Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Украина впадает в бензиновый кризис

Новые правила импорта бензина привели к сложностями с его поставками на внутренний рынок Украины

Помимо дефицита газа после прекращения поставок из России Украина оказалась еще и на пороге бензинового кризиса. Поставщики не могут ввезти в страну около 750 цистерн с топливом: этому мешают новые правила, выполнения которых требует таможенная служба. Это угрожает ростом цен на бензин. которые и без того высоки. Однако под давлением поставщиков Минэнерго Украины отменило новые правила.

Украинские импортеры топлива столкнулись с серьезной проблемой. Они никак не могут получить около 750 цистерн с топливом, которые застряли на таможне. Таможенная служба с 10 июля требует ввозить бензин и дизтопливо по новым правилам, а импортеры оказались к этому не готовы.

По новым правилам все ввозимое в страну топливо должно проходить экспертизу в государственной лаборатории «Масма». Но та оказалась не в состоянии справиться с количеством возложенных на нее обязательств. А пока цистерны стоят в очереди на проверку, автомобилисты и участники рынка говорят о том, что бензин может серьезно подорожать, причем уже в этом месяце.

Власти, анонсируя нововведения, заявляли, что заботятся о качестве поставляемого в страну топлива.

Менеджер одного из украинских трейдеров на условиях анонимности сообщил «Газете.Ru», что новая власть специально ограничивает возможности для импорта топлива, чтобы чиновники могли кормиться с этого.

«При Януковиче нефтепродукты ввозили в основном люди, близкие к президенту, а сейчас вообще непонятно кто. Люди могут остаться без бензина», — возмущается менеджер.

Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн говорит, что государство оказалось просто не в состоянии обеспечить быструю проверку больших объемов топлива. И если раньше можно было проверить качество топлива в одной из сотен лабораторий, то теперь на рынке появилась монополия.

По словам Куюна, проблема не только в том, что ввоз топлива происходит не так быстро, как хотелось бы импортерам, но и в том, что стоимость экспертизы на рынке раньше составляла около 2 тыс. грн ($170), а «Масма» за свои услуги берет по 13 тыс. грн — около $1100.

Моментом может воспользоваться «Укрнафта» олигарха Коломойского — единственный крупный производитель топлива на Украине.

По данным «Консалтинговой группы А-95», 85% продаваемого на Украине топлива — импортное. И если проблемы с его ввозом затянутся и станут хроническими, то бензин в стране подорожает как минимум на 8–9%, уточняет Куюн. Сейчас литр 95-го бензина в Киеве стоит около 16 грн ($1,34), дизтоплива — 14–15 грн ($1,2).

В январе — июне 2014 года Украина импортировала нефтепродуктов на сумму более $3 млрд. По данным министерства доходов и сборов, за шесть месяцев привезено из Белоруссии топлива на $1,543 млрд, из России — на $569 млн, из Литвы — на $292 млн, из других стран — на $604 млн.

Интересно, что в марте 2014 года после пятилетнего перерыва Украина возобновила экспорт нефти, хотя и в небольших объемах. Так, за шесть месяцев текущего года в Литву было поставлено нефть на $20,2 млн.

Два крупнейших нефтеперерабатывающих завода страны — Одесский и Лисичанский — практически не работают. Причем Одесский НПЗ из-за низкой рентабельности, вызванной, по мнению министерства энергетики, неблагоприятной конъюнктурой на рынке, простаивает с октября 2010 года. С марта 2013 года на нем велась подготовка к возобновлению производства. Частично завод запустили только в октябре 2013 года.

В целом из шести нефтеперерабатывающих заводов в стране работают только два: Кременчугский и частично Одесский. Проблема здесь кроется в том, что на Украине почти не добывается нефть, а с ее импортом из России сложности наблюдаются уже несколько лет. Кроме того, оборудование на самих НПЗ давно устарело и не в состоянии выпускать топливо, которое бы соответствовало бы хотя бы украинским стандартам, не говоря уже о Евро-4 и Евро-5. Эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин добавляет, что отрасль по импорту и переработке топлива на Украине традиционно является одной из самых коррумпированных, поэтому к работе на этом рынке невозможно привлечь иностранных инвесторов.

