Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Перекрытия федеральных трасс не за горами»

В Москве с 2015 года повысят патентное налогообложение

С будущего года в столице вступят в силу поправки в закон «О патентной системе налогообложения». «Газета.Ru» разбиралась, как изменения в сфере грузовых и пассажирских перевозок, аренды, розницы и общепита скажутся на малом бизнесе и потребителях.

В Москве патентная система налогообложения (ПСН) действует с 1 января 2013 года. В ней выделяется 65 видов деятельности и потенциально максимальный доход по ним, а также устанавливается налог в 6% в год.

Каждый шестой индивидуальный предприниматель (ИП) в Москве обзавелся патентом,

следует из доклада главы департамента экономической политики и развития Москвы Максима Решетникова, ответственного за текущие изменения в законопроекте. Еще в майском выступлении на оперативном совещании правительства Москвы он отмечал, что «предприниматели поверили в патентную систему», а в рознице и общепите количество выданных патентов выросло в несколько раз.

На невысокой стоимости патентов настаивал и мэр Москвы Сергей Собянин. Тем необычнее, что в сложной экономической обстановке Мосгордума пересмотрела стоимость патентов по пяти видам деятельности (в 80% случаев предприниматели столкнутся с ростом отчислений).

По предварительному прогнозу, в 2014 году поступления в бюджет города составят порядка 1,3 млрд руб. при 18 тыс. выданных патентов (увеличение в 1,3 раза). Нововведения, по мнению Решетникова, обеспечат Москве дополнительный доход в 600 млн руб.

Эксперты с такой оценкой не согласны, указывая, что на слухах о повышении налога число ИП в августе и сентябре сокращалось (было зарегистрировано всего 262 и 60 ИП соответственно по сравнению с 300 ИП в июле).

«Патентная система совсем новая, в нее только начали входить люди, а контроль со стороны государства за неплательщиками (особенно, что касается аренды жилья и грузоперевозок) очень слабый», — рассказала «Газете.Ru» директор Центра правового обслуживания Анна Коняева.

«Вместо того чтобы упростить систему налогообложения, например, освободив от уплаты обязательных сборов в пенсионный и медицинский фонды (сейчас ИП, выбравшие ПСН, платят 17,3 тыс. руб. в ПФР и 3,4 тыс. руб. в ФФОМС +1% с превышения дохода в 300 тыс.), власти пошли по пути увеличения налоговой нагрузки. Эти изменения в ПСН могут усугубить ситуацию для предпринимателей: часть закроют бизнес, часть уйдут в тень, перестав вообще платить налоги», — считает Коняева.

В департаменте экономической политики и развития Москвы «Газете.Ru» не смогли оперативно предоставить комментарий.

Перевозки

До 1 января 2015 года патент на пассажирские и грузовые перевозки обходился в 18 тыс. руб в год. Такая ставка сохранится только для легковых автомобилей с количеством посадочных мест до пяти, то есть повышение не затронет только традиционное такси (в таксопарках минивэнов не так много), чего не скажешь о маршрутках и автобусах, по которым ежегодная плата вырастет до 90–120 тыс. руб. в год (предполагается, что выручка с одной такой машины составляет 1,5–2 млн руб. в год).

«В Москве курсируют порядка 12 тыс. маршруток и автобусов. Половина из них приходится на ГУП «Мосгортранс», еще треть – на «Автолайн», остальные – на мелкие компании и ИП, которые попадают под увеличение налоговой нагрузки, если работают на патентной системе», — рассказал «Газете.Ru» председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач.

«Сейчас рентабельность бизнеса составляет порядка 3–5% при идеальных условиях. Но если не все машины вышли, есть штрафы, то она стремится к нулю. Прибавьте к этому, что тарифы регулируют власти, а цены на дизельное топливо, на котором ходят автобусы, растут».

Эксперты говорят, что перед владельцами транспорта стоит вопрос технической выживаемости. «Об обновлении парка говорить уже не приходится – в основном все ездят на импортном транспорте. И даже если ряд транспортных средств собирается здесь, цены на них из-за ослабления рубля все равно выросли, пусть и не пропорционально укреплению доллару», — отметил Храпач.

«Похоже, что мы хотим загнать пассажирские перевозки в глубокую яму и ездить на убитых автомобилях с открывающимися дверьми на проволоках, через которые будут падать пассажиры. Люди, которые работают сейчас на маршрутах, уйдут под «черный флаг», будем ездить все на заказных автобусах. Они будут добивать свой транспорт, а после того, как он станет неликвидным, сдадут в металлолом или сожгут его на Красной площади, — возмущается председатель Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов.

— Члены нашего профсоюза совершенно открыто уже выражают желание именно это и сделать – сжечь автомобили на Красной площади».

Еще сильнее изменения в патентной системе налогообложения затронут грузовые перевозки, по которым выплаты увеличатся в 2–10 раз (максимум придется заплатить за машину грузоподъемностью свыше 10 т – 180 тыс. в год).

«В Москве зарегистрировано свыше 300 тыс. грузовых автомобилей на 25 тыс. владельцев. Поэтому процент ИП с одним-двумя грузовиками довольно высокий», — отметил председатель Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Эксперты отмечают, что ситуация на рынке грузоперевозок и так была сложная: бизнес не лицензированный, доступ на рынок открыт, в связи с чем в Москве наблюдается его перенасыщенность. Чтобы получить клиента, автовладельцы вынуждены значительно снижать цены, из-за чего рентабельность бизнеса крайне низкая.

«Люди уйдут в черный сектор и перестанут вообще платить налоги.

