Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Похищение Европы

история покупки Volkswagen компанией Porsche

Когда все продают, они покупают ... В «черный вторник» 16 сентября, когда биржи всего мира сотрясало землетрясение Porsche объявила о приобретении контроля над 35,1 % Volkswagen AG.

В лучших традициях свободного рынка на гребне испытаний на сцену вышел «виннер»: фирма, приумножившая на падающем рынке свою долю в большом вкусном концерне. С тех пор случилась серия событий, обещающих только обострение битвы: демонстрации протеста рабочих концерна, подозревающих Porsche в намерении урезать производство в родном для VW Вольфсбурге, принятие нового «Закона о Фольксваген», превращающего 20% долю государства в VW в блокирующий пакет, и, наконец, резкое выступление Еврокомиссии, считающей привилегированные позиции немецкого государства в VW - беззаконием. Столкновение интересов «Porsche против всех» сотрясало концерн последний год, но как-то мягче.

Porsche обвиняли в интересе к внутренним бумагам концерна, в попытках вмешаться в управление, в том, что стало очевидным наблюдателям уже три года назад: Porsche намерен прибрать VW к рукам и через совместные макропроекты под собственным руководством вывести формирующуюся индустриальную группу на некие новые рубежи.

35,1- процент Porsche уже дал блокирующий пакет в «Фольксваген», а это означает тектонический сдвиг в раскладе сил во всем европейском автопроме.

Дело в том, что VW до известной степени контролирует марки по всей Европе: Audi, Skoda, SEAT, Bentley, Lamborghini, Bugatti, производственные комплексы в Чехии, Венгрии, Великобритании, Испании, Италии. И во главе этой империи становится не абстрактный инвестиционный фонд, а семейство с вековыми амбициями, явно намеренное будоражить мир автопроектами. Эту империю во главе VW любовно собирал все последние годы не кто иной, как представитель клана Порше-Пиех Порше - Фердинанд Пиех. Судя по всему собирал не случайно. Внук легендарного Фердинанда Порше и сын управляющего фирмой Volkswagen на заре его создания Антона Пиеха родился в 1937 году, а в начале 60-х гг. начал работать в фирме Porsche. Он участвовал в создании множества спорткаров и так хорошо гонялся сам, что в 1970 году выиграл 24-часовую гонку Ле Ман. Однако вскоре он оставил и спорт и родовую фирму, и неожиданно ушел в качестве менеджера в подразделение VW - Audi, тогда довольно второстепенное.

Очень многое, из того, что произошло после, говорит, о том, что возможно, все это было неспроста и Порше уже тогда имели свою задумку.

Во всяком случае, именно Пиех убедил тогдашнее руководство VW создать на платформе VW спорткар - Audi. Вместе с инженером Йоргом Бенсингером он разработал новое купе и проследил, чтобы концерн не поскупился на его продвижение. Постепенно на отделение были распространены и многие технологии Porsche от антикоррозийных покрытий до платформы внедорожника.

Последняя была разработана Porsche по заказу VW.

На ней возникли Porsche Cayenne, VW Touareg и наконец Audi Q7, первый SUV марки. Ещё в начале 90-х гг. успех Audi вывел Пиеха в главы всего VW, и в 90-е руками концерна он стал приобретать европейские перлы от Lamborghini до Bentley. В начале нулевых Porsche в альянсе с Audi-Volkswagen начал разработку гибридных двигателей, а осенью 2005 года случилось самое интригующее. Сравнительно маленькая фирма Porsche начала скупку акций концерна VW, выдвинув претензии на фактическое управление. В сентябре 2005 года фирма Porsche неожиданно объявила о намерении довести свою долю в Volkswagen с 5 % до 20 %. Многие сомневались в том, что крохотный производитель luxury способен на такое, но события развивались стремительно. Уже в начале октября доля миноритария в капитале VW преодолела отметку в 10%, а вскоре Porsche уже отчитывалась в рубеже 18,53%.

Паника, возникшая в деловых кругах, сводилась к реплике «Никто не знает, что в голове у Пиеха».

