Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Крымский мост превращается в туннель

Крымские чиновники заявили о возможности строительства туннеля под Керченским проливом вместо моста

Строители могут проложить через Керченский пролив не мост, а туннель. О такой возможности заявили министр по делам Крыма Олег Савельев и председатель совмина Крыма Георгий Мурадов. Чиновники считают, что мост может быть опасен из-за сложных погодных условий, а его строительство обойдется в несколько раз дороже, чем стоимость туннеля. Однако эксперты считают опасения чиновников беспочвенными, а разговоры о дешевизне туннеля — поверхностными.

Двое работающих в Крыму высокопоставленных чиновников неожиданно заявили, что строить мост через Керченский пролив может быть опасно из-за сложных погодных условий в регионе. Более безопасным и дешевым решением может стать прокладка туннеля через пролив.

«У нас есть предложения китайских, канадских корпораций, которые строили многочисленные туннельные и мостовые переходы, — заявил председатель совета министров Крыма Георгий Мурадов. — Они четыре-пять лет уже работают на этом направлении и четко нам говорят, что мост строить просто там опасно, потому что минимум месяц в году, отдельными периодами, он работать не будет из-за штормовых ветров, из-за ледяных дождей в зимнее время. Поэтому нужно строить модульный гибкий туннель, который является туннелем верхнего залегания в песчаных грунтах».

Чиновник уточнил, что, по его данным, строительство туннеля обойдется примерно в 60–80 млрд руб.

С похожим заявлением в четверг выступил и министр по делам Крыма Олег Савельев, который сказал, что не исключает возможности кардинальных изменений в планах соединения через Керченский пролив.

«Рассматриваются все варианты, в том числе и строительство туннеля и моста, и варианты створа, в который пойдут эти строительства, — сообщил Савельев журналистам. — Насколько мне известно, эти вопросы рассматривались специально созданной рабочей группой, в том числе с привлечением международных экспертов».

Министр пояснил, что, несмотря на уже одобренные основные предварительные проектные решения, возможности их изменения при появлении каких-либо дополнительных обстоятельств вовсе не исключены.

«Соответственно я не исключаю, что возможны и такие кардинальные изменения, как туннель, а не мост.

Изменения в том числе по створу прохождения этой переправы. Другое дело, что при любых решениях нужно понимать и срочность этого вопроса, и, конечно, те затраты, которые бюджету придется понести», — сказал Савельев.

По его словам, окончательное решение по этому вопросу должно быть принято в ближайшее время.

Между тем еще совсем недавно решение о строительстве моста казалось незыблемым — правительство даже подготовило соответствующее постановление, заложив на всю стройку около 228,3 млрд руб.

В пресс-службе Министерства по делам Крыма «Газете.Ru» не смогли предоставить дополнительных разъяснений по заявлению министра. «Проект по строительству транспортного перехода через Керченский пролив разрабатывает государственный заказчик — Росавтодор. Решения, которые будут предложены агентством и одобрены правительством РФ, будут профинансированы в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», — отметили в пресс-службе.

Ранее о целесообразности строительства под Керченским проливом именно туннеля заявлял влиятельный российский бизнесмен Геннадий Тимченко — его компания «Мост» занималась возведением крупнейшего в России вантового моста на остров Русский во Владивостоке.

В августе этого года предприниматель заявил о готовности построить такой туннель всего за 40 млрд руб., что почти в шесть раз дешевле в сравнении с той суммой, которую планируется потратить на мост.

По словам Тимченко, туннель выгодно отличается от проекта строительства моста не только значительно меньшей стоимостью, но и сроками выполнения работ — прокладка туннеля может занять максимум три года.

Впрочем, проект моста предусматривает, что он будет сдан в эксплуатацию примерно в те же сроки — в 2018 году.

В Росавтодоре «Газете.Ru» пояснили, что на данном этапе, пока технико-экономическое обоснование проекта по строительству моста еще не принято, проект теоретически может быть отклонен в пользу другого варианта.

«Однако на данный момент никаких реальных альтернатив принимаемому нами сейчас проекту нет, несмотря на то что мы продолжаем выслушивать предложения всех участников рынка, — пояснили в пресс-службе ведомства. — Проект строительства туннеля, предложенный ранее компанией VTG, обсуждался в Росавтодоре. В результате дискуссии обе стороны пришли к выводу, что предложение требует более тщательной проработки».

«В ходе обсуждения вариантов строительства было три основных критерия: надежность сооружения, скорость строительства и технико-экономические обоснования, — рассказал «Газете.Ru» президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций «РОДОС» Олег Скворцов. — Более 40 крупных экспертов сошлись во мнении, что единственно возможный вариант, удовлетворяющий всем требованиям, — это мост. Туннели не рекомендуется прокладывать на такой глубине в зоне тектонического разлома».

Заявления чиновников по поводу опасности строительства моста из-за частых неблагоприятных погодных условий, по словам Скворцова, беспочвенны с технической точки зрения.

«Дело в том, что заинтересованные круги на любых условиях хотят получить заказ на строительство, лоббируют свои идеи, и это порождает такие заявления,

— отмечает эксперт. — Что касается стоимости проектов, то тут сравниваются несопоставимые вещи — берется стоимость одного туннеля, без учета создания подходов к нему. Кроме того, как правило, строительство туннелей в таких геологических условиях, как в Керчи, оказывается на самом деле значительно дороже».

Напомним, в июле этого года правительство России заявило, что окончательно определилось с местом и сроками строительства моста через Керченский пролив. От прокладки туннеля эксперты госкомпании «Автодор» отказались из-за дороговизны строительства и эксплуатации, а также из-за повышенных требований к безопасности движения в туннеле и сложностей проведения строительных работ под Керченским проливом.

Мост планируется построить через Тузлинскую косу. Транспортный переход должен включать в себя проезд для автомобильного транспорта по нормативам автомобильных дорог общего пользования первой категории с четырьмя полосами движения, а также два пути железной дороги.

Пока же транспортная связь между полуостровом и материковой частью России осуществляется только посредством пассажирского и грузового паромного сообщения через Керченский пролив.

Новости и материалы
Лидера группы «Коррозия металла» привезли в суд
Экс-полковник СБУ рассказал, как РФ ищет слабые места украинской армии
Житель Ростовской области расстрелял машину с людьми на дороге
Россиянам рассказали об особенностях инвестиций в бриллианты
Офис президента Украины поссорил граждан, отказав мужчинам в консульских услугах
Экс-премьер Азаров назвал цель ареста наместника Святогорской лавры
«Спартак» и «Локомотив» объявили стартовые составы на матч РПЛ
В кабмине сообщили об отмене экспортных пошлин на уголь на 4 месяца
Найдена новая движущая сила старения и способ борьбы с ней
Посла Литвы назвали «политическим карликом» после слов про Крымский мост
Володин заявил, что США желают сохранить однополярный мир
Стас Михайлов вспомнил, как родители хотели продать квартиру ради его клипа
Семин заявил, что Дзюба не случайно потерял статус ключевого игрока в «Локомотиве»
56-летняя Николь Кидман восхитила выходом в золотом платье-бюстье
Песков оценил реакцию США на заявление Польши о ядерном оружии
МО РФ сообщило о сбитом дроне в Белгородской области
Неизвестные осквернили Вечный огонь в Краснодарском крае
В США рассказали, как Россия мешает снабжению ВСУ беспилотниками
Все новости