Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Донбасс рвет цепи

Между предприятиями России и Украины рвутся технологические цепочки

,
Кабинет министров Украины принял решение о закрытии украинско-российской границы. Гражданская война в Донбассе уже дорого обходится промышленности востока страны. Еще дороже она обойдется и украинским, и российским предприятиям, встроенным в одну технологическую цепочку, предупреждают эксперты.

Граница на замке

Из-за военных действий таможенные пункты между Украиной и Россией с украинской стороны перестали работать. Как сообщили в Луганской региональной торгово-промышленной палате, таможенные пункты пропуска не могут работать по той простой причине, что на них нет пограничников. Предприятия, расположенные в Донецкой и Луганской областях, фактически оказались в состоянии, когда им очень трудно доставлять свою продукцию российским заказчикам.

О критической ситуации на прошлой неделе отчитался и премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Поскольку Донбасс перестал платить налоги Киеву, подсчитал глава кабмина, в июне госбюджет республики может недосчитаться 1 млрд гривен ($83 млн). «Ситуация сверхкритическая: за май не получили 422 млн гривен доходов госбюджета. В июне ожидаем, что не получим 1 млрд гривен», — подчеркнул Яценюк. Он напомнил, что за год поступления из Донецкой и Луганской областей суммарно составляли около 23 млрд гривен, то есть около 2 млрд гривен в месяц.

Украинский премьер пожаловался, что «Донбассэнерго» недоплатило в бюджет 24 млн гривен, группа «Азов» — 36 млн, АО «Азот» — 122 млн.

«И ряд других компаний тоже недоплатили», — возмутился Яценюк. По его словам, сокращение отчислений в бюджет связано с действиями «террористов, которые финансируются Россией», нарушением ими транзита и снабжения предприятий, прямым запугиванием работников.

«Если не приходит валютная выручка, не пополняются валютные резервы, есть проблемы с курсом. Поэтому Донецк и Луганск не проживет без Украины, а Украине нужен Донецк и Луганск. Поэтому мы его никому не отдадим», — заявил премьер-министр.

Экономика двух мятежных областей Украины очень тесно интегрирована с российским промышленным комплексом. Производственные цепочки между предприятиями по обе стороны границы сложились еще в СССР. Так, именно в этом регионе производятся электродвигатели, вагоны, генераторы и отдельные детали для российской промышленности — в том числе авиационной и атомной.

Порвалась техники связующая нить

Эксперты говорят, что наиболее тесная кооперация с Россией у предприятий Харьковской, Донецкой и Луганской областей. Нормально в связи с военной ситуацией могут работать только те заводы, которые находятся в первой из них. Однако и туда докатилось охлаждение отношений. Например, Харьковский авиационный завод, практически полностью ориентированный на Россию, недавно возобновил работу после более чем трехмесячного перерыва: на его продукцию не было покупателей.

Директор завода Виктор Хома подчеркнул, что сейчас предприятие ориентировано на поиск покупателей за пределами РФ.

Луганский «Лугансктепловоз», специализирующийся на выпуске тепловозов, электровозов, электропоездов и являющийся ключевым партнером РЖД, частично приостановил работу из-за боевых действий. Один из менеджеров предприятия, отказавшийся называть свое имя, подтвердил «Газете.Ru», что практически все сотрудники завода отправлены в оплачиваемые отпуска «из-за опасной ситуации в городе». Работать остались только рабочие первой смены. Из-за этой ситуации большие финансовые потери несет и российская сторона: 76% акций «Лугансктепловоза» принадлежат Брянскому машиностроительному заводу.

Стахановский вагоностроительный завод в Луганской области 80% своей продукции экспортировал в Россию и Казахстан. Финансовые проблемы у него начались еще осенью прошлого года: из-за них на заводе сократили 1500 человек. Сейчас он вообще находится на грани полной остановки: предприятие не может сбывать продукцию в нормальном режиме.

Тяжело приходится химической промышленности. Северодонецкий «Азот», «Стирол», черкасский «Азот» и «Ровноазот», входящие в Group DF олигарха Дмитрия Фирташа, уже практически полностью остановили производство.

Причиной является высокая цена на газ: производство здесь может быть рентабельным при расценках около $270–280 за тысячу кубометров, объясняют в холдинге.

Непростая ситуация и в вагоностроении. Падение производства «Азовмаша» составило 85%, Крюковского вагоностроительного завода – 80,6%.

Кременчугский сталелитейный завод из-за потерянных бизнес-связей с Россией вообще временно приостановил свою работу, а местный вагоностроительный завод находится на грани выживания. Губернатор Полтавской области Виктор Бугайчук назвал журналистам причину такого положения дел: 98% продукции сталелитейный завод поставлял в Россию, и теперь продавать ее некому.

Серьезно просела кооперация Украины и России в военно-промышленном комплексе.

«Укроборонпром» еще несколько месяцев назад заявил о прекращении поставок в РФ продукции военного назначения. По данным украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения, 130 предприятий государственного концерна и ряд частных компаний развиваются преимущественно за счет экспорта. Более 45% военной продукции направляется в страны Азии. На государства СНГ приходится до 30% поставок. Директор киевской информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергей Згурец говорит, что в 2013 году украинский военный экспорт в Россию превысил $1,2 млрд. Это существенно для обеих стран. Эксперт приводит примеры: авиационные двигатели «Мотор Сич» нужны российским вертолетам, турбины для морских кораблей от николаевского предприятия «Заря — Машпроект» — российскому судостроению. Также ряд предприятий «Укроборонпрома» занимаются техническим обслуживанием российских ядерных ракет. Его обеспечивают специалисты днепропетровского конструкторского бюро «Южное» и предприятия «Южный машиностроительный завод», где производились первые советские ракеты. «Украина обладает эксклюзивной документацией приблизительно на треть всех ракет, находящихся на боевом дежурстве в РФ, а Россия своих специалистов может научить еще не скоро», — объясняет Згурец.

«Всего около 400 предприятий российского ВПК — более трети — имеют кооперационные связи с Украиной. Их разрушение помешает реализации российской государственной программы развития вооружений, рассчитанной на выполнение до 2020 года»,

— констатировал в интервью «Немецкой волне» военный аналитик Александр Гольц. Теперь эти связи полностью разрушены. Даже госпредприятие «Антонов» уже заблокировало программу замены двигателей на российских Ан-2, соглашение о которой было подписано летом прошлого года.

Российско-украинский кризис докатился даже до кондитерских фабрик. Компания АВК в Луганске сокращает персонал и закрывает цеха: в Россию экспорт перекрыт, а для украинского рынка такие объемы производства не нужны. Уволить к лету собираются более тысячи человек.

Предприятие «Энергомашспецстали» в Краматорске недавно попало под обстрел. В стену сталелитейного цеха угодил неизвестный предмет, который разрушил часть сооружения. Говорят, это произошло в результате ночного обстрела телевышки. «Энергомашспецсталь» занимается производством крупногабаритных заготовок из специальных сталей для атомной и тепловой энергетики, а также машиностроения и металлургии, около 20% ее продукции приходится на атомную энергетику. Главный покупатель — российский «Атомэнергомаш».

«Несмотря на события на Украине, предприятие функционирует стабильно. Продукция в Россию отгружается в срок», — сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к холдингу «Атомэнергомаш». Однако местные жители утверждают, что краматорский завод не работает.

Без проблем

На некоторых предприятиях также говорят, что у них нет проблем. Однако проверить достоверность информации не представляется возможным.

Украинский «Мотор Сич» едва ли не все годы своего существования был ориентирован на кооперацию с «Вертолетами России». Это предприятие обеспечивает до 80% потребностей в двигателях вертолетов, находящихся на вооружении российской армии. В 2014 году оно планировало отправить в РФ 400 двигателей. В настоящее время «Мотор Сич» работает в «штатном режиме», рассказали «Газете.Ru» его работники.

Генеральный директор компании Вячеслав Богуслаев заявил, что, несмотря на все политические проблемы между двумя странами, здесь рассчитывают на продолжение сотрудничества.

«У нас с российскими предприятиями все отлажено: кооперация, взаимопомощь и взаимопонимание. Украинские предприятия готовы работать, несмотря на сложную политическую ситуацию, и никаких проблем у нас по изготовлению, отгрузке и приемке продукции нет», — заверил он. Стоит напомнить, что в мае «Мотор Сич» вел переговоры с польской PZL Swidnik о совместной сборке и модернизации вертолетов на мощностях в Польше.

Местный «Турбоатом», ориентирующийся на «Росатом», в мае отчитался о том, что завершил работу над заказом для энергоблока №6 Новосибирской ГЭС. Продолжает он работать в штатном режиме и сейчас. На предприятии говорят, что сокращений поставок не наблюдают. В мае на заводе побывал тогда еще народный депутат Верховной рады Петр Порошенко. «Мы посмотрели завод, и я под впечатлением», — отметил политик.

Харьковский «Электротяжмаш» тоже пока работает. Более того, вопреки общему состоянию отрасли, он остается рентабельным. Директор одного из крупнейших в мире производителей турбогенераторов и тяговых электродвигателей Дмитрий Костюк даже заявляет, что кризис на этом госпредприятии никак не отразился. «Спада производства на сегодняшний день пока нет», — констатирует он.

В целом на территории Донецкой и Луганской областей работает шесть крупных металлургических предприятий: Алчевский МК, ММК им. Ильича и «Азовсталь» (оба – Мариуполь), Донецкий и Енакиевский МЗ, «Электросталь» (Курахово). Простаивает лишь Донецкий ЭМЗ, да и тот не по причине боевых действий. На работающих предприятиях сейчас опасаются сбоев в логистике: в мае сепаратисты уже захватывали участок Донецкой железной дороги, минировали железнодорожное полотно в районе Еленовки.

В обоих случаях силовикам удалось восстановить работу транспортной артерии.

Металлурги Мариуполя продолжают получать коксующийся уголь из Авдеевки, а Алчевский МК и Енакиевский МЗ по-прежнему отправляют готовую продукцию в Россию из Мариупольского морского торгового порта.

По данным «Металлургпрома», по итогам пяти месяцев 2014 года производство стали в регионе упало на 7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — до 12,9 млн т. Аналитический портал idc-met.com сообщал, что за четыре месяца 2014 года было экспортировано 8,8 млн т металлургической продукции — всего на 1,9% меньше аналогичного показателя 2013 года.

Впрочем, косвенные показатели неутешительны. Так, за первые четыре месяца 2014 года экспорт локомотивов с Украины в Россию упал на 60%, машин и оборудования — на 50%, рассказывает «Газете.Ru» президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Если в ближайшее время не восстановить нормальную работу предприятий на востоке Украины, может произойти существенное падение общих объемов экспорта, до 20% в целом за год», — подчеркивает он.

Новости и материалы
Россияне скупают один из популярных в США кабриолетов перед летним сезоном
Китай выразил разочарование тем, что СБ ООН не принял российскую резолюцию по космосу
В Госдепе заявили, что Иран просил помощи США из-за авиакатастрофы
В России заявили, что США подтвердили свои намерения милитаризировать космос
Экс-тренер «Динамо»: Тюкавину нет смысла ехать в европейский середняк
В Киевской области ограничат уличное освещение из-за нехватки электроэнергии
Украинцы потребовали отправить Зеленского на фронт после окончания президентского срока
В Польше задержали фигурантов дела о диверсиях и саботаже якобы по заказу России
Ловчев: немного перестал уважать Галицкого
Политолог заявил, что США не позволят МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Зеленский заявил, что Киев никогда не атаковал Россию западным оружием
Путин раскрыл объемы добычи нефти в России с начала года
Подмосковные подростки избили школьников из-за отказа играть с ними в футбол
Российский солдат спасся после ударов семи FPV-дронов ВСУ
Над Белгородской областью сбит украинский беспилотник
Названа главная сила «Эдмонтона» с Макдэвидом и Драйзайтлем
В МИД высказались насчет запрета на ядерные испытания
Washington Post раскрыл модель вертолета, на котором разбился Раиси
Все новости