Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Браудера направили по «серой» схеме

МВД угрожает главе фонда Hermitage Capital Management Уильяму Браудеру объявлением в международный розыск

МВД завело новое уголовное дело, по которому проходит глава инвестфонда Hermitage Capital Уильям Браудер. Финансиста подозревают в мошенничестве на 3 млрд рублей путем незаконной скупки акций «Газпрома» — в обход запрета, действовавшего для иностранных инвесторов. Это попытка чиновников остановить принятие «закона Магнитского» в Европе, уверены в Hermitage. Или испортить имидж самого Браудера, добавляют юристы.

Главе фонда Hermitage Capital Management Уильяму Браудеру предъявят новое обвинение и объявят его в международный розыск, объявил во вторник начальник управления Следственного департамента МВД по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции Михаил Александров. Браудера обвиняют в покупке акций «Газпрома» в обход запрета на их продажу иностранцам.

«Следственный департамент при МВД осуществляет расследование уголовного дела, в рамках которого изучаются обстоятельства незаконного приобретения акций «Газпрома» рядом юридических лиц с подавляющим участием в них иностранных граждан, этими юрлицами в отчетный период руководил господин Уильям Браудер», — пояснил Александров.

Общий ущерб, нанесенный государству, оценивается в 3 млрд рублей. В частности, речь идет о покупке 131 574 722 акций по внутрироссийской цене (на основании котировок фондовых бирж – 2,134 млрд рублей). На 2005 год (последний год крупных инвестиций Hermitage в российские активы) на российском фондовом рынке акции «Газпрома» стоили в 1,5 раза дешевле, чем на западном. В более ранние годы разница в цене достигала 300%.

До 2006 года нерезиденты не имели права приобретать акции газовой монополии на российском рынке по внутренним ценам. Именно в использовании незаконных схем при помощи подставных фирм и обвиняется глава Hermitage. Тогда рынок акций «Газпрома» был разделен на внешний и внутренний. Стоимость бумаг монополии существенно различалась: резиденты могли покупать акции по более низкой цене, а операции иностранных инвесторов с бумагами «Газпрома» на российском рынке были запрещены. Запрет обходился посредством «серых» схем. Скупка велась при помощи банков. Бумаги заводились на компании с перекрестным владением, то есть формально владели друг другом. Такая схема фактически обеспечивала менеджерам таких компаний контроль над ними. В период действия запрета на покупку бумаг «Газпрома» со стороны иностранных инвесторов доля зарубежного участия в капитале газовой монополии была законодательно закреплена на уровне 20%.

«Браудер использовал специально разработанную схему, по которой иностранные компании скупали наиболее ликвидные активы от имени якобы российских юридических лиц, зарегистрированных в зонах с льготным режимом налогообложения», — пояснил Александров. Уголовное дело возбуждено по части 4 статьи 159 (мошенничество в особо крупном размере).

По словам Александрова, анализ полученных на данный момент сведений свидетельствует, что Браудер стремился не только к получению прямой выгоды от владения акциями, но и пытался получить доступ к документам финансовой и иной отчетности «Газпрома» — компании, имеющей стратегическое значение для России.

«Аппетиты господина Браудера, безусловно, росли по организации влияния на деятельность данной компании. Таким образом, целями Браудера в данном случае, как мы считаем, исходя из анализа материалов дела, которые имеются на текущем этапе в нашем распоряжении, являлось стратегическое проникновение, дальнейшее влияние на газового монополиста», — заявил Александров.

В частности, по данным следствия, Браудер пытался войти в состав совета директоров «Газпрома». В последующем глава Hermitage предметно ставил такие вопросы, как изменение дивидендной и информационной политики, изменение порядка одобрения сделок советом директоров. Как только главе Hermitage Capital будет предъявлено обвинение в хищении акций «Газпрома», он, по словам Александрова, будет объявлен в международный розыск. Обвинение должно быть предъявлено в течение нескольких суток. Москва рассчитывает на содействие в расследовании этого дела компетентных органов США, Великобритании и Евросоюза.

Hermitage до 2006 года активно инвестировал в акции крупнейших российских компаний, преимущественно государственных: «Газпрома», РАО ЕЭС, «Транснефти», Сбербанка, а также «Сургутнефтегаза». Фонд постоянно пытался бороться за права миноритариев. В частности, «Газпром» Браудер в 2001 году обвинял в незаконных операциях с активами и ценными бумагами. В 2002 году Hermitage обвинил PricewaterhouseCoopers (постоянный аудитор «Газпрома») в искажении фактов о взаимоотношениях с газовой компанией «Итера».

В 2006 году Hermitage распродал все свои российские активы. Позднее Браудер объяснял это тем, что беспокоился за судьбу фонда и сотрудников (все находящиеся в России сотрудники вместе с семьями были переведены в Великобританию). В одном из интервью он говорил, что не хотел повторить судьбу Михаила Ходорковского.

Именно Браудер в альянсе со скончавшимся в 2009 году в СИЗО аудитором Сергеем Магнитским был инициатором антикоррупционного расследования по фактам хищения из бюджета. Они утверждали, что группа следователей МВД и высокопоставленных чиновников различных ведомств замешаны в мошенничестве и хищении бюджетных средств. В начале 2013 года один из фигурантов дела, экс-следователь Министерства внутренних дел Павел Карпов подал против Браудера иск о клевете. Карпов также говорил, что инициатива Браудера – попытка избежать ответственности за совершенные ранее налоговые преступления.

Но Александров во вторник заявил, что новое уголовное дело в отношение Браудера не связано с делом об уклонении от уплаты налогов.

«Появившиеся сегодня в прессе обвинения со стороны МВД в отношении акций «Газпрома» — это плохо скрываемая попытка чиновников остановить принятие «закона Магнитского» в Европе, очевидно, дирижируемая напрямую из Кремля», — прокомментировал заявление Александрова представитель Hermitage Capital. По его словам, все операции по приобретению акций «Газпрома» осуществлялись в строгом соответствии с действующим законодательством.

«Обвинения в том, что это каким-то образом наносило вред компании, — просто абсурдны, — говорит представитель фонда. — По-видимому, на взгляд руководства страны, которое также осуществляло руководство деятельностью компании «Газпром», все ее активы должны принадлежать не ее акционерам, а им самим, только так можно объяснить выдвинутые ими обвинения». По словам представителя Hermitage, такие заявления нанесут непоправимый удар по российскому рынку ценных бумаг и всей политике государства по привлечению иностранного капитала в российскую экономику.

Адвокат одной из московских юридических фирм уверен, что цель возбуждения очередного дела против Браудера – разрушить имидж противостояния «с точки зрения безупречности главы Hermitage и Сергея Магнитского». «Если удастся доказать, что они преступники, это отодвинет на второй план обвинения против следователей МВД и чиновников, — поясняет юрист. – Полагаю, российские правоохранительные органы займут жесткую позицию и будут всеми силами добиваться если не ареста, то хотя бы допроса Браудера».

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp