Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Протест сытых

4 декабря граждане вновь после долгого перерыва попробовали политику на вкус

Главный результат думских выборов в России состоит в том, что впервые за десять лет люди отчетливо проголосовали за перемены и против стабильности в том варианте, который им все эти годы предлагала власть.

«Единая Россия» сразу после окончания голосования попыталась сделать хорошую мину при плохой игре. Но

в любой стране, где правящая партия по результатам новых выборов теряет 15 процентов по сравнению с прошлыми, это прямой сигнал общества власти о необходимости корректировки курса.

Скорее всего, точкой невозврата для прежней системы, основанной на отделении граждан от управления страной и полной безответственности власти перед населением, стала рокировка Медведева и Путина 24 сентября на съезде «Единой России». Когда правящий страной тандем до всяких выборов фактически расписал сценарий жизни страны на ближайшие 6, а то и 12 лет. Выборы 4 декабря показали, что народу не нравится ни этот сценарий, ни то, что он написан даже без его формального участия и согласия.

Как бы там ни было, мы имеем дело с явным пробуждением общества от политической апатии, от летаргического сна, в который его десятилетия пыталась вогнать власть под лозунгами стабильности и наведения порядка. Одиннадцать лет граждане и власть по отдельности занимались обустройством собственