Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Утилизаторы недосчитались автомобилей

Половина утилизированных в 2010–11 годах машин попали к перекупщикам и на свалки

Более 40% автомобилей, которые должны были быть утилизированы по госпрограмме в 2010–2011 годах, так и не попали под пресс. Дилеры тогда предпочли сдать автохлам за 4–5 тыс. руб. «серым» разборщикам, чем самим платить за их утилизацию. Об этом заявили в компании Rusmet. В Минпромторге эту информацию опровергли и заявили, что в рамках нынешней программы утилизации такой сценарий также невозможен. Дилеры называют заявленные цифры «сумасшедшими».

Около 40% автомобилей, которые должны были быть утилизированы по госпрограмме, действовавшей с 2010 по 2011 год, оказались у перекупщиков либо вовсе выброшенными в лес. Учитывая, что всего тогда было выдано 600 тыс. сертификатов на покупку новых машин, количество автомобилей, которые так и не попали в пресс, составило порядка 240 тыс. Такие данные «Газете.Ru» привел генеральный директор ведущего российского аналитического центра Rusmet Виктор Ковшевный.

В общей сложности на реализацию программы, которую курировало Министерство промышленности и торговли, из бюджета тогда было выделено свыше 16 млрд руб. Благодаря ей уровень производства легковых автомобилей только в 2010 году составил порядка 1,2 млн штук (+101,4% к 2009 году). Около 80% из проданных автомобилей пришлось на бренд Lada.

По словам Ковшевного, главная задача, которая была поставлена перед программой утилизации, — стимулирование обновления автопарка и рост продаж.

Однако контроль за осуществлением программы практически отсутствовал, и «серые» разборщики смогли воспользоваться ситуацией.

«Программа пошла удачно, дилеры рапортовали, сколько было выдано утилизационных сертификатов и сколько машин было продано, — уверяет Ковшевный. — Но никто не озаботился тем, чтобы проконтролировать тот факт, что машину не просто отдали на утилизацию непонятно куда, а действительно утилизировали. Не велось никакого контроля, кроме составления формальных списков пунктов приема автомобилей, не велась проверка всех этих компаний. В итоге все это привело к тому, что все компании, куда машины отдавались на утилизацию, не отчитывались в том, сколько они в действительности утилизировали. Никто даже не смотрел, обладают ли они достаточными производственными мощностями».

Дальше, по словам эксперта, срабатывала обычная экономика. Дело в том, что машина по частям стоит дороже, чем целая. Авторазборщики стали предлагать дилерам выкупать у них автомобили, которые готовили к утилизации.

Некоторые дилеры, не понимая самого процесса утилизации, приходили к выводу, что им проще отдать машины перекупщикам, получить за это предлагаемые 4–5 тыс. руб. и получить те же самые документы, чем самим платить за утилизацию каждого автомобиля по 3 тыс. руб.

«Конечно, авторазборщики не говорили напрямую, кем они являются, и представлялись утилизаторами, но все прекрасно понимали ситуацию, — говорит Ковшевный. — Кроме того, дополнительно было пущено порядка 1 млрд руб. на оплату доставки автомобилей. Так стали появляться фиктивные схемы о якобы перевозке этих машин. Сейчас происходит похожая ситуация.

От дилеров из регионов уже раздаются звонки: они просят компенсировать им стоимость утилизации в размере 4 тыс. руб., а иначе обещают отдать машину в другое место.

Но разборщиков интересуют только запчасти. А ведь необходимо утилизировать резину, пластик, стекло, правильно слить жидкости. Сейчас с большинством дилеров нам все-таки удалось найти общий язык и убедить их в том, что база по утилизированным машинам будет единой. Мы сможем создавать рейтинги регионов, следить за тем, как там идет программа утилизации. Ведь ни один производитель не заинтересован в том, чтобы машины ушли на разбор. Это портит ему имидж и позиции на рынке автозапчастей».

Между тем, по оценке Ковшевного, в России в настоящее время работает около 150 пунктов приема металлолома, куда можно сдать свои автомобили. Скоро это количество будет расширено до 300–400. Но заводов с достаточными перерабатывающими мощностями и возможностью вести шредерную переработку насчитывается всего 13. При этом от обновления автопарка во многом зависит безопасность людей на дорогах.

«Чтобы сделать эту отрасль прибыльной и увеличить количество сдаваемых в утиль автомобилей для повышения безопасности граждан, необходимо более 80 заводов и минимум 800 пунктов приема, — отметил Ковшевый. — Для сравнения, в Германии и Австрии, где площадь стран гораздо меньше, насчитывается около 300–400 пунктов приемки.

Сейчас в России в год утилизируется около 20 тыс. автомобилей, в то время как их число должно составлять около 6% от объемов рынка, то есть около 3 млн автомобилей.

В Америке ежегодно утилизируется 15 млн машин, что и составляет примерно 6% от всего автопарка».

В свою очередь, президент ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Андрей Петренко назвал озвученные Rusmet цифры «сумасшедшими».

«Для меня это полное откровение, — заявил Петренко «Газете.Ru». – Всего несколько конкретных компаний могли заниматься утилизацией, а не все подряд.

Существовал жестко регламентированный набор документов для оформления всего процесса. Чтобы получить утилизационный сбор, дилер должен был зарегистрироваться, поставить отметку утилизатора о том, что машина действительно пошла в утиль. Дилеры либо своими силами доставляли автомобили до пункта приема, либо дилер собирал на своей площадке несколько автомобилей, после чего приезжал огромный грузовоз компании-утилизатора, ковшом разбивал все машины, сминал их и загружал в кузов».

Петренко обращает внимание, что 80% процентов проданных автомобилей по этой программе были марки Lada.

«И кому же нужны запчасти от Lada, которым не менее шести лет, — недоумевает эксперт. – В этой затее не хватает экономической составляющей.

Самое простое, что можно было сделать с такими автомобилями — сдать их на металлолом и получить за это деньги. Прежде чем затевать всю программу по утилизации, всем желающим показывали, как работают эти громадные прессы, рассказывали, как все организовано. Если и правда существовал такой большой бизнес с «серыми» запчастями, то не может быть такого, чтобы о проблеме стало известно только сейчас».

Напомним, что с 1 сентября Минпромторг запустил новую программу утилизации, которая должна стимулировать стремительно падающий авторынок; в ее рамках планируется продать 170 тыс. новых машин. Источник «Газеты.Ru» в министерстве отметил, что ситуация с уходом утилизированных машин «налево» невозможна. «Со стороны автодилеров такой шаг был бы бессмысленным и нанес вред им самим. Ведь сами дистрибьюторы в первую очередь заинтересованы в обновлении автопарка и в том, чтобы автохлам вышел из оборота.

В 2014 году в рамках взаимодействия с автокомпаниями по их собственным программам по утилизации Минпромторг договорился о том, что ведомство будет получать детальную информацию о сданных автомобилях от утилизаторов», — заявил источник.

По его словам, министерство будет сравнивать ее с теми данными, что предоставляют дилеры, и направлять материалы автопроизводителям, чтобы полностью контролировать ситуацию.

«Самое главное, что новая программа по утилизации направлена на то, чтобы стимулировать спрос и запустить кровь по жилам экономики, — отмечает источник. — Утилизаторы отдельно поблагодарили нас за нее, поскольку на рынке наблюдался дефицит металлолома. Новая программа пользуется огромной популярностью, и мы надеемся выполнить ее раньше сроков».