Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Бизнес боится, потому что не знает правил»

Зачем малому бизнесу маркетинговый навигатор, рассказал глава госкорпорации МСП Александр Браверман

Глава госкорпорации по поддержке малого и среднего бизнеса Александр Браверман заявил «Газете.Ru», что не будет держаться за свою должность, если не нарастит долю МСП в госзакупках до 25%, а число занятых в этом секторе не вырастет с 18 млн до 35 млн человек. О том, как это можно сделать, Браверман рассказал в эксклюзивном интервью.

Александр Арнольдович, правительство утвердило программу деятельности Корпорации МСП на три года с огромным количеством целевых показателей. Есть ощущение, что создана еще одна бюрократическая госструктура, от которой будет мало толку. На какой результат вы рассчитываете?

– Главным итогом наших усилий станет прирост ВВП за счет малого и среднего бизнеса.

– Прирост на ноль целых одну десятую? В рамках статистической погрешности?

– Нет, у нас есть четкие индикаторы, обозначенные президентом: нарастить к 2018 году объем госзакупок по линии МСП с 18 до 25%. Может быть и больше.

– А если не получится? Бонусы срежут?

– Это как минимум.

– А как максимум?

– Под запись могу сказать «Газете. Ru»: постараемся сделать все возможное и невозможное.

– До прихода в Корпорацию МСП вы возглавляли фонд развития жилищного строительства. Там получилось выполнить обещанное?

– Самооценкой не занимаюсь, приведу цифры. За пять лет построено около 5 млн кв. м жилья, в стройке еще 30 млн кв. м. Вовлечено в строительный оборот, очищено от недобросовестных госсобственников 37,9 тыс. га земли. Введены в эксплуатацию четыре завода по производству стройматериалов…

Если по Корпорации МСП не будут выполнены показатели, значит, этим будет заниматься кто-то другой.

– Договорились. Какие механизмы?

– Основных механизмов три: рост доли МСП в госзакупках, маркетинговый навигатор, кредитно-гарантийная и страховая поддержка бизнеса.

– Давайте по порядку. На какой объем госзакупок могут претендовать МСП?

– В соответствии с законом о госзакупках годовой объем закупок у МСП, который должны выполнить компании с госучастием, оценивается в 1,7 трлн руб. В соответствии с проектом программы расширения бизнеса МСП число занятых должно вырасти с 17,8 млн до 35 млн человек до 2020 года.

– Все-таки есть сомнения, что госкомпании, инфраструктурные монополии захотят наращивать долю МСП среди своих поставщиков или в госзакупках. Хлопотное это дело.

– Нет, иметь дело с МСП реально выгодно для госкомпаний. У них и управленческие издержки ниже, и компании более гибкие, лучше адаптированы к рынку и мы как Корпорация МСП будем в этом помогать обеим заинтересованным сторонам. Там, где нам надо будет вырастить новые МСП, мы будем доращивать вместе с субъектами РФ, инфраструктурными монополиями.

– Сколько госкорпораций согласились на расширение доли МСП в госзакупках?

– Все крупнейшие. По этому вопросу мы тесно сотрудничаем с 35 госкомпаниями: «Роснефть», РЖД, «Росатом», «Ростехнологии», «Ростелеком», «Россети» и др.

Не нужно демонизировать госкомпании. Якобы они не хотят давать госзаказы компаниям МСП. Неправда. Они готовы.

– Какие госкомпании более открыты к сотрудничеству, а какие нет?

– Степень готовности, конечно, разная. Но открыты к сотрудничеству все. Например, во время подписания меморандума с «Ростехом» Сергей Викторович Чемезов заявил, что для поддержки наиболее ответственных поставщиков из числа МСП планирует дополнить программу партнерства.

– А тот же «Росатом», например, не опасается получить от малого бизнеса, от ипэшников продукцию низкого качества?

– «Росатом» в 2015 году уже закупил в сегменте МСП продукции на 82,1 млрд руб. Конкурентные закупочные процедуры развиваются в атомной отрасли уже шесть лет, причем предпочтение отдается закупкам инновационной и высокотехнологичной продукции. У них введена обязанность определения доли таких закупок на этапе планирования и внедрен единый отраслевой стандарт закупок, по которому сейчас работают 379 предприятий «Росатома». Общий объем запланированных закупок организаций «Росатома» на 2016 год составляет 947 млрд руб., и предприятия МСП могут и должны претендовать на свою долю в этом пироге.

– Доля продукции, произведенной МСП, – какой план?
– За короткий промежуток времени номенклатура закупок уже выросла с 8427 позиций до 21 008.

– А корпорация будет искать поставщиков для госкомпаний или это не ваша забота?

– Наша. Особенно это важно сделать на первом этапе. Госкомпании часто не знают, где найти поставщиков продукции. Элементарно отсутствует реестр компаний, относящихся к МСП (к ним относятся компании с численностью работников до 250 человек и оборотом до 2 млрд руб.).

– Когда будет создан реестр МСП?

– Реестр появится до 10 августа 2016 года. Реестр создается под непосредственным руководством главы ФНС Михаила Мишустина, с нашим участием. Нас не устраивает тот реестр, о котором говорили, чтобы только закрыть поручение президента.

Планировалось составить его по двум показателям: численность работающих в компании и объем выручки. А наша задача – создать максимально информативный реестр.

Нужно, чтобы реестр содержал ту информацию о МСП, которая необходима и полезна всему бизнесу, в том числе и госкомпаниям. Даже в таком тяжелом бюджете, как бюджет 2016 года, выделены необходимые деньги для создания реестра МСП.

С появлением реестра у компаний, в дополнение к электронным площадкам, появится возможность направить прямое приглашение к участию в торгах квалифицированным поставщикам.

– Но компании боятся иметь дело с госкомпаниями, с «Ростехом» или «Роснефтью».

– Вот, вы ключевое слово сказали. Они боятся… Они боятся, они не знают правил. Наша задача – это им объяснить, показать, что «Ростех», «Роснефть» и другие госкорпорации готовы к прозрачным процедурам закупки. Но только вы, малый и средний бизнес, дайте продукцию должного качества в нужные сроки и конкурируйте по цене. «Ростех» заинтересован подтягивать к себе поставщиков из сектора МСП. Чтобы снизить цену, им как можно больше поставщиков нужно. А для того, чтобы больше поставщиков иметь, надо понимать, кто они вообще такие... и что производят, какую номенклатуру товаров. Причем номенклатуру, которая максимально совпадает с требованиями госкомпании.

– Но реестр сам по себе не гарантия же добросовестности компании и качества ее продукции...

– А дальше – предквалификация и сертификация продукции, которая должна быть обязательно. И очень быстро. И у нас здесь позиция консервативная. То есть крайне консервативная. Обязательная предквалификация поставщиков товаров и услуг. Только после этого тендер, госзакупки.

– А финансовый инструмент поддержки МСП – в чем его смысл?

– Это специальные кредитно-гарантийные продукты с банками. У Корпорации МСП есть «Программа 6,5». Мы ее для себя так называем.

Это когда ЦБ фондирует банк под 6,5%, а мы даем поручительство. Есть примеры отдельных банков, которые умудрялись под 28% выдавать кредиты для МСП.

Берут под 8–9%, а потом волшебным образом превращают в 28%. Теперь выдвинуто жесткое условие: кредит для МСП выдается не выше, чем под 10–11%. У банка сильно ограничена маржа, но и снижены риски. 12 банков уже участвуют в этой программе.

У нас будет двухканальная поддержка бизнеса и банков-партнеров. Сейчас как происходит процесс? Банк приходит со своим предложением по кредитованию того или иного проекта. Он находит этот проект, приходит к нам с процентной ставкой этого проекта и просит, чтобы мы разделили с ним риски путем выдачи ему гарантий или поручительства.

Это один путь. У нас по всей России есть сеть региональных гарантийных организаций. Они тоже будут искать проекты. И МСП Банк будет искать, и Корпорация МСП. Те проекты, которые нам принесет сеть, мы будем раздавать всем банкам. Но на конкурсной основе. И кто даст лучшие условия, того мы и прогарантируем. Это будут два канала, улица с двусторонним движением.

– За счет чего будете мультиплицировать количество МСП?

– Делаем маркетинговый навигатор для МСП. Запустим его в июле 2016 года. В 76 городах с населением 250 тыс. плюс.

Там, где есть платежеспособный спрос на тот или иной вид товаров и услуг в той или иной локации внутри субъекта.

Второй этап запуска навигатора – в сентябре в 163 городах с населением 100 тыс. плюс. Такие навигаторы в мире имеются.

– Как все-таки будет работать навигатор?

– Выбираете регион, который вас интересует. Вид бизнеса, количество работников. И навигатор указывает вам конкретное место, где можно, например, открыть кафе или прачечную, фитнес-клуб или автомастерскую. Навигатор вам сразу выдает готовый бизнес-план с расчетами, с параметрами по окупаемости. Мы хотим добавить еще несколько показателей: емкость рынка в деньгах на выбранной территории, адреса обучающих центров для персонала и базу данных по специалистам, размер ставок по кредитам в банках. Каким может быть размер госгарантии для этого вида бизнеса. Какой будет ставка аренды. Возможна ли льготная приватизация помещения. Все это поможет сформировать рынок предпринимательства.

– И сколько компаний МСП вы таким навигатором рассчитываете открыть или привлечь?

– Мы планируем, что число граждан, использующих сервисы маркетингового навигатора для открытия или развития своего бизнеса, в ближайшие три года составит не менее 600 тыс.

Максимальное значение этого показателя за данный период – 1,2 млн.

– Наверное, в эти 600 тыс. запишете те МСП, которые сейчас формально числятся, но реально их нет...

– Есть, конечно, зануленные компании. То есть те, которые показывают нулевую отчетность. А есть те, которые вообще не сдают отчетность. А есть «однодневки». По экспертным оценкам, которые встречаются в литературе.

– Вы всех в своем навигаторе учтете? Или только честные компании?

– Тех, кто честен и хочет вести бизнес, мы будем доращивать. А другие – это клиенты правоохранительных органов. Не наш сегмент.

– На недавнем предпринимательском форуме, который проводила «Опора России», выяснилось, что бизнес жалуется на наезды со стороны правоохранительных органов. 200 тыс. уголовных дел по статье «Мошенничество». Многие из таких дел разваливаются в суде. С такой проблемой МСП может к вам обратиться?

– Если бизнес недобросовестный – это к прокуратуре. Если речь идет о честном бизнесе – это к нам. Мошенничать не надо! А добросовестным компаниям будет оказана поддержка. Обещаю.

– Каков бюджет корпорации на 2016 год?

– Наш бюджет – 50 млрд руб. Но эта сумма выделена не на год. Часть средств, остатки, перейдет из этого года в следующий. Это примерно 30 млрд.

– Докапитализация предусмотрена?

– Это обсуждается. Все будет зависеть от итогов этого года.

– Но сейчас правительство режет всем ведомствам расходы…

– А с нами обсуждается докапитализация. Многие сходятся во мнении – другого ничего нет. За счет чего экономика-то будет расти? За счет МСП.

Новости и материалы
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Все новости