Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Если семья тратит больше 20% на ЖКХ — это экономическая проблема»

Глава Минрегиона в интервью «Газете.Ru» о жилье, ЖКХ и проблемах региональных бюджетов

Министр регионального развития Игорь Слюняев в интервью «Газете.Ru» рассказал о том, как формируются платежи за ЖКХ, где стоят памятники бесхозяйственности, а также о новых стимулах снижения ипотечных ставок.

— В связи с замедлением темпов экономического роста и снижением прогноза по инвестициям в основной капитал вы прогнозируете снижение темпов роста инвестиций в строительство, в том числе строительство жилья?

— Конечно, мы обеспокоены тем, что темпы роста национальной экономики несколько замедлились. Но такое замедление — общемировая тенденция. Я вспоминаю 2008 год, когда первые тревожные сигналы были ощутимы на рынках и напряженность, связанная с мировым финансовым кризисом, дошла до российских регионов. Нам удалось тогда достаточно серьезно поработать над стабилизацией рынка труда, созданием новых рабочих мест. В этот же период начал работать Фонд содействия реформированию ЖКХ — это тоже было формой поддержки региональных экономик и, по сути, антикризисной мерой.

Строительная отрасль всегда наиболее остро воспринимает любые неприятности в экономике. Порядка 7% ВВП в структуре экономики России — строительный комплекс. Со стройкой связаны 50 смежных отраслей и около 7% экономически активного населения.

Мы должны больше внимания уделять рынку строительства — промышленного, гражданского, жилищного, в том числе развитию промышленности строительных материалов. По итогам 2012 года в России введено в эксплуатацию 65 млн кв. м жилья. Это в два раза больше 2000 года, но недостаточно для удовлетворения спроса на жилье. Необходимо выходить на уровень примерно в 145–146 млн кв. м в год. Но, чтобы построить такой объем жилья, важно создать условия, в том числе обеспечить рынок жилищного строительства отечественными стройматериалами.

России необходима стратегия развития промышленности строительных материалов. Такая стратегия разработана Минрегионом 5 лет назад и до конца не реализована. Мы ее сейчас актуализируем.

По вводу жилья в первом квартале тревожных тенденций пока не наблюдаем. А если говорить о перевозке грузов, в частности железнодорожным транспортом, идет существенное снижение объемов перевозки строительных материалов, сокращается план заказа подвижного состава, сокращается существенно — и это уже настораживает.

Однако падения в отрасли в этом году быть не должно, можно лишь говорить о снижении темпов роста. Рассчитываем, что нового жилья построим не менее прошлогоднего.

— Идея направления средств пенсионных накоплений на строительство жилья экономкласса уже оформлена?

— Это одна из идей, связанных с поиском источников стимулирования отрасли. Мы ее разделяем, хотя решение будут принимать финансовые власти. На мой взгляд, если часть пенсионных накоплений будет перенаправлена на рынок жилищного строительства, от этого выиграют все: и финансовый рынок, и рынок жилищного строительства, и люди, желающие улучшить жилищные условия, и пенсионеры.

— Какие есть источники или резервы по снижению ипотечной ставки? Она опять пошла в рост в первом квартале.

— Ставка по ипотечным кредитам всегда была достаточно высокой. И на первом этапе удалось выработать инструменты, которые стимулировали всех — и девелоперов, и застройщиков, и потребителей. Важно более активно подключать муниципальный и региональный уровень. Где успешно развивается ипотека? Там, где первоначальный взнос или ставка субсидируются региональными (муниципальными) программами за счет собственных бюджетов. В активности региональных и местных властей есть серьезный резерв.

— Вы говорите о субсидировании ставок и других методах стимулирования на региональном уровне. Но не все регионы имеют такие возможности: многие являются дотационными. Сейчас на них «висит» обязательство по повышению зарплат бюджетникам.

— Говоря о необходимости развития ипотеки, мы забываем, что доходы домашних хозяйств тоже определяют спрос на ипотеку. Повышая заработную плату военнослужащим, работникам бюджетной сферы, настаивая на повышении оплаты труда в экономике, мы формируем платежный спрос. Люди становятся если не богаче, то благополучнее — разве это плохо?

Да, вызывает беспокойство, что региональные бюджеты, во-первых, сильно закредитованы. Объем кредитов на 1 апреля, по данным мониторинга Минрегиона, — 1,45 трлн рублей. В 2007 году госдолг регионов не превышал 300 млрд рублей.

В первом квартале текущего года он снизился, а сейчас опять начинает расти.

Во-вторых, тревожит сокращение объема капитальных вложений.

Если в 2007 году на капвложения приходилось 24% от общего объема совокупных расходов региональных бюджетов, то по итогам 2012 года этот показатель не превышает 11%. А это недостроенные дороги, мосты, путепроводы, жилье, новые производства, инфраструктура.

И это тревожный симптом. Но радует то, что доходы региональных бюджетов все-таки растут. Допустим, бюджетообразующие поступления: налог на прибыль и НДФЛ. По итогам 2012 года они выросли на 8–15%.

Надо активнее заниматься мобилизацией доходов субъектам Российской Федерации, одновременно сокращать неэффективные расходы.

— Когда будут подготовлены генпланы городов? Переносили, переносили…

— Сроки переносили неоднократно. Думаю, что до конца текущего года мы закончим с территориальным планированием и генпланами. Останется проблема качества. Ее тоже надо будет решать, уточняя и дорабатывая те документы, которые вызывают вопросы.

— Говорят, что Минрегион — это ведомство губернаторов-отставников. Кадровые изменения в вашем ведомстве были довольно часто. Они уже, наконец, закончены? Или вам еще что-то придется подправить?

— В Минрегионе России работает слаженная и профессиональная команда. Кто лучше губернатора знает о региональных проблемах? Сергей Вахруков, Валерий Гаевский, Сергей Дарькин были хорошими губернаторами. И сегодня их региональный опыт помогает в выработке и реализации региональной экономической политики. Да, кстати и Костромская область, не самый богатый регион страны, в 2011 году заняла первое место в России по динамике социально-экономического развития в России и вошла в десятку лидеров по комплексному развитию, оказавшись рядом с Москвой, Санкт-Петербургом, Республикой Татарстан и Калужской губернией.

Кто-то из мудрых сказал, что нет предела совершенству. Я когда-то очень трепетно относился к науке управления. Первый трактат, посвященный управлению, — это древнеиндийский трактат «Артхашастра». Он старше Нового Завета, старше Евангелия. Его начали писать в X веке до нашей эры, а закончили в Рождество Христово. Как построить город, как собрать налоги, как воспитать царя и так далее. Если говорить о Минрегионе, мы жестко разграничили функции и задачи. Мы каждую функцию и задачу подкрепили людьми и регламентами. Мы разграничили полномочия между Минрегионом и Госстроем.

Что меня смущало? Выезжаешь на любой объект — там представители Госстроя не появлялись никогда. Кто занимается Олимпиадой в Сочи? Госстроя там нет. Объектами форума АТЭС? Госстроя опять нет.

Как правило, чиновники борются за расходные полномочия. Сейчас все финансовые полномочия мы передали Госстрою, за Минрегионом функция заказчика-координатора. Считаю такую систему управления более верной: министерство вырабатывает государственную политику, формирует программы, создает условия для работы, совершенствует нормативно-техническую базу, а агентство осуществляет финансирование объектов и оказывает услуги рынку.

Первоначальная настройка состоялась, люди подобраны квалифицированные, маховик этот работает, может быть, не всегда успешно.

Вижу нашу «ахиллесову пяту» — это отсутствие стратегии в отдельных направлениях деятельности, в частности в коммунальном хозяйстве.

Первые очертания стратегии появились после майских указов президента. А дальше программно-целевой подход. По отрасли ЖКХ, кроме программы «Чистая вода» и федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище», нет ничего. А где жилищная услуга, теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, канализация, водоотведение, утилизация, сбор и обезвреживание бытовых отходов? За счет каких программ и мероприятий мы собираемся решать вопросы и проблемы в указанных направлениях?

Основная проблема ЖКХ, что государство из этой отрасли ушло, а рыночные отношения все еще не возникли.

Мы за последние годы в сфере ЖКХ приняли 158 законов и 3124 подзаконных акта. Такой объем не то что применить — прочесть невозможно. Сегодня идем по пути классификации нормативных актов и их структурирования.

Еще одна сторона — нормативно-технического регулирование. Мы в 2004 году практически отказались от советских норм и правил, вышли в режим технических регламентов.

Старая система все еще работает, новых технических регламентов и стандартов еще не создали, и мы живем почти что в условиях нормативно-технического бардака.

— Как продвигается работа по контролю над платежами? Президент ограничил рост совокупного платежа 6% в год.

— В коммунальной сфере в наших руках три основных инструмента. Первый — бюджетно-тарифные решения, или так называемые тарифы, повышения которых мы каждый год ожидаем с содроганием. Впервые за последние десятилетия естественным монополистам поставлены жесткие рамки: в ближайшие пять лет рост тарифов не должен превышать инфляцию. Все от этого только выиграют — и потребители коммунальных услуг, и бизнес! А заодно ресурсоснабжающие организации начнут управлять издержками, которые давно необходимо снижать так же, как и непроизводительные затраты, займутся повышением производительности труда, но это с 2014 года.

Очередное повышение состоится 1 июля. Предельный уровень тарифов на газ, электроэнергию, на тепловую энергию устанавливает федеральное правительство. Но конкретный тариф — это полномочия субъектов Федерации. Они должны быть взвешенными, экономически обоснованными.

Если посмотреть на тариф по теплоснабжению, там и коллекторные расходы, и плановые потери, и потери теплоносителя достигают 30–40%! Какое это отношение имеет к услуге, которую оплачивает потребитель? Ведь он ее не получил в том объеме, который предъявляется к оплате. И мы сегодня ориентируем регионы на взвешенный, экономически обоснованный подход к бюджетно-тарифным решениям, к анализу всех составляющих, из которых складывается стоимость, объем и качество услуги.

Второй момент — предельный уровень совокупного платежа. Его должно контролировать государство в лице регионов, потому что вопрос этот имеет колоссальное социальное значение.

Доходы домашних хозяйств не всегда успевают за аппетитами ресурсоснабжающих организаций. А это означает, что на федеральном уровне мы должны ограничить предельный уровень совокупного платежа за коммунальные услуги — и такие законодательные инициативы уже подготовлены.

Третий момент — норматив. Корректным объем потребления коммунальной услуги будет тогда, когда мы обеспечим установку приборов учета на всех этапах производства, транспортировки и потребления услуги. Пока этого нет, регионы принимают решения по нормативам потребления коммунальных услуг на основе расчетов, опираясь на нормативы и на данные показаний приборов учета в режиме аналогии. Нормативы регионам следует рассчитывать корректно, не завышая, не задирая этот показатель.

Если из месячного дохода семьи более чем 22% (в ряде регионов цифра меньше — 15-22%) направляются на коммунальные платежи — это экономическая проблема, проблема экономической безопасности семьи. И в этом случае должны включаться меры социальной поддержки в виде жилищной субсидии из регионального бюджета.

— Сейчас-то сняты уже претензии, пересчитали все платежки обратно, не осталось проблем у каких-то регионов или муниципалитетов?

— В основном эта проблема решена. Совокупный платеж ушел в те параметры, на которые нам указал президент.

— На недавнем заседании правительства рассматривалась ФЦП «Чистая вода». Как-то будете решать эту проблему?

— Приведу пример. Берем такой знаменитый остров, как Соловки. Это Архангельская губерния, русская Голгофа. Недавно, посещая Соловки, я посмотрел объекты, которые финансировались в предыдущие годы. Один из них — станция водоочистки стоимостью в сотню миллионов рублей.

Станция построена, а водозабора, водоподготовки, распределительных сетей нет. И стоит этот памятник нашей бесхозяйственности, на который потрачены большие федеральные деньги.

В одной из северокавказских республик есть водоканал, где мы тоже финансируем станцию водоочистки, причем остаточная ее стоимость превышает 1,5 млрд рублей. А ежегодные ассигнования там — 25 млн рублей. Какие перспективы по вводу в строй у этого объекта? На самом деле, это «поддержание штанов» подрядной организации — только и всего. Я против таких подходов. Если мы беремся за какой-то объект, он должен быть социально, экономически значимым, разделен на пусковые комплексы, и мы должны четко понимать его стоимость и срок ввода в эксплуатацию.

Еще одна проблема – недофинансирование заявленных объемов регионами: сначала просят денег, обещают вложить в определенной доле собственные средства, а как только федеральные деньги пошли, свои деньги регион придерживает. От этой финансовой необязательности у нас тоже немало долгостроев.

Но не все плохо по «Чистой воде», есть и хорошие примеры. Более 50 объектов по водоочистке и водоподготовке, распределительным сетям, водоснабжению введены в эксплуатацию.

Денег, которые ассигнует бюджет (3 млрд рублей), мало. Увеличивать финансирование «Чистой воды» нам необходимо кратно.

Либо надо создавать условия для инвестиций. Но если в крупных городах, мегаполисах, за счет тарифа на потребление воды можно вычленять инвестиционную составляющую и финансировать инвестиционные проекты, то в малых населенных пунктах окупаемых проектов нет. Здесь без госкапвложений не обойтись.

Минрегион за то, чтобы программа «Чистая вода» стала шире и финансово, и пообъектно. Мы ФЦП доработали, сконцентрировав ресурсы на вводных объектах, будем вносить на рассмотрение правительства.

— Минрегион разрабатывал законопроект, касающийся расширения должностей на муниципальном уровне, которые могут быть выборными. И этот законопроект не был внесен в Госдуму. Эта идея оставлена либо еще появится в каком-то виде?

— Законопроект был внесен в Думу еще в августе, в Думе и у экспертного сообщества неоднозначные мнения по поводу выборности — обсуждение продолжается. Буду опираться на собственный опыт губернатора. Необходимы индивидуальные подходы в каждом субъекте Федерации. Должны быть и назначаемые, и избираемые главы.

— А если говорить не о мэрах, а о вице-мэрах, других чиновниках — имеет ли это смысл?

— Мне кажется, нет такой необходимости. Сейчас назначаемость исполнительной власти в муниципалитетах компенсирует выборность законодательной власти. Надо доверять главам. Пусть они формируют команды с учетом того, что рядом должны быть люди, способные и готовые отвечать за результат.

Новости и материалы
На Украине после взрыва возникли перебои со светом
В Сумах произошел взрыв
Видимый из космоса взрыв на территории Финляндии предсказали в России
Названа электроника, которую россияне скупают перед дачным сезоном
Названы пять городов России, где бывают белые ночи
Генерал США заявил, что, если украинцы не будут воевать, НАТО откажется поставлять оружие
Лавров заявил о стремлении Запада нанести православию непоправимый ущерб
Лавров рассказал, зачем некоторые страны участвуют во встрече в Швейцарии
Рублев ответил на вопрос, каким словом он может описать победу на «Мастерсе» в Мадриде
Лавров заявил о желании Запада «сломать сербов»
Швейцарский экс-разведчик заявил, что на западе Украины началось движение сопротивления
Задержаны подозреваемые в убийстве в Донецке военкора из Техаса Рассела Бентли
Комментатор дал прогноз на седьмой матч серии «Даллас» – «Вегас»
Рублев стал победителем «Мастерса» в Мадриде
Лавров назвал причину всех мировых проблем
Лавров заявил о «чудовищных» экономических проблемах Европы
Дадонова назвали игроком, который уже мог закончить серию с «Вегасом»
Найдено сходство между иммунитетом растений и человека
Все новости