Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мерцающий рост

Премьер вновь требует от министра Грефа ускорения роста. После весенней стагнации в июне промышленность рванула на 6,9%, однако эксперты не ожидают сохранения этой приятной тенденции.

Очередной опрос лаборатории конъюнктурных опросов ИЭПП показывает, что предприятия все меньше удовлетворены спросом на свою продукцию. Таким образом, экономический рост лишается одного из основных своих источников, которым был внутренний спрос. По данным опросов, впервые за два года второй квартал подряд более половины (53%) предприятий упоминают низкий внутренний спрос в качестве основной помехи для роста производства. Конкуренцию со стороны импорта упоминают вдвое реже. Самый низкий уровень удовлетворенности спросом зарегистрирован в легкой (22%), машиностроительной (36%) и пищевой (46%) отраслях. Но при этом в целом предприятия довольны своим экономическим положением. «Хорошим» в июле его сочли уже 13% предприятий, что является максимумом всего времени мониторинга. Доля оценок «плохое», наоборот, снизилась до исторического минимума (14%). Но снижение спроса отразилось на краткосрочных планах предприятий. Почти во всех отраслях, кроме машиностроения, планируется снижение производственной активности. Различия краткосрочных и среднесрочных оценок комментирует автор исследования, Заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Сергей Цухло, а перспективы экономического роста в ближайшие месяцы оценивает заместитель директора Центра развития Валерий Миронов

Сергей Цухло

Сергей Владимирович, в чем причины снижения прогнозов продаж?

— Действительно, прогнозы продаж у предприятий снизились, и июльские показатели худшие для этого года. Однозначно ответить на этот вопрос трудно, возможно, импорт немного поджимает. Предприятия говорят, что конкурирующий импорт давит на их рынки.

— В качестве помехи для производства конкуренцию с импортом упоминают не так часто, как можно было ожидать.

— Но не очень много предприятий, у которых есть конкуренция с импортом на их рынках сбыта. То, что импортируется, во многих случаях совершенно не производится у нас. С другой стороны, влияет рост доходов населения, который означает переход в другую потребительскую категорию, и покупают не «ВАЗ», а «Опель» или «Шкоду».

— Почему меньше всего довольны спросом в пищевой и легкой промышленности? Обе эти отрасли, по разным оценкам, развиваются наиболее динамично.

— Я думаю, что у них просто разные точки отсчета. К тому же я думаю, что сейчас растут цены на сырье для пищевой промышленности. Все аграрники говорят о том, что существует проблема перекоса цен. И лето для пищевой промышленности не самый лучший период.

— Как связаны между собой оценки спроса и оценки своего текущего положения. О чем говорят ответы на этот вопрос и есть ли взаимосвязь в их изменениях?

— Оценки финансово-экономического положения имеют тенденцию к росту. Им как-то удается выплывать. И все оценки сводятся к тому, что положение предприятий становится лучше. Дело в том, что оценки финансово-экономического состояния предприятий проявляются с некоторым запозданием. Изменения, которые начались около полугода назад, только сейчас проявили себя. Это не совсем то же самое, что сиюминутная динамика спроса и цен, которые отмечались в последние месяцы. Скорее, это сильное проявление того, что было накоплено в прошлом. Сейчас это вылилось в то, что у них самые лучшие за все время мониторинга оценки своего финансово-экономического состояния. Также довольно высок оптимизм в ожидаемых изменениях. Конечно, ответы на вопросы, которые мы задаем каждый месяц, — о ценах и спросе — отражают какую-то часть их финансово-экономического положения. Но отдельный ответ носит, скорее, стратегических характер, который, судя по всему, не очень зависит от текущей конъюнктуры и текущего положения дел на предприятиях. В целом они рассчитывают на улучшение. Может быть, оно и произойдет не в ближайшие два-три месяца, а к концу года. Из года год повторяется, что вторая половина года для предприятий лучше, чем первая. Они все-таки рассчитывают, что сильного отката в экономике не будет. Этим и объясняется их оптимизм по поводу ожидаемого состояния предприятий. Доля ответов, что состояние предприятия улучшится, возросла до 37%. Такого никогда не было. А оценки «ухудшится» в последнее время находятся на уровне 5%.

Мы оценку финансово-экономического положения спрашиваем раз в квартал, это, как я уже говорил, стратегический для них показатель, хорошая оценка означает, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе они верят, что хуже не будет.

Но в перспективе двух-трех месяцев они не ожидают роста спроса, и, следовательно, не следует рассчитывать на особенно сильный рост промышленного производства.

Валерий Миронов

— Валерий Викторович, можно ли считать, что возросшие в июне темпы роста сохранятся?

