Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Экспортные контракты под угрозой»

Эксперты дали оценку реакции «Транснефти» на предложения Шредера

Реакция «Транснефти» на предложения Герхарда Шредера касательно поиска решения кризиса с «грязной нефтью» можно назвать неожиданной и странной. Тем более в условиях, когда на карту поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Таково мнение экспертов, следящих за дискуссией вокруг дискуссии «Роснефти» и «Транснефти».

«Роснефть» опровергла обвинения советника президента «Транснефти» Игоря Демина, которые он сделал от имени компании, по поводу направленного премьер-министру РФ обращения Герхарда Шрёдера, назвав их «неприемлемыми по сути и неуважительными по форме».

Ситуация с загрязнением магистрального нефтепровода «Дружба» хлорорганическими соединениями создала острые проблемы в обеспечении европейских потребителей качественным нефтяным сырьем и продуктами его переработки.

«До сих пор, ни Деминым, ни кем бы то не было из «Транснефти», не дан внятный ответ на принципиальные вопросы, касающиеся загрязненной нефти: что стало первопричиной загрязнения; кто причастен к замене качественной нефти на суррогат; что происходит и будет происходить с 5 млн тонн суррогата поставленного вместо законтрактованной нефти; существует ли согласованный с поставщиками и потребителями план мероприятий по ликвидации последствий загрязнения нефти и предотвращению аналогичных инцидентов в будущем», — отмечается в заявлении «Роснефти».

Сложившаяся ситуация привела к тому, что Европа в настоящее время лихорадочно прорабатывает все альтернативные возможности получения нефти, констатирует доктор экономических наук Михаил Делягин.

«Просто не потому, что случилась авария, авария бывает у всех, а потому что реакция «Транснефти» на аварию свидетельствует о ненадежности ее как партнера», — констатировал он.

«И на этом фоне крайне уважаемый представитель западноевропейского бизнеса Герхард Шредер, который сделал очень многое для развития российско-европейских отношений, предлагает вполне вменяемую систему мер, усиленный контроль. Проблема даже не в том, что «Транснефть» не справилась и что она больше не будет так делать. Проблема в том, что в это должен поверить западный потребитель», — говорит Делягин.

Однако, вместо содержательных ответов внимаю европейских потребителей предлагаются чуть ли не личные оскорбления, сокрушается эксперт.

Инцидент с «Дружбой» дал все козыри в руки европейским сторонникам активной диверсификации поставок энергоносителей в Европу, замечает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

«В ЕС давно говорят о чрезмерной зависимости от российских нефти и газа, и теперь, когда весь мир убедился в том, что «Транснефть» не имеет надежных инструментов гарантий качества сырья, не приемлет идей о введении мировых стандартов контроля качества», — поясняет она.

«Все это позволяет странам Европы форсировать реализацию альтернативных проектов по поставкам нефти в ЕС. И ряд стран, например, Польша, уже заявили о своем намерении ускорить процесс диверсификации поставок», — подчеркивает Косарева.

Вместо практического решения проблемы «Транснефть» отчего-то решила вступить в конфликт с Герхардом Шредером, который, кстати, предложил разумные меры, анализирует ситуацию гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

«План компании по очистке трубы, по сути, сводится к идее подмешивать суррогат к чистой нефти. То есть качество сорта Urals будет снижаться. А значит, будет снижаться и его цена по отношению к эталонному Brent. Потери бюджета составят порядка 500 млрд рублей – это оценка Fitch. И возможно эти потери еще увеличатся, потому что непонятно, когда рынок восстановится», — рассуждает Мухин.

По его словам, под угрозой оказываются, по сути, все экспортные контракты.

«Как мы с таким качеством будем выполнять международные нормы? С 1 января, например, вступает в силу новый регламент ООН по судовому топливу. Как мы сможем ему соответствовать?» — задается вопросом политолог.

В свою очередь, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский вспомнил, что в настоящее время вступают в силу более жесткие европейские регламенты по содержанию хлорорганических примесей.

«Связано ли это с загрязнением? На мой взгляд, да. Конечно, можно сказать, что Европа заботится о снижении выбросов и т.д, но, в первую очередь, на мой взгляд, ускоренное принятие этих регламентов связано с этим скандалом», — говорит он.

Ущерб будет исчислять миллиардами, уверен Кричевский: и это при том, что еще неизвестна сумма исков. «Непонятно, какую долю рынка мы потеряем – но диверсификация поставок будет однозначно. Как сегодня происходит с природным газом. Ну и, в-третьих, будет дисконт к цене», — отмечает Кричевский.

Необходимо восстановить престиж России как надежного поставщика нефти, настаивает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев.

«Герхард Шредер предложил некоторые шаги. Первый шаг - ввести международный аудит нефти, поступающей в систему «Транснефти». Второе, что он предложил, это организовать ужесточение требований к качеству нефти с нынешних 6 ppm до 1 ppm. Довести фактически до международного стандарта», — напоминает он.

Была ли первая реакция «Транснефти» на предложения Шредера проявлением эмоций или это сознательная и продуманная позиция компании, очевидно, станет известно в ближайшее время. «Газета.Ru» будет следить за развитием ситуации.

Новости и материалы
Пять человек из упавшего в реку автобуса были госпитализированы
Момент падения автобуса в Мойку в центре Петербурга попал на видео
В Госдуме представили кандидатуру Мишустина на пост премьера
«Автор моего канала»: Ивлеева пошутила над Медведевым
США введут пошлины на китайские электромобили
В Петербурге задержали водителя каршеринга, который столкнулся с автобусом с 20 пассажирами
Бритни Спирс спровоцировала слухи о новых проблемах с психикой из-за ходьбы на руках
Началось пленарное заседание по вопросу кандидатуры Мишустина на пост главы правительства
Слуцкий предложил сделать Виктора Бута ответственным за авиацию
Microsoft выпустит для смартфонов свой аналог App Store этим летом
Губернатор Петербурга рассказал о работе специалистов на месте аварии с автобусом
Стало известно о пострадавших пассажирах упавшего в реку автобуса в Петербурге
Силуанов останется министром финансов РФ после смены правительства
В Госдуме призвали не аплодировать в случае утверждения Мишустина на должность премьера
Звезда «Ворониных» прокомментировала скандал с Ильюхиной
Литва хочет ввести санкции против РФ за «помехи» GPS над Балтийским морем
Власти Башкирии решили дополнительно обезопасить нефтекомплекс после атаки
Стилист Бородиной перечислил лайфхаки для колготок из капрона
Все новости