Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Россияне полюбили летать

Пассажирские авиаперевозки в России растут быстрее мировых

Пассажирские авиаперевозки в России растут, а грузовые стагнируют — это обусловлено в том числе конкуренцией со стороны пассажирского авиапарка, который также занят перевозкой грузов.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) повысила прогнозы по чистой прибыли коммерческих авиаперевозчиков. Если в сентябре ассоциация оценивала доход после налогообложения компаний для 2013 года в $11,7 млрд, а для 2014 года в $16,4 млрд, то теперь прогнозируется $12,9 и $19,7 млрд соответственно. Таким образом, по новому прогнозу IATA, в следующем году прибыль авиакомпаний вырастет на 52,7%.

Основными причинами такого роста называются снижение цен на авиационное топливо, изменения в структуре самих перевозчиков, повышение их эффективности. Консолидация, происходящая в отрасли, способствует снижению расходов компаний, на увеличение выручки также влияет рост неавиационных доходов.

Положительное влияние также оказывают глобальные макроэкономические факторы: особенно восстановление экономики США.

Здесь в 2014 году ожидается годовой рост прибыли у перевозчиков на 43,1%, до $8,3 млрд, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — на 28,1%, до $4,1 млрд. Несмотря на слабый внутренний рынок, европейские компании (к которым IATA относит и российских перевозчиков) смогут сильнее всего улучшить свои финансовые показатели: в 2014 году чистая прибыль у них вырастет с $1,7 млрд до $3,2 млрд, то есть почти вдвое.

На увеличении доходов сказывается и рост пассажирских перевозок. Так, если в 2012 году было перевезено 2,98 млрд пассажиров, то в 2013 году этот показатель впервые в истории перевалит за 3 млрд и составит 3,13 млрд, а в 2014 году — уже 3,31 млрд. Процент занятости пассажирских кресел также увеличивается: в 2012 году он составлял 79,2%, в 2013 году ожидается на уровне 80,3%, а в 2014 году достигнет 81,3%. Выручка от перевозок пассажиров в 2012 году составил $538 млрд или 79,2% от общей выручки авиакомпаний. На фоне улучшения финансовых показателей в пассажирском сегменте в грузовых перевозках наблюдаются кризисные явления, отмечает ассоциация. Рынок при этом продолжит стагнировать: в 2012 году авиакомпании перевезли 51,1 млн грузов, в 2013 доставят 51,6 млн, в 2014 году — 52,5 млн тонн. Доход от перевозки грузов составила $62 млрд — около 10% всех доходов авиакомпаний.

В области пассажирских перевозок в России ситуация даже лучше, чем общемировая.

Согласно данным Росавиации, за 11 месяцев 2013 года российские авиакомпании перевезли 78,4 млн пассажиров. Это на 14,2% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Процент занятости пассажирских кресел составил 80,1%. «Российская гражданская авиация растет темпами, превышающими мировые, и мы рассчитываем, что данная тенденция сохранится», — рассказал «Газете.Ru» первый заместитель генерального директора «Трансаэро» Дмитрий Столяров. «Совокупный объем перевозок ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» в 2013 году ожидается на уровне 31,5 млн пассажиров против 27,5 млн годом ранее. Загрузка рейсов прогнозируется на уровне 78,2%», — рассказали «Газете.Ru» в «Аэрофлоте».

«В будущем темпы роста будут более характерными для устоявшегося рынка, но все равно выше мировых», — говорит Столяров. В «Трансаэро» в краткосрочной перспективе ожидают ежегодный рост пассажирских перевозок в пределах 8–12%. «Можно по естественным причинам прогнозировать всплеск пассажирских перевозок в начале следующего года — в период проведения зимней Олимпиады», — соглашается главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Рыночный потенциал требует от ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» высоких темпов роста и значительного увеличения парка воздушных судов», — отмечают в «Аэрофлоте».

Однако грузооборот не только не стагнирует, а даже снижается.

Перевозки грузов российскими авиакомпаниями с января по ноябрь 2013 года сократились на 1,3%. В ноябре 2013 года по отношению к ноябрю 2012 года они упали на 3,7%. «Темпы экономического роста являются главным драйвером по развитию грузоперевозок. Экономический рост не подлежит точному прогнозированию», — заявляет Пантелеев. «Объем грузоперевозок очень сильно завязан на динамику ВВП. Если пассажирские перевозки не так сильно связаны — они скорее зависят от денежных доходов, валютных курсов и так далее, то грузы в первую очередь зависят от макроэкономической динамики. Плохая макроэкономика – плохая ситуация по грузам», — уточняет независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. Замедление темпов экономического роста, происходящее в экономике России, естественным образом будет бить по грузоперевозчикам. «Если говорить об отрасли специализированных грузовых перевозчиков, то здесь кризис жанра в определенном смысле», — рассказывает представитель одного из российских авиационных грузоперевозчиков, пожелавший остаться неизвестным.

«Современные пассажирские самолеты становятся все более вместительными и берут немало груза, составляя нам серьезную конкуренцию», — говорит источник. «Большая часть грузов внутри страны перевозится в багажных отделениях пассажирских судов. Такие перевозчики особых проблем не испытывают. Грузовой бизнес для них третья или четвертая статья дохода.

Есть груз – хорошо, нет грузов – ничего страшного», — соглашается Крамаренко.

«На рынке присутствуют избыточные емкости, то есть предложение провозных емкостей превышает спрос на них. Пассажирским перевозчикам такая ситуация не так угрожает, как нам — их прибыльность не зависит от груза, источник их основного дохода – пассажиры. А вот у нас другого источника нет. Проблема усугубилась падением объемов перевозок в 2013 году на фоне кризиса в Европе, США, России. Теперь объемы, кажется, возвращаются — по крайней мере, есть робкая надежда на это, — но они возвращаются все равно не в том темпе и не в тех количествах, чтобы решить системную болезнь overcapacity. Она останется и будет бить в первую очередь по грузовым перевозчикам», — поделился опасениями источник.

Поэтому компании-перевозчики будут уходить с международного рынка: «Просто банкротиться из-за очень жестких условий и малой (если вообще какой-либо) рентабельности». «Останутся наиболее крупные, опытные, конкурентоспособные игроки», — добавляет источник.

Новости и материалы
Россиянам ответили, можно ли оставлять кошку одну на время отпуска
Крупный пожар на базе отдыха на Кубани локализовали
На Украине назвали сроки победы над Россией
Минобороны получило новую партию минометов
В Британии объяснили срочный созыв генштаба ВСУ Зеленским
В Харькове произошли взрывы
Стоматолог предупредил, что будет, если не чистить зубы перед сном
Ракетную опасность отменили в Белгороде спустя 16 минут
В подконтрольном Киеву Херсоне произошел взрыв
В центре Тбилиси выросло число участников протестов против закона об иноагентах
Игру «Бостона» против «Торонто» назвали позором
Команду НХЛ сравнили с зомби
Путин приехал на пасхальную службу в храме Христа Спасителя
Бывший игрок «Зенита» оценил справедливость счета в матче с ЦСКА
В Белгороде запустили сирену ракетной опасности
В храме Христа Спасителя началась главная пасхальная служба
Названа самая удивительная серия первого раунда Кубка Стэнли
В Харькове произошла серия взрывов
Все новости