Никто не сомневался, что за семейным маневром стоит он. Фердинанда Пиеха попытались лишить председательского кресла в наблюдательном совете VW, но безуспешно, хотя против Porsche выступили мощные силы. По информации французской Figaro, застрельщиками контратаки якобы являлись представители акционеров ThyssenKrupp (флагман сталелитейной отрасли и крупный смежник VW) и TUI (крупнейший мировой туроператор), поддержанные премьером Нижней Саксонии Кристианом Вульфом. Причем интриги наслаивались одна на другую. Так, согласно «Закону о Фольксваген» (VW создавался как народное предприятия на деньги простых немцев) никто не мог иметь в концерне долю более 20%. Но старый закон противоречил нормам ЕС и вскоре подлежал отмене. Неожиданностью стали финансовые резервы Porsche, и многие задались вопросом, кто за ними стоит. Но самым интригующим стало политическое перепутье.

Атака VW пришлась ровно на выборы 2005 года, окончившиеся вничью.

Если социал-демократ тогда канцлер Герхард Шрёдер поспешил одобрить инициативу Porsche, то премьер Земли Нижняя Саксония, где расположена штаб-квартира концерна, Кристиан Вульф (консерваторы - ХДС/ХCC) резко выступил против. Очень возможно, что в истории Porsche-VW схватка произошла между промышленно-политическими кланами Германии. Итог ее до конца не был тогда ясен, да и не мог быть ясен, благо конкурирующие партии составили коалицию. Экспансия Porsche внешне остановилась.

События «взяли с места» в этом сентябре. Последовало объявление о росте доли Porsche, и компания сразу получила «скоростной» контрудар. Оказался оперативно принят новый Закон о Фольксваген, фактически придающий госпакету в 20% права блокирующего пакета.

Закон де-факто привязал транснациональную компанию к стране, проигнорировав общеевропейскую практику.

Все это сопровождалось демонстрациями рабочих, протестовавших против экспансии Porsche. Выглядело все это довольно комично: консерваторы ХДС/ХСС, славные приверженностью либеральной экономике и форсированию евроинтеграции, бросаются защитить немецких рабочих и принципы протекционизма. Пошли на принцип и в ЕС: униженная Еврокомиссия злопамятно пообещала не оставить демарш Берлина без ответа. И верно стоит дать послабление VW, и другие страны потянет насаждать барьеры. С другой стороны, некуда отступать и фрау канцлер: впереди выборы.

Автопром второй половины XX и XXI веков не знает примеров, когда некий «мозговой трест», элитарный производитель, управляющий потенциалом новейших технологий, приобретал бы контроль над транснациональной корпорацией, а тем более промышленной группой. Все происходило ровно наоборот: ТНК поглощали технологические и дизайнерские оазисы. Очень немного осталось и династических собственников. При таком феномене, можно ожидать, что в случае успеха экспансии Porsche могут «выдать на гора» неожиданные решения для глобальных просторов. Интересно. Кроме того в респектабельной Германии столкновения политико-промышленных группировок редко просматриваются столь рельефно, что любопытно уже само по себе. Пока вывод один: представление только начинается и самое время занимать места в партере.

Новости и материалы
Лавров отметил рост товарооборота России и Африки
В Совфеде рассказали, что не так с резолюцией ГА ООН по Сребренице
Геймеров призвали покупать PlayStation 5 в мае из-за выгодных цен
Появилось видео горящего военного полигона во Львовской области
Россиянка стала инвалидом после операции на ноге за 100 тыс. рублей
Боец ВСУ пел гимн РФ пока его нес российский военный
Российская гимнастка показала длинные ноги на пляже
Наемники рассказали об опасности боевых действий на Украине
Ученые назвали идеальный вес для здоровья мозга
В московском лесу нашли схрон с боеприпасами
Стали известны подробности о двух фигурантах дела Шамарина
На Украине недосчитались $7,5 млрд на нужды ВСУ
Экс-избранница рассказала о побоях от рэпера Пи Дидди
Путин заявил об особом значении упрочения связей с африканскими партнерами
В Чувашии мошенники напугали школьницу тюрьмой и выманили у нее родительские деньги
Израиль выразил недовольство послам трех стран из-за решения по Палестине
Украина планирует получить от МВФ еще $2,2 млрд кредитной помощи
Суд вынес заочный приговор экономисту Константину Сонину за фейки о ВС РФ
Все новости