Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вентиляторный конвертоплан дальнего радиуса

США разрабатывают новый конвертоплан с 24 моторами

Американские военные взялись за разработку необычного аппарата, взлетающего «по-вертолетному» и имеющего самолетные скорость и дальность действия. Приводить в движение его будут сразу 24 воздушных пропеллера.

Создать летательный аппарат, сочетающий в себе возможности вертикального взлета и посадки, присущие вертолетам, и способность к быстрому длительному полету от точки А к точке Б, которой обладают самолеты, мечтали конструкторы многих стран в течение десятилетий. Особенно велика потребность в таких машинах у военных: сложно переоценить возможность доставки десанта и техники в удаленный регион без подготовленных аэродромов, не ограниченной дальностью в несколько сотен километров, которыми обладают современные вертолеты.

Со всей очевидностью необходимость в разработке таких аппаратов проявилась после провала американской миссии по спасению заложников в Тегеране («Орлиный коготь», 24 апреля 1980 года),

который произошел из-за необходимости дозаправлять вертолеты в иранской пустыне для броска на большое расстояние.

Возможно, отчасти благодаря этому наибольших успехов в разработке подобных машин достигли США. Начав разработку в конце 1980-х годов, пройдя через множество технических трудностей и катастроф при испытаниях с человеческими жертвами, они стали первой и единственной страной, разработавшей и поставившей на вооружение конвертопланы. Их V-22 Osprey имеют широкий фюзеляж, пригодный для перевозки людей и техники, крыло и, главное, двух поворотных двигателей на его концах. Эти двигатели и позволяют конвертоплану взлетать «по-вертолетному» с любой площадки,

а затем переходить в довольно быстрый горизонтальный полет, дающий Osprey совсем не «вертолетную» дальность действия — около 2,6 тыс. км.

Однако Американское агентство передовых оборонных исследовательских проектов DARPA решило развить концепцию и воплотить в проверенную схему конвертоплана идею «гибридного» привода. Контракт стоимостью $89,4 млн DARPA выдало исследовательской компании Aurora Flight Sciences, которая наряду с тремя другими фирмами — Boeing, Lockheed-Sikorsky и Karem Aircraft — участвовала в конкурсе на разработку такого аппарата с 2013 года.

«В случае успеха радикально улучшенные летные возможности нашего аппарата могут привести к революционному прогрессу в планировании будущих военных миссий», — считает Джон Лэнгфорд, глава Aurora.
Аппарат получил название Lightning Strike («Удар молнии»), что намекает на его высокую скорость. При взгляде с некоторых ракурсов на изображение аппарата, созданное дизайнерами фирмы, сложно вообще понять, как он может подниматься в воздух и летать: не видно ни традиционных пропеллеров, ни реактивных двигателей.

В действительности главные элементы — двигатель и движители скрыты внутри конструкции машин.

Lightning Strike имеет два главных крыла, в каждом из которых расположено по девять вентиляторов в кольцевых обтекателях, приводимых в движение электромоторами. Если у V-22 поворотными являются только двигатели, то у машины будущего поворачиваться будут крылья целиком, что позволит ей взлетать вертикально и затем плавно переходить к горизонтальному полету.

Еще шесть пропеллеров расположены в двух небольших, также поворотных носовых крыльях. Все 24 пропеллера будут приводиться в движение за счет электроэнергии, вырабатываемой одним спрятанным в фюзеляже газотурбинным двигателем AE1107C фирмы Rolls-Royce мощностью 4 тыс. лошадиных сил. Кстати, именно такие двигатели приводят в движение лопасти Osprey.

Среди заявленных целей — способность достижения максимальной скорости при горизонтальном полете до 700 км/ч.

При этом выбранная схема и устройство должны значительно увеличить эффективность машины в режиме зависания (отношение массы к затрачиваемой мощности двигателя). Предполагается, что машина сможет брать на борт груз, который составит до 40% взлетного веса — около 5,5 т, а аэродинамическое качество (параметр, характеризующий «летучесть» аппарата) достигнет 10, что сравнимо с характеристиками истребителя МиГ-29. Если опытный демонстратор будет выполнен в беспилотном варианте, то в дальнейшем планируется переход и к пилотируемым машинам. Первые испытательные полеты намечены на 2018 год.

Работы по созданию конвертопланов ведутся и в России, в феврале появились сообщения об успешных испытаниях беспилотного конвертоплана, разработанного инновационным конструкторским бюро «ВР-технологии» холдинга «Вертолеты России».
Другой беспилотный конвертоплан, разработанный ОАО «Иннотех», проходит аэродинамические испытания в ЦАГИ. «Он предназначен для мониторинга подстилающей поверхности, решения транспортных задач», — говорилось в релизе ЦАГИ. Несмотря на это, ранее в институте отказались рассказать «Газете.Ru» о перспективах развития подобной техники в России, сославшись на то, что эти вопросы носят военных характер.

Новости и материалы
Трамп высказался о перспективах сотрудничества с Орбаном
Мария Погребняк сломала палец на шоу «Сокровища императора»
Пьяный многодетный россиянин скормил 11-летнему сыну сигареты, чтобы отучить от курения
Россиянам посоветовали надевать одежду из синтетики
В Киеве сошел с рельсов товарный поезд
В Мексике мужчина с топором напал на туристку посреди улицы и ранил ее в голову
Александра Пахмутова на юбилейном концерте представит новую песню «СталГРЭС»
В США предупредили о возможном начале войны из-за ржавого корабля
Блинкен утверждает, что США не хотят сдерживания Китая
Названы четыре области России с повышенной радиацией после Чернобыльской аварии
В Кремле заявили, что действия Европарламента противоречат его призванию
В Кремле оценили выставку на Поклонной горе с захваченной на СВО техникой
Дмитрий Колдун улетел из России ради дочери, попросив помощи у коллег
В окружении Кайли Дженнер ответили на слухи о ее беременности
Женщина без нижнего белья побила стекла автомобилей в Ростове-на-Дону
На Урале офицер ФСБ покрывал казино и стал фигурантом уголовного дела
Песков ответил Макрону о будущем отношений России с Европой
В вузах России откроются центры переподготовки участников СВО
Все новости