Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Перекуем мечи на томографы»

Предприятия оборонки займутся производством медицинской техники

Корреспондент «Газеты.Ru» вместе с оборонным вице-премьером Дмитрием Рогозиным оценила перспективы отечественной военной промышленности по импортозамещению зарубежного медицинского оборудования.

Российская медицина сегодня по оснащению оборудованием на 80% зависит от импорта. Для того чтобы исправить положение в духе тенденции импортозамещения, решено медицинскую технику производить на российских оборонно-промышленных заводах. «Огромные деньги мы тратим на лекарство иностранное, на инструмент: начиная со скальпеля, зажима. Позор. И мы это делаем при том, что у нас на оборонных предприятиях есть уникальные свои производства, которые способны для всех наших клиник производить полный медицинский инструмент с необходимыми допусками, с необходимым качеством металла. Это надо срочно пересмотреть», — заявил недавно оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Идея вполне вписывается в президентскую задачу к 2020 году по мере исполнения госпрограммы вооружений развить гражданское производство и повысить его качество.

От «Градов» к «Ангелам»

Одним из ключевых оборонных регионов России является Тульская область, которую недавно возглавил бывший адъютант президента и, пожалуй, самый краткосрочный из заместителей министра обороны Алексей Дюмин. Здесь сосредоточены 25 предприятий оборонной промышленности, в том числе тульское Конструкторское бюро приборостроения имени Шипунова (КБП) (холдинг «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех») — производитель знаменитого на весь мир зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь»; легендарный разработчик реактивных систем залпового огня «Град», «Смерч», «Торнадо-Г» и «Торнадо-С» — НПО «Сплав»; Тульский оружейный и машиностроительный заводы и другие.

По инициативе коллегии Военно-промышленной комиссии именно в Туле решили провести выставку и конференцию «Оборонно-промышленный комплекс России — новые возможности для медицинской промышленности». Правда, странным оказался выбор места проведения — Городской концертный зал, у входа в который развернули выставку — многие жаловались, что места мало и смотреть экспозицию неудобно.

«Мы защищаем страну перед лицом новых угроз, но может ли ОПК сделать что-то еще, чтобы общество понимало его огромное значение? Сегодняшняя конференция — это первый шаг к тому, чтобы доказать, что

военная промышленность и наука — это не деньги, выброшенные на ветер и в топку ВПК,

а передовые технологии и интеллект, который должен служить не только делу производства современных средств уничтожения, пусть врага, но тем не менее уничтожения, но и средств выздоровления собственных людей, защиты их от тяжелых заболеваний, травм и иных недугов, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни», — заявил Рогозин, открывая мероприятие.

Продемонстрировать свои гражданские начинания выстроились не только вышеупомянутые тульские оборонщики, но и один из отечественных лидеров по производству радиоэлектронной продукции — концерн «Вега» Объединенной приборостроительной корпорации; Уральский оптико-механический завод; дочерняя структура Концерна ВКО «Алмаз-Антей» — «Антей Мед»; другие предприятия, а также Главное военно-медицинское управление Минобороны, МЧС и «Медицина катастроф». По выставке достижений оборонно-медицинского хозяйства вместе с вице-премьером и делегацией прошлась и корреспондент «Газеты.Ru».

«Вы не только людей накрываете «Градом», но и полезные вещи делаете», — пошутил Дмитрий Рогозин, обращаясь к Николаю Макаровцу — главе тульского НПО «Сплав», всемирно известного разработчика реактивных систем залпового огня «Град» и «Смерч».

Макаровец раскраснелся и с улыбкой начал свой рассказ о мобильном автоматизированном лечебно-диагностическом комплексе связи и поддержания жизнедеятельности человека «Ангел». Он имеет возможность цифровой передачи и дистанционного ультразвукового исследования из кабинета врача. В Минобороны подобные технологии называют «телемедициной» и активно внедряют в труднодоступных воинских частях, включая арктические. Комплекс представляется в двух видах: стационарный и мобильный. В разработку вложено 300 млн руб., проект ведут на «Сплаве» три года.

«А в труднодоступных местах эта платформа применяется или как? Начинку можно изъять и использовать на других транспортных средствах? На вездеходах можно перебросить?» — интересуется Рогозин.

«Да, и зная вашу любовь, даже на мотоциклах, — радостно докладывает Макаровец. — Мы получили все регистрационные удостоверения».