— Еще по результатам майских опросов мы говорили о том, что в июне темпы роста промышленности должны ускорится, что и произошло. Они ускорились до 6,9% против 1,4% в мае. И можно отметить, что ускорение сконцентрировано в обрабатывающем секторе, где рост составил почти 11%. Это машиностроение, связанное с производством электрооборудования и сложных видов техники — станков, телевизоров, электровозов. Кроме того, в значительной степени выросло производство сельскохозяйственной техники. В тоже время добыча сырья, в том числе нефти, практически стагнировала. Ее рост в июне составил 0,1%. Добыча нефть за полгода выросла на 3% против 12% в прошлом году.

Возникает вопрос, насколько устойчив структурный сдвиг в сторону обработки. Здесь у меня возникают некоторые сомнения, что такие темпы сохранятся. Можно говорить, что 11% роста в обработке по сравнению к июню прошлого года не сохранятся.

У этого есть две причины. Во-первых, в первом полугодии спрос на машиностроительную продукцию стимулировался значительным ростом притока заемных средств и кредитов, которые предприятия получили из-за рубежа. В первом полугодии кредиты и займы в частном секторе выросли почти на $30 млрд. Это очень много. Во втором полугодии, по нашим оценкам, прирост будет в половину меньшим. Это скажется на снижении инвестиционного спроса и, соответственно, на обрабатывающем секторе. Во-вторых, хотя с 1999 по 2004 год обрабатывающий сектор и машиностроение росли наибольшими темпами среди всех отраслей (в этот период, по моим оценкам, средний рост за месяц составил 0,9%, топливная промышленность росла на 0,5% в месяц), но устойчивость роста, стандарт отклонения в машиностроении был в 4 раза выше, чем в топливной промышленности. То есть рост сменялся падением.

Поскольку с ростом доходов склонность к потреблению импорта увеличивается, то неустойчивость роста нашей машиностроительной продукции, по всей видимости, будет только усиливаться. Поэтому у меня нет большой уверенности, что этот рост в обработке удержится. Соответственно, в целом по экономике таких высоких темпов роста, какими они были в июне, уже не будет.

— По данным конъюнктурных опросов, предприятия ожидают снижения внутреннего спроса, который стимулировал экономический рост.

— Внутренний спрос складывается из спроса на инвестиции и потребления товаров и услуг населением. Темпы роста инвестиций в этом году по сравнению с прошлым снизились до примерно 9–10%. Дальнейшее развитие будет зависеть от оценки политической и экономической стабильности. Предприятия, особенно крупные, инвестируют, если они чувствуют, что ситуация стабильна. Имеет значение и «дело ЮКОСа», и в целом определенность в экономической политики. Что касается спроса домашних хозяйств, то спрос с их стороны растет, но значительный вклад в рост этого спроса в этом году вносит государство за счет монетизации льгот. Предприятия, видимо, уже менее активно повышают заработную плату.

— Насколько сильно влияние «дела ЮКОСа» на поведение предприятий?

— У меня такое ощущение, что, может быть, влияние этого фактора снижается. В июне произошло не просто ускорение роста производства в обработке, но и ускорение роста инвестиций в основной капитал до 11,1% к тому же периоду прошлого года против 8,9% в январе — мае.

Судя по всему, в последние месяцы начала преодолеваться и тенденция к стагнации темпов добычи нефти. Это говорит о том, что, возможно, ситуация неопределенности, которая чувствовалась в конце прошлого года, преодолена. Возможно, что бизнес начал осознавать новые правила игры. Может быть, власть сделала какие-то шаги, разъясняя свою позицию. Кроме того, фондовый рынок, в отличие от прошлых лет, летом достаточно быстро растет. Что тоже является индикатором. По-моему, и это важно, на рынок приходят нерезиденты.

Беседовал Евгений Натаров

Новости и материалы
Россиянка сломала руку дочери после того, как она отказалась заправить кровать
В Госдуме разрабатывают федеральную программу по защите женщин от домашнего насилия
Названа причина поражения «Каролины» в серии с «Рейнджерс»
В соцсетях обсуждают спортивную фигуру 55-летнего Хью Джекмана
Депутат призвала главу МВД взять под личный контроль ситуацию с Заурбековой
Стало известно, кто сменит Игнашевича в «Балтике»
Тату-мастера из Барнаула арестовали за демонстрацию нацистской символики
Бывший футболист «Спартака» объяснил, почему Слишкович остается в «Спартаке»
Первые самолеты МС-21 должны поступить заказчикам в 2025 году
61-летняя Деми Мур в облегающем платье-бюстье пришла на Каннский фестиваль
Тихвинскую икону Божией Матери доставят в Москву
Экс-игрок «Динамо» поддержал назначение Станковича в «Спартак»
Звезда «Постучись в мою дверь в Москве» снялась в мини-юбке на фоне скандала с дракой
Фьюри толкнул Усика на дуэли взглядов
В правительстве распределили полномочия между вице-премьерами
Российские силы ПВО сбили воздушные цели на подлете к Белгороду
Ирина Шейк в купальнике снялась за рулем яхты
Ученые заявили о прорыве в лечении деменции и гидроцефалии
Все новости