Boeing Dreamliner снова будет летать. Федеральное управление гражданской авиации (FAA) США разрешило авиакомпании United Airlines возобновить полеты этого типа воздушных судов. Запрет, продлившийся более трех месяцев, снят.
В Европе уже продают билеты на рейсы Dreamliner. Польская авиакомпания LOT в четверг начала продажу на рейс 5 июня в Чикаго. LOT — единственный в Европе обладатель Dreamliner, у нее два самолета. Возобновление продаж стало возможным после того, как европейский регулятор несколько дней назад также одобрил план Boeing по замене аккумуляторных батарей.
В Японии разрешение может быть получено уже в пятницу, пишет BusinessWeek со ссылкой на министра транспорта Акихиро Охта. Но он не уточнил, идет ли речь о тестовых полетах или о коммерческих рейсах. «Мы потребуем от японских авиакомпаний обеспечить безопасность пассажиров и предоставить им исчерпывающую информацию», — сказал Охта.
Первой полеты решила возобновить Ethiopian Airlines. 24 апреля агентству Reuters стало известно, что авиакомпания поставила Boeing 787 Dreamliner в расписание на рейс в Кению 27 апреля. Официальные власти эту информацию не подтверждали.
С 17 января эксплуатация всех 49 проданных Boeing 787 Dreamliner была приостановлена из-за неполадок с аккумуляторами.
Запрет ввели сначала японские власти, затем США, Европа, Индия, Чили, Катар и Эфиопия. Поставки новых самолетов покупателям также были заморожены.
Проблемы с литийионными батареями, установленными на самолетах Boeing-787 Dreamliner, начались задолго до января 2013 года. All Nippon Airways (ANA), владеющая самым крупным парком Dreamliner из 17 самолетов, подтвердила, что была вынуждена заменить 10 батарей в мае--декабре 2012 года. В регулирующие ведомства тогда не сообщили, поскольку не сочли, что эти неполадки угрожают безопасности полетов: на выполнении рейсов они не сказывались.
В январе самолет ANA в ходе рейса из Убе в Токио совершил вынужденную посадку из-за задымления в кабине пилотов. Проверка показала, что загорелась аккумуляторная батарея.
За несколько дней до этого в аэропорту Бостона у самолета крупнейшей японской авиакомпании Japan Airlines (JAL) загорелся аккумулятор вспомогательной энергетической установки, в кабине возникло задымление.
В самолетах установлены две одинаковые батареи, в каждой из которых по восемь литийионных аккумуляторов. Основная батарея расположена в агрегатном отсеке, под полом салона в районе первой пассажирской двери: она обеспечивает питание для запуска самолета, наземных операций, таких как заправка и буксировка, и является резервной для электрического привода тормозной системы. Вторая батарея расположена ближе к хвосту самолета и участвует в запуске вспомогательной силовой установки.
В чем была причина неисправности батарей, FAA не установило.
Получив одобрение FAA, Boeing заменит батареи на всех самолетах. 300 специалистов, разделенные на 10 команд, должны провести замену за 5 дней. Цена решения проблемы — $465 тыс. на самолет, подсчитали в FAA. Японская ANA начала ремонтные работы несколько дней назад, они идут в четырех аэропортах. ANA предполагает закончить замену к концу мая, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на источник. JAL рассчитывает, что починка займет несколько недель.
Несмотря на проблемы с Dreamliner, чистая прибыль корпорации Boeing выросла в первом квартале года на 20%. По итогам года компания планирует ввести в эксплуатацию минимум 60 самолетов Dreamliner.
Убыток американской United Airlines из-за трех месяцев простоя Dreamliner составил $11 млн, говорится в отчете перевозчика за первый квартал.
В России Dreamliner не эксплуатируются. «Аэрофлот» и «Трансаэро» имеют контракты на поставку этой модели воздушных судов. В 2007 году «Аэрофлот» подписал с Boeing соглашение о покупке 22 самолетов. Сначала поставка должна была начаться в 2014 году, но позднее Boeing сдвинул сроки. «Аэрофлот» получит машины только в 2016 году. «Трансаэро» заказала четыре самолета. Стоимость сделки составила $774 млн, первый авансовый платеж прошел в конце 2011 года. Начало поставок планируется на 2014 год.