Или крупный бизнес окончательно вытеснит мелкий, и тогда он сможет диктовать свои цены. Власти не думают, куда толкают народ. Крупные перекрытия федеральных трасс не за горами», — считает Котов.

Аренда

Сейчас все ИП, сдающие в аренду помещения, платят 60 тыс. руб. в год, исходя из предполагаемого дохода в 1 млн руб. в год вне зависимости от местоположения объекта недвижимости, его площади, а также типа (жилое или нежилое помещение).

Но с будущего года на цену патента на жилое помещение и дачу значительно будет влиять адрес и размер объекта. Так, платежи по квартирам менее 50 кв. м сократятся: до 45 тыс. руб. в ЦАО, 30 тыс. руб. – в пределах МКАД 21 тыс. руб. – в Новой Москве. Однако для квартир большей площадью практически по всем параметрам предусмотрено повышение цены патента. Максимальный платеж достигает 600 тыс. руб. в год, то есть повышение в 10 раз, для квартиры в ЦАО свыше 600 кв. м, исходя из того, что предполагаемый годовой доход по ней составляет 10 млн руб.

«Основную долю сдаваемых сегодня объектов составляют одно- и двухкомнатные квартиры эконом-класса. Для владельцев однокомнатных квартир предусмотрен понижающий коэффициент, но это преимущество нивелируется сложной процедурой получения статуса ИП и приобретением патента. Владельцы двухкомнатных и трехкомнатных квартир, попадающие в диапазон 51–100 кв. м, ничего не выигрывают от новых правил, если не сдают квартиры дороже 85 тыс. руб. в месяц [это без учета ежегодного страхового взноса]», — объясняет управляющий директор компании «Миэль-Аренда» Наталья Сивко.

Эксперты отмечают, что владельцы недорогих квартир не жалуют патентную систему, так как не готовы отдавать государству сумму, равную их месячной выручке.

«Владельцы дорогих квартир, скорее всего, в большей степени перейдут на патентную форму, поскольку даже при повышающем коэффициенте дорогие квартиры выгоднее сдавать под 6%, чем под 13% НДФЛ. Владельцам, которых не пугает финансовая отчетность и кассовый аппарат, подойдет форма работы в качестве ИП, но без патента, как наиболее экономически выгодная», — поясняет Сивко.

«В частности, на патентную систему сейчас переходят многие компании, которые предоставляют своим топ-менеджерам квартиры. Но повышать взносы в несколько раз в текущей экономической ситуации нелогично. Некоторые предпочтут уйти в тень, а те, кто до этого думали легально оформить бизнес, откажутся от этой идеи из-за непредсказуемости роста расходов», — считает руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП Сергей Елин.

В целом эксперты отмечают, что переход на дифференцированные ставки патента по аренде верный. Тем более странно выглядит, что нежилую площадь московские власти разделили только по размерному принципу, не забыв увеличить в несколько раз платежи на всю соответствующую недвижимость более 100 кв. м (право на сдачу в аренду помещения свыше 600 кв. м обойдется в 600 тыс. руб.). «Получается, что, по мнению Москвы, доходность помещения в центре города и за МКАД одинакова, что, естественно, неверно. Так что в итоге мы опять видим неоправданное увеличение налоговой нагрузки на бизнес», — сказал Елин.

По мнению аналитиков, стоимость аренды вряд ли возрастет в связи с ростом налоговой нагрузки, поскольку сейчас на рынке предложение превышает спрос: рост арендной ставки привел бы к увеличению срока экспозиции помещения, а значит, и к недополучению дохода владельцем.

Розница и общепит

Наконец, изменения в патентной системе налогообложения затронут розничную торговлю и услуги общественного питания: по объектам менее 50 кв. м (свыше не могут претендовать на патент), находящихся в ЦАО, расходы вырастут в 2 раза, до 240–360 тыс. в год.

«С одной стороны, может показаться, что увеличение расходов по патенту для объектов в ЦАО не столь значительное с учетом того, сколько владелец может платить за аренду точки. Но надо понимать, что не все объекты находятся на проходных центральных улицах, есть локальные точки. И для них это станет вопросом выживания. И это при том, что сейчас в сфере общепита фиксируется падение числа посетителей на 10–30%», — сказал член совета «Опоры России» Сергей Рак.

«Неслучайно владельцы не спешили переходить на патентную систему: всего в этой сфере сейчас 5–7% работают по ней», — подчеркивает президент Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров Владлен Максимов.

«В департаменте экономической политики Москвы спрашивают: «Как у вас может не быть несколько месяцев прибыли?» Но они совершенно не думают, что предприниматель постоянно должен инвестировать в закупку оборудования, товара, ни о каком расширении бизнеса в таких условиях вообще речи быть не может».

«Предприниматели не доверяют властям, которые с повышением налогов действуют так, что создается впечатление, что бизнес хотят «зачистить». Предприниматели – народ пугливый. Им через год подняли ставки, а на другой – они уже не будет вкладывать в развитие дела. Мы сейчас предлагаем партнерам по франшизе различные схемы, как увеличить привлекательность их точек. А они боятся, что уже завтра не потянут новые расходы», — сказал Рак, председатель совета директоров компании «Маркон», которой принадлежит сеть фастфуда «Стардог's».

Новости и материалы
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна заявила о заинтересованности в сотрудничестве с БРИКС
В Германии заявили об угрозе взрывов, которые якобы может устроить Россия
В Москве временно ограничат движение на ряде улиц
Ученые выяснили пользу для мозга от популярной пищевой добавки для спортсменов
Все новости