Другой мобильный комплекс вице-премьеру, главе Минздрава Веронике Скворцовой и членам коллегии ВПК показали представители концерна «Вега» — он создан для работы с донорами, разворачивается в течение 30 минут и имеет пропускную способность 100 доноров в смену. Развитие донорства сегодня стратегическое направление здравоохранения, но донорские бригады испытывают сложности с оснащением и мобильностью. И это при том, что более 70% заготавливаемой в стране крови и ее компонентов приходится на долю выездных донорских бригад.

«Перекуем мечи на томографы»

Настоящий звездный час настал для главы Туламашзавода — явно сильно переживая, Евгений Дронов, казалось, хотел рассказать сразу обо всех гражданских разработках своего предприятия и буквально умолял об их внедрении. Кстати, гражданская продукция на заводе составляет около 30%.

«У нас есть старая тематика, основанная на нашем дизельном двигателе — сделали для медицины катастроф отливную мотопомпу, пожарную, дизель-генераторные установки — пробовали подключить в полевых условиях — в принципе, неплохо получилось, — рассказывал Дронов. — Специально хотели ваше внимание обратить — сегодня у нас горят деревни, мы строим дома, вкладывая туда колоссальные деньги. Но надо же закупить [эти помпы], в деревни поставить и избавить от миллиардных затрат на восстановление жилья. Установки готовы, апробированы, с МЧС согласованы», — продолжал гендиректор. При этом не забыв упомянуть, что агрегат стоит 600 тыс. руб. — это двухпудовая установка, радиус действия тушения пожара которой — 100 м.

Рогозин поинтересовался принципом действия устройства и делались ли какие-то предложения властям на этот счет. «Ставим пожарную мотопомпу к любому виду транспорта: трактор, автомобиль цепляется. Она у нас стоит в детском лагере, в охотхозяйстве. Здесь, я считаю, мы кощунственно поступаем, что не закупаем такую технику. Переговоры вели, уже разослали всем губернаторам. Все ссылаются [очевидно, на правительство или иные вышестоящие органы]», — сетовал Дронов.

«То есть проще спалить лес, чем закупить?» — поинтересовался вице-премьер. «Правильно», — ответил Дронов

и тут же начал рекламировать новую разработку своего завода «совместно с московскими товарищами» — это комплекс магнитно-резонансной томографии с более 70% отечественных компонентов, чем вызвал интерес Вероники Скворцовой.

«По оценке, завод может выпускать эти комплексы и в нужных количествах для России. Он позволяет устанавливать его на мобильной основе: широкофюзеляжный кузов и прицепной генератор — и хоть в тундру, хоть в деревню», — рассказывал глава Туламашзавода.

«Евгений Анатольевич, давай хватит уже, сколько можно, закругляйся», — подгоняет Дронова коллега с другого предприятия.

«Да не могу я. Дмитрий Олегович, помогите деревням!» — кричит вслед Рогозину глава машиностроительного завода.

«Да хватит жаловаться, здоровый мужик», — ругается коллега.

Но, очевидно, речь о томографах вице-премьера впечатлила, и аппарат позже стал составной частью новой крылатой фразы, произнесенной Рогозиным на конференции. Выступая, он четко дал понять, что задача стоит в ближайшей перспективе выйти по закупкам зарубежного медоборудования «если не под ноль, то на близкие к минимальным» цифры.

«Мы все это можем сделать сами и для стоматологии, и для диагностики, и для хирургии. Я не понимаю, почему мы до сих пор задачу эту перед собой не поставили?

Задача амбициозная, но главный лозунг, который сегодня должен быть в оборонной промышленности: «Перекуем мечи на томографы!» — заключил Рогозин.

Теперь оборонщикам предстоит составление каталога того, что будет производиться, и сравнение со списком закупаемого за рубежом оборудования, чтобы свести к минимуму покупки импортного оборудования, а в перспективе и лекарственных препаратов. А Рогозин в очередной раз напомнил о кризисе и санкциях. «Если раньше деньги, которые выделялись на закупки для здравоохранения, шли по одному курсу, то теперь это все стало в два раза дороже. Сегодня все эти скальпели, зажимы и тем более высокотехнологичное оборудование стали золотыми», — отметил он.

Среди названных задач, которые предстоит теперь решить оборонной промышленности, — создание специализированных конструкторских коллективов и научных школ; мотивационных механизмов для коллективов производства; ускоренное формирование научно-технологического задела импортозамещающих инновационных медицинских изделий. Перед ОПК сейчас стоит и более глобальная задача — к 2020 году стать драйвером развития российской экономики.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp