Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Из Тольятти нужно бежать либо вкалывать по-московски»

Как в кризис выживает Тольятти

Кризис в России едва ли не сильнее всего ударил по автоотрасли, где на фоне снижения спроса падает производство и, как следствие, зарплаты. Жителям моногорода Тольятти, где расположен целый автокластер, приходится приспосабливаться к новым условиям и искать способ выжить. Чем дышит родина «АвтоВАЗа» и почему эксперты советуют отсюда бежать — в репортаже корреспондента «Газеты.Ru».

Если зимой или поздней осенью Тольятти производит мрачное и гнетущее впечатление, а знаменитый «АвтоВАЗ» местные жители начинают называть Мордором, то летом родина автогиганта преображается. Город покрывается густой зеленью, с Волги доносится свежий ветер, популярные кафе наполняются гостями. От самарского аэропорта Курумоч до Тольятти примерно 50–60 км и около часа пути на автомобиле, если повезет избежать пробок.

О том, что вы попали в город, названный именем видного итальянского коммуниста, можно догадаться по ужасным, отнюдь не итальянским дорогам. Ямы и ухабы радушно встречают водителей уже сразу после таблички «Тольятти». Местные жители очень надеются, что подготовка к чемпионату мира по футболу, матчи которого пройдут в соседней Самаре, скажется не только на самом областном центре, но и на местном бездорожье.

Детройт по-русски

В Тольятти живет около 720 тыс. человек. Главный прирост населения происходил в 1960–1970 годах со строительством градообразующего предприятия «АвтоВАЗ», на котором сейчас трудится около 43,5 тыс. сотрудников. На втором известном автомобильном предприятии — GM-AvtoVAZ — работает еще около 1,4 тыс. человек. Кроме этих организаций в городе расположено множество производителей автокомпонентов «АвтоВАЗа», предприятия химической и энергетической отрасли. Город разделен на три района — Автозаводский, он же Новый город, Комсомольский и Центральный, который называют Старым городом. Если путешествовать по Тольятти на автомобиле, попасть в нужное место можно в среднем за полчаса.

При этом понять, что ты действительно находишься в сердце российского Детройта, бывает сложно: пейзажи резко меняются с индустриальных на сельские и обратно.

Вот за окном пролетают дилерские центы Kia, Hyundai, Lada в новом дизайне. Много доступных по цене китайских брендов, часть которых объединяется для работы под одной крышей. Есть салоны и более дорогих марок, например Audi, которые соседствуют с уже закрытым центром Honda, также в глаза бросаются и другие закрывшиеся автосалоны. То тут то там разбросаны автомойки, шиномонтажи. И вдруг их сменяют поля с подсолнухами. Потом на пути возникает густой дубовый лес. Затем снова город: тут и уже отстроенные торговые центры с известными брендами, и только строящиеся площадки. Жилые дома — образцы классической советской архитектуры, которые разбросаны по кварталам и славятся беспорядочной нумерацией, поскольку многие из них строились стихийно. Самые «молодые» отстроили около десяти лет назад, и за ними прочно закрепилось название «Новые кварталА» с обязательным ударением на последнюю букву.

Совсем недавно появились и роскошные коттеджи, которые отстроили прямо рядом с дубовым лесом, — местные смотрят на них с нескрываемой завистью.

В глаза бросаются широкие с советским размахом улицы и чистота, как на открытках из 1980-х годов. В каждом районе есть проверенные рестораны и пабы, которые местные с хорошим достатком советуют гостям. Некоторые модные места уже стали использовать свою славу и незаметно подкручивать ценники поближе к московским. Но в основном все заведения еще придерживаются лояльной ценовой политики, чтобы местные жители со средним доходом могли себе позволить поход туда хотя бы по праздникам.

При этом почти в любой части города при хорошей жаркой погоде не пропадает ощущение, что вы находитесь в курортном провинциальном городе и где-то за лесом обязательно будет море. Пусть и не совсем настоящее, но оно тут и правда есть: крупнейшее на Волге Куйбышевское водохранилище чаще называют Жигулевским — известное пиво тут ни при чем — морем. На местные пляжи по вечерам и на выходные приезжают покупаться и отдохнуть тысячи тольяттинцев. Для желающих подольше отдохнуть на Волге есть множество турбаз. Как говорят местные жители, регион пытается развивать туристические направления. И если в самом городе туристам делать, в общем-то, нечего, то его окрестности уже куда интереснее.

«АвтоВАЗ» как судьба

Градообразующее предприятие «АвтоВАЗ» расположено в Автозаводском районе, который по этой причине и самый густонаселенный. Здесь живет более половины всех жителей. Встретить в Тольятти человека, который не работал бы на предприятии или не имел бы к нему никакого отношения, практически невозможно.

От таксистов до продавцов, от бизнесменов до врачей — у каждого в запасе есть парочка историй об автогиганте..

Как рассказывают местные жители, город давно подстроился под его график: чтобы успеть на работу вовремя, выезжать приходится до того, как потоки автомобилей вазовцев устремятся на предприятие, образуя серьезные пробки. То же самое происходит и по вечерам. «Я работаю на другом заводе и приезжаю за полчаса до начала рабочего дня, — рассказывает мне водитель старенькой «пятерки», который подвез меня из одной части города в другую и категорически отказался брать деньги. — Иначе вместо 45 минут приходится ехать все полтора — очень по-московски».

Несмотря на летний позитив, видно, что горожане живут небогато. Как не раз рассказывали «Газете.Ru» сотрудники «АвтоВАЗа», простые рабочие получают около 10–12 тыс. руб. при четырехдневной рабочей смене. В лучшие времена — это 16–18 тыс. руб. Это и есть средняя заработная плата по региону, в котором найти вакансию с большим окладом для неспециалистов практически нереально. Так, в этом году в Самарской области продолжается рост безработицы. Особенно весомый вклад в ухудшение статистики вносят Тольятти и его город-спутник Жигулевск. По данным местного издания «Самарское обозрение»,

под риском увольнения только с промышленных предприятий области в 2016 году находится 21,3 тыс. человек. Тем не менее в областном министерстве труда полагают, что списки безработных пополнят 8 тыс. человек.

Настроения по поводу зарплат в городе разные. Те, кто смог устроиться получше, уверяют, что добиться можно многого и здесь. К примеру, Наталья в свои тридцать с небольшим занимает высокую позицию на одном из предприятий города, рассказывает, что приехала сюда работать после того, как выучилась в Москве.

Сейчас ее зарплата считается приличной и по столичным меркам — хватило и на приобретение загородного дома, и на хороший автомобиль.

«Не могу сказать, что я большой фанат Тольятти, — говорит Наталья. — Но я, как и большинство жителей, очень переживаю за город, стараюсь сделать его лучше. После того как в 2010 году при пожаре у нас сгорели огромные лесные массивы, люди поддерживают каждую акцию по посадке новых деревьев. У нас очень чисто, уютно и красиво. Конечно, зарплаты в городе низкие, но если ты работаешь над собой, не сидишь на месте, не тратишь время на то, чтобы себя жалеть, то сможешь многое. Я приехала сюда из города еще меньше и смогла добиться хорошего места».

Некоторые сотрудники «АвтоВАЗа» придерживаются куда более пессимистичных взглядов. Так, инженер Константин жалуется, что, несмотря на его квалификацию, знание иностранного языка и напряженную работу, получает он все равно около 16 тыс. руб., что маловато для парня 25 лет с ипотекой.

«Когда я уезжал в отпуск, мне постоянно звонили коллеги, спрашивали совета, иначе встало бы оборудование и сорвались бы сроки поставки комплектующих, — рассказал Константин «Газете.Ru». — А толку никакого. Все равно работаем по четыре дня в неделю, в пятницу приходится подрабатывать чем могу. В основном это ремонт техники.

Друзья таксуют — больше особо заняться в городе нечем. Кажется, что полгорода — это таксисты.

Правда, скоро должен открыться крупный строительный торговый центр — это сразу же около 1 тыс. вакансий на любой вкус. Таких бы компаний в городе побольше. Ведь очень хочется работать в полную смену и силу, но такой возможности нет. Мой брат работает в Москве, звали и меня, предложили высокую зарплату, квартиру. Но не отпускает пожилая мать. Говорит, что одного сына не видит, боится, что так же будет и со мной. Если на «АвтоВАЗе» ничего не улучшится, придется все-таки уехать».

Бывшая сотрудница «АвтоВАЗа» пенсионерка Светлана более 20 лет проработала на предприятии в цеху по производству «Нивы», а сейчас трудится в сфере услуг. «У меня неплохая пенсия, и работу я нашла по душе, так что не думаю жаловаться», — сказала жительница города корреспонденту «Газеты.Ru».

В свою очередь, глава агентства «Автостат» Сергей Целиков, который всю жизнь проработал в моногороде, уверен, что всем, кого сейчас не устраивает жизнь в Тольятти, нужно бежать из города. Лучше тут, по его мнению, в ближайшее время не станет.

«Если у людей есть возможность, то нужно уезжать, — говорит Целиков «Газете.Ru». — В Самару, в другие регионы, в Москву, которая пока все еще резиновая, попробовать за границу.

Если совсем никак, уезжайте за город, выращивайте картошку, огурцы. Градообразующее предприятие рано или поздно встанет на путь дальнейшей оптимизации, интеграции в мировой автопром, а это будет означать новые сокращения. Сейчас на предприятии борьба идет между эффективностью и социальной составляющей, но у нас капитализм, люди должны этот осознавать. Чтобы сохранить свои места, одно нытье не поможет, никто о вас заботиться не будет.

Нужно развиваться, получать дополнительные навыки, учить языки и работать по-московски — с утра до позднего вечера.

Помимо завода есть технопарки — «Жигулевская долина», другие проекты. Там везде нужны мозги, люди, которые умеют создавать, специалисты высокого уровня. С другой стороны, сделать так, чтобы 720 тыс. человек, собранные вместе благодаря «АвтоВАЗу», распределились по другим видам деятельности, конечно, будет непросто».

Новости и материалы
В Грузии раскрыли роль закона об иноагентах для членства в ЕС
ЦБ зафиксировал замедление роста экономики РФ в апреле
Олимпийская чемпионка рассказала о домогательствах тренера
Андрей Малахов вспомнил, как Агалакова семь лет ждала предложения от итальянца
ГАИ собирается отключить ненужные камеры на дорогах в России
На Украине заявили о необходимости побороть двуязычие в Киеве
Прокуратура Красноярска не будет изымать из продажи книгу Григория Остера «Вредные советы»
В Белгородской области объявили ракетную опасность
Подполье сообщило о взрыве в районе Одесского порта
ФНС отключала несколько банков от сервиса регистрации бизнеса
Рост доходов населения в РФ встретился с дефицитом товаров
Во Франции подтвердили, что Сафонов проходит обследование для «ПСЖ»
Бывший мэр Магаса объявлен в федеральный розыск
Сергей Зверев раскрыл способы борьбы со стрессом
В Демократической партии США переживают из-за низких шансов переизбрания Байдена
ВСУ применили Patriot для удара по России, не спросив Германию
Россиянин отсудил 1,7 млн рублей за ямы на трассе «Золотое кольцо»
Во Владикавказе водитель избил инспектора ДПС за выписанный ему штраф и попал на видео
Все новости