Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Lada дорожает на потерях

Автомобили Lada подорожают с 1 августа

Чтобы компенсировать финансовые потери, «АвтоВАЗ» вынужден поднять цены на ряд ключевых моделей Lada и перейти в режим экономии. По итогам первого полугодия операционный убыток компании составил 6,6 млрд руб. К этому привело падение российского авторынка, рост цен на автокомпоненты и нестабильное положение рубля. Эксперт уверен, что повышение цен для клиентов будет неощутимо, а спрос на новые Lada Vesta и XRay улучшит положение компании.

Операционный убыток «АвтоВАЗа» по итогам первого полугодия составил 6,6 млрд руб. Именно такую сумму потеряла компания согласно отчету по российским стандартам бухгалтерской отчетности (РСБУ). При этом выручка тольяттинского автогиганта составила 89,2 млрд руб., это на 2,2% меньше аналогичного показателя в 2014 году. Об этом сообщает пресс-служба «АвтоВАЗа». Причины серьезного убытка руководство компании объясняет общим падением российского авторынка на 37%, повышением закупочных цен на компоненты и негативной динамикой курса рубля. Кроме того, в отчетном периоде компания провела погашение векселей, не связанное с операционной деятельностью, что в совокупности с операционным убытком привело к росту чистых активов за полугодие в сумме 0,7 млрд руб., что составляет 0,8% выручки.

По данным компании, в первом полугодии 2015 года «АвтоВАЗ» выпустил 280 тыс. автомобилей, что на 1,6% больше, чем за первые 6 месяцев прошлого года.

«Динамика сокращения продаж Lada была более позитивной по сравнению с российским автомобильным рынком в целом, — отметили в «АвтоВАЗе». — По итогам продаж в 2015 году доля рынка Lada составляет 19%, что на 2,5% выше аналогичного периода 2014 года. Количество дефектов в производстве снизилось примерно вдвое по сравнению с тем же периодом прошлого года. Статистика рекламаций в первые 3 месяца владения автомобилем (3MIS) сократилась на 50%».

По оценке руководителя предприятия шведа Бу Андерссона, текущая экономическая ситуация в стране оказала на «АвтоВАЗ» прямое негативное воздействие.

«Продажи Lada упали на 27%, значительно выросла стоимость комплектующих — по этим причинам мы все еще терпим убытки, — заявил Андерссон.

— В сложившейся ситуации нашими главными задачами остаются оптимизация затрат на производство и реструктуризация базы поставщиков».

Чтобы улучшить свое финансовое положение, «АвтоВАЗ» намерен провести ряд антикризисных мероприятий, которые к концу года позволят сэкономить 20 млрд руб. Компания намерена сократить свои затраты, а также продолжить переговоры с поставщиками и оптимизировать их состав. В компании обещают, что сокращение затрат никаким образом не затронет бюджета социальных мероприятий, который на текущий год составляет 2,2 млрд руб.

Но не только при помощи жесткой экономии средств и попыток получить от поставщиков максимально выгодные условия «АвтоВАЗ» намерен выправить свои финансовые показатели. В компании открыто признают, что этого будет недостаточно, и заявляют о кардинальных мерах — повышении ценников на ключевые модели.

В связи с тем, что план сокращения расходов не покроет убытки в полном объеме, Lada с 1 августа поднимает на 4% цены на Granta, Lada Kalina — за исключением семейства Cross — и Lada 4x4.

Тем не менее в компании подчеркивают, что с учетом этого повышения суммарное изменение розничных цен Lada в первом полугодии по-прежнему ниже, чем рост цен за 2015 год в среднем по автомобильному рынку.

Таким образом, по оценке экспертов, планы Бу Андерссона по выведению предприятия в плюс по прибыли в текущем году становятся все менее достижимыми. Так, директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков уверен, что до восстановления спроса на рынке новых автомобилей говорить о существенном улучшении финансового состояния «АвтоВАЗа» крайне сложно, однако даже в текущей ситуации у руководства тольяттинского автогиганта есть эффективные рычаги для управления собственным положением.

«Незначительный по сравнению с конкурентами рост стоимости автомобилей на 4% позволит хотя бы немного нивелировать снижение выручки,

— говорит Ермаков «Газете.Ru». — Однако само по себе удорожание автомобилей для конечного потребителя не является эффективным без снижения расходов на закупку комплектующих и узлов у сторонних производителей. «АвтоВАЗ» располагает собственными дочерними предприятиями, производящими автокомпоненты, что уже играет ему на руку, тогда как большинству компаний, имеющих производство на территории России, приходится мириться с тем, что компоненты дорожают быстрее и сильнее, чем индексируются цены на автомобили. Но даже те компоненты, которые «АвтоВАЗ» сейчас вынужден закупать, он может покупать значительно дешевле и диктовать свои условия поставщикам, оставаясь крупнейшим потребителем».

Главным позитивным моментом для «АвтоВАЗа» в этом году эксперт называет запуск в серию двух новых перспективных моделей.

«Потребители ждут Lada Vesta и XRау, и, скорее всего, в первые месяцы продаж «АвтоВАЗ» ждет настоящий прорыв, который позволит не только замедлить темпы падения продаж, но, возможно, даже показать лучшие результаты за два-три года, — полагает Ермаков.

— Но всплеск спроса на новые модели будет носить взрывной, скачкообразный характер и может затухнуть так же быстро, как начаться — после первых нескольких месяцев спрос будет удовлетворен и продажи вернутся в прежнее русло».

Эффект от запуска продуктов будет ощутим уже в 2015 году. Он не позволит вывести предприятие из убытков, но существенно поправит его положение.

Сейчас «АвтоВАЗ» находится в очень удачном положении: запуск новых моделей начнется в условиях действия программы льготного автокредитования, стабильно высокий спрос на Lada практически гарантирует успех Vesta и XRAY. Сегодня конкурировать с «АвтоВАЗом» в бюджетном ценовом сегменте становится все сложнее».

Руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа объясняет серьезные убытки «АвтоВАЗа» масштабами компании и неспособностью оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации.

«Полагаю, что повышение цен на ряд моделей Lada останется почти незамеченным для потребителей, но и не поможет кардинально улучшить положение завода, — говорит Кипа «Газете.Ru». — Самое главное, чего ему не хватает, — современных технологий и соответствующего обученного персонала, и это невозможно исправить дотациями от государства или заградительными пошлинами для иномарок. Новые продукты, вместо того чтобы принести «АвтоВАЗу» прибыль и возможность вложить ее в развитие, просто позволяют ему свести концы с концами».

Напомним, ранее стало известно о том, что предварительные цены на новые модели «АвтоВАЗа» — седан Vesta и хетчбэк XRау — снова изменились. Сейчас начальная стоимость новинок заявлена в 475 тыс. и 575 тыс. руб. соответственно. Однако с учетом того, что седан начнет производиться только в сентябре, а хетчбэк — в декабре, их стоимость может быть скорректирована из-за слабеющего курса рубля.