Правда, в декабре 2013 года китайская PetroChina договорилась с тогдашними властями о строительстве в стране нового НПЗ. На какой стадии реализация проекта сейчас, в минэнерго не комментируют. На днях также стало известно, что американская компания TransGas Development Systems планирует построить три завода по производству бензина и дизтоплива из угля на Украине. «Предварительно мы рассматриваем площадки в Луганской, Львовской, Кировоградской областях. В зависимости от используемых технологий инвестиции в один завод составят $3–3,5 млрд», — подтвердил президент компании Адам Виктор.

С начала года бензин на Украине в связи с девальвацией гривны подорожал примерно на 40%. Директор спецпроектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев говорит, что в связи с этим в мае продажи бензина в стране упали на 20%. Эксперт прогнозирует, что в июле будет повышение цен на топливо — на 2–3 коп. каждые пару дней.

Осложняет жизнь операторам АЗС и зарегистрированный на днях в Верховной раде законопроект о запрете продажи алкоголя на заправках. Авторы документа, депутаты от Партии регионов Татьяна Бахтеева и Анна Герман, уверяют, что это будет способствовать дальнейшему снижению масштабов употребления алкоголя и предупреждению его негативных последствий для украинского общества.

Заправочные сети эту инициативу не приветствуют. «Крупным сетям удавалось как-то держаться, в том числе и за счет продажи сопутствующих товаров. Теперь их хотят лишить и этого, при том что потребление бензина падает», — возмущается президент Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук.

Добавляет проблем импортерам топлива и коррупция. Глава Государственной фискальной службы сегодня заявил, что коррупционная составляющая в таможенной службе в два раза выше, чем в налоговой службе. А пока чиновники думают, как навести порядок на топливном рынке, потребители всерьез опасаются дефицита.

«Власти создают искусственный дефицит на рынке, чтобы зарабатывать на этом. Пробок в Киеве уже почти нет: никто лишний раз не выезжает. Если бензин подорожает еще больше — следом подорожают и продукты питания, и услуги служб доставки. А что будет делать та же «скорая помощь», вообще непонятно. Власти набивают карманы, а народ думает, как выжить. И как добраться на работу на трамвае», — сетует 36-летний автомобилист Олег Даниленко.

Впрочем, проблема может решиться уже в ближайшее время. По словам Куяна, в понедельник Минэнерго Украины под давлением поставщиков топлива отменило схему импорта, при которой необходима экспертиза.

Новости и материалы
В Москве повысится стоимость проезда в городском транспорте
В Курской области объявили опасность атаки БПЛА
Представлен клип к саундтреку якутского фильма «Карина»
В Белгородской области объявили опасность атаки БПЛА
Полет турецкого БПЛА в Иране отслеживали более 200 тысяч человек
В КНДР заявили о повышении готовности к ядерному сдерживанию из-за США
В России исключили применение оружия по вертолету президента Ирана
Пожарные локализовали возгорание на востоке Москвы
Сотрудники парижских аэропортов во вторник проведут забастовку
«Ансар Аллах» запустила противокорабельную ракету над Аденским заливом
Путин провел совещание в связи с аварией вертолета президента Ирана
60 российских спасателей присоединятся к поискам президента Ирана по поручению Путина
Эксперт спрогнозировала рост цен на репетиторов иностранного языка из-за ИИ
В двух округах России сохранится холодная погода
Помощник президента Ирана выразил надежду на то, что Раиси жив
В Иране в районе поиска вертолета президента ухудшилась погода
В Москве в течение всей недели ожидается высокое давление
Колумнист журнала Atlantic заявил о гибели Раиси
Все новости