важнейшего кулинарного элемента для консервов, обрывка венка победителя. И то и другое в данном случае вполне уместно. Тут важна перспектива –

очевидно, что стоящий неподалеку чугунный крокодил с трезубцем гладиатора, отлитый из первых плавок Магнитки как талисман редакции, видал и более дикие вещи.

Петрушевская здесь потому, что в журнале опубликована ее «Большая семья» — поэма в стиле рэп, как гласит пояснение. Про опидорасившийся от безработицы завод, разговор двух подруг и превратности семейной жизни. Мостовщиков здесь как главный редактор, потому что не очень понятно, кому еще быть главным редактором современного «Крокодила». Капище с чугунным крокодилом – символ преемственности.

Собственно говоря, только присутствие чугунной вооруженной рептилии может вызывать вопросы. Какое отношение имеет вновь открывшийся журнал к старому славному изданию, кому будет грозить трезубец, поддевавший и нэпманов, и фашистов во время войны, и несунов в эпоху брежневской вечности?

Тут есть проблема.

В советское время «Крокодил» защищал интересы общества, — размышляет вслух Мостовщиков, — боролся с пороками. А я не хочу защищать ценности этого общества. «Крокодил» — журнал для людей, которых достало – что угодно: политика, погода, ботинки.

Собственно, идеология журнала должна чувствоваться еще на прилавке – плотный бумажный пакет, в который упакован «Крокодил», отражает «непрозрачность» журнала в противовес модной прозрачности, позволяющей иметь хорошую кредитную историю и добрые отношения с налоговыми органами. А также цена – около ста рублей. Во-первых, потому что журнал с таким количеством иллюстраций, авторских текстов и вложенного труда не должен стоить дешево. Во-вторых, потому что в нем не должно быть рекламы. Тираж в 12 тысяч – порог окупаемости. Новая формула свободной прессы?

Впрочем, узнаваемость все же есть. Но не со старым изданием, которое, правда, и в годы расцвета очень свободно обращалось со своим логотипом, шрифтами и общим выражением лица. По формату, качеству бумаги, рисованной обложке, интонации текстов журнал обречен на сравнение с «Большим городом» — неизбежное, но, по мнению Мостовщикова, несправедливое. В «Крокодиле» нет даже оглавления, свободная структура позволяет в любом порядке расположить истории о сбывшейся мечте (в частности о Ксении Собчак:

«Когда на Родину обрушится беда, Ксения Собчак может быть продана на органы, что, безусловно, сохранит в мире красоту русского человека»),

трагифарс о политтехнологах и олигархах, со стихами про Адмиралтейский шпиль «Солнце красит нежным светом знаменитую иглу. Тот же, кто не встал с рассветом, получает по еблу», подробный жизненный путь ресторатора Новикова и бесчисленные картинки. Многословность, переходящая в свободно льющийся треп, в чем упрекали и «БГ», и «Нового очевидца», также присутствует.

Можно рассматривать элементы сходства как повторы Мостовщикова. Можно предположить, что он всегда делал «Крокодил», и вот теперь все сошлось. Важно не это.

Существенно то, что общество и пресса до сих пор не нашли адекватного воплощения для той иронии и отвращения, которую испытывает огромное число людей к современной действительности. «Крокодил» — не только попытка занять это место. Это обещание того, что даже если проект провалится, обязательно возникнет другой.

Потому что людей, «которых все достало», имеющих в кармане лишние 100 рублей, уже очень много.

Впрочем, почему провалится? Позиция Мостовшикова выглядит убедительно. «Не хочу, чтобы было смешно, – хочу, чтобы было страшно». Юмор вообще есть реакция на страх – голод, смерть, секс, войну. «Должны быть шутки про терроризм, про то, что страна вымирает, про то, что мужиков не стало – женщины делают бизнес и водят машины». В ближайших планах – рисованная фэшн-стори про бандитскую разборку – расстрелянный «мерседес», мертвые тела – Вася: рубашка «Dolce&Gabana», брюки от Версаче, Коля: … «Самый неинтересный человек для «Крокодила» — это Путин. Есть жизнь вне Путина, меня больше интересуют вещи, которые общество производит при нем. Почему Рамзан Кадыров – герой России? Почему глянцевый журнал «Гламур» публикует репортаж из Беслана?»

И в самом деле – почему?

Новости и материалы
Киев попросил США снять ограничения на использование оружия против целей в РФ
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Госдуме предложили увеличить штраф за курение в неположенных местах
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
В Бишкеке оцепили улицу, где местные жители собрались после драки с иностранцами
США не подталкивают Киев к нанесению ударов по территории РФ
Danone завершила продажу своих активов российской «Вамин Р»
Все новости