Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Спасательная операция

Новые технологии Mazda

Инженеры компании Mazda рассказали про новую технологию Skyactiv, которая будет применяться на всех будущих моделях компании. Чтобы снизить расход топлива, были доработаны бензиновые и дизельные двигатели, внесены изменения в конструкцию кузова, подвески и трансмиссии. Корреспондент «Газеты.Ru» опробовал «Мазду» будущего на гоночном треке.

На экологические стандарты «Евро-6» Европа начнет постепенно переходить с 2012 года. Сначала требования коснутся грузового транспорта, а с 2015-го все новые автомобили на территории ЕС должны соответствовать более строгим нормам по вредным выбросам. В связи с этим Mazda представила свою концепцию снижения расхода топлива - Skyactiv.

На гоночном треке на Майорке стоят четыре автомобиля Mazda 6, построенные с использованием этих технологий. Праворульные японки, задрапированные синими наклейками – это тестовые прототипы. Под капотами у них двухлитровые бензиновые двигатели и дизели объемом — 2,2 литра, трансмиссии – механические и автоматические.

Бензиновая Mazda – приемистая, подхватывает на низах и уверенно тащит до отсечки. Никаких «экологических» захлебываний и ощущения того, что автомобиль что-то удерживает — как обычно это бывает на «задушенных» евростандартами машинах. Автомат работает адекватно, без провалов и замедлений. Чтобы справиться с «механикой», нужно пристреляться переключать передачи левой рукой, но заметно, что ход рычага приятно укорочен. Трек довольно тесный, много поворотов, но в быстрых виражах чувствуется жесткость кузова и предсказуемость поведения машины. Если влететь в поворот слишком быстро, покрышки немного свистят, но сорваться с траектории автомобиль не пытается. Кажется, что уменьшая расход топлива и повышая экологичность, в Mazda добились нетипичного результата – машина словно стала живее и увереннее на дороге.
1
На протяжении всей истории инженеры пытались создать двигатели с максимальным КПД. В конце XIX века были широко распространены паровые машины, коэффициент полезного действия которых не превышает 10-12%. В 1897 году новая разработка инженера Рудольфа Дизеля стала сенсацией. Пятитонный двигатель, в котором горючая смесь воспламеняется от сжатия, развивал 20 л.с. при 173 об/мин и обладал КПД в 26%. Даже перспективный двигатель Отто с принудительным зажиганием обеспечивал всего 20%.

Спустя более чем 100 лет проблема увеличения КПД двигателей внутреннего сгорания все еще стоит перед современными мотористами. И поскольку компания Mazda сделала ставку именно на традиционные моторы, отказавшись от развития гибридных и электрических силовых агрегатов, они попытались выжить из ДВС максимум.
2
В основу усовершенствования и дизельного и бензинового моторов легла одна и та же цель – привести степень сжатия к показателю 14,0.

«Когда мне сказали об этой идее, первым делом я ответил, что это невозможно! – вспоминает руководитель группы инженеров, доводивших бензиновые двигатели, Хидеточи Куодо. – Для бензинового двигателя этот показатель слишком высок, для дизельного слишком мал!». Классическая конструкция бензинового двигателя не выдержит давления, отработавшие газы на выпуске будут затягиваться в другие цилиндры, температура в камере сгорания будет слишком высокой, что приведет к детонации. Что касается дизеля, то тут напротив – такой компрессии может не хватить для того, чтобы смесь топлива и воздуха воспламенилась. В основу доработки обоих моторов легла одна и та же идея, выполненная диаметрально противоположно.
3
В бензиновом двигателе была увеличена длина выпускного коллектора, чтобы отработавшие газы не возвращались назад и не повышали температуру в цилиндрах. С той же целью выпускные клапаны стали закрываться раньше. Кроме того было установлено более позднее зажигание на стадии прогрева и оптимизированы давление и продолжительность впрыска. За поступление воздуха в цилиндры на низких оборотах в большей степени отвечает система изменения фаз газораспределения, а не дроссельная заслонка, что позволяет держать ее практически открытой и снижать сопротивление всасыванию воздуха.
4
В дизельном же двигателе, где после уменьшения степени сжатия температура рабочей смеси стала недостаточной, наоборот уже нагретый воздух возвращается в камеру сгорания из коллектора, чтобы поднять температуру, ускорить воспламенение и увеличить КПД.

Инженеры утверждают, что им удалось избавиться от образования сажи, за счет увеличения диаметра камеры сгорания и воспламенения топлива в верхней точке хода поршня. Кроме того, раз степень сжатия уменьшена, нет необходимости делать двигатель высокопрочным – облегчение конструкции самого мотора также снижает потери на трение и в конечном итоге расход топлива.
5
Таким образом, инженерам удалось снизить расход до 20% на дизельных моторах и до 15% - на бензиновых.

Облегчение конструкции кузова также приводит к экономии топлива. Сложный бутерброд из разных типов стали собирают большинство автомобильных компаний, делая особо прочным «скелет» и облегчая внешний панцирь. Чтобы добиться максимальной жесткости при снижении массы, маздовцы попытались сделать кузов монолитным. Они спрямили соединяемые элементы конструкции и собрали их в единый скелет, стыкуя детали, как полозья игрушечной железной дороги. Затем конструкция скрепляется внутренними швами.
6
Кроме того, была доработана подвеска и трансмиссия. Хода рычага у «механики» стали короче, также конструкторы избавились от отдельной шестерни для задней передачи.

Гидротрансформатор в «автомате», на который приходится основная потеря мощности, стал дольше находиться в заблокированном состоянии – до 89% всего времени работы против прежних 64%, а пробуксовывает лишь при минимальных оборотах мотора. Сам этот узел сделан меньшего диаметра, а для борьбы с шумами и вибрациями на него установлен увеличенный демпфер.

7
Назвать эти решения революционными нельзя. Инженеры-мотористы только и делают последние лет тридцать, что копаются в системе газораспределения, испытывают разные способы впрыска и экспериментируют с материалами для снижения трения и облегчения конструкции. Каждый ломает голову над оптимальным передаточным соотношением в коробке, крутит детали кузова так, чтобы он стал жестче, и работает над подвеской, чтобы повысить комфорт и не растерять по пути управляемость. Но крупным концернам и альянсам, обладающим средствами на разработку гибридных, электрических и других инновационных технологий, готовиться к новому витку эко-эволюции проще, чем небольшой компании. И Mazda со своим 1,2 млн машин в год по сравнению с Volkswagen похожа на команду инженеров, которые придумывают воздушные фильтры для экипажа «Аполлон 13» из фильма с Томом Хэнксом. Им вытрясли на стол туалетную бумагу, фильтры для кофе и фантики от конфет и сказали, что если не сделать из них воздушные фильтры для космического корабля, через несколько часов астронавты на пути к Луне начнут умирать.

Благодаря работе японских автомобильных инженеров, уложившихся в $1 млн на все усовершенствования, у тех парней определенно появился шанс.

Новости и материалы
Китай заявил, что никогда не поставлял оружие сторонам украинского конфликта
В США испугались ответа России на эскалацию конфликта на Украине
Россияне стали больше покупать кондиционеры
Названы главные опасности для домашнего животного на даче
Россиянам рассказали о неприятных сторонах рассрочки
Лавров рассказал о дружбе Чилингарова с дипломатическим корпусом РФ
Российские ВКС уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
В цирке Обнинска медведица напала на дрессировщика во время выступления
Турецский журналист подвергся нападению в США в прямом эфире
В Воронежской области отменили режим опасности атаки БПЛА
Украинцев призвали искать на зиму друзей с отоплением на дровах
Бивол защитил два титула чемпиона мира
Врач предупредила об опасности лечения детей Оземпиком
ВС США назвали даты тестовых пусков МБР Minuteman
Одна из крупнейших партий Германии подверглась масштабной кибератаке
В Иране задержаны участники собрания сатанистов
Опасность атаки БПЛА объявили в Воронежской области
На Западе сообщили об охоте российских FPV-дронов на ВСУ
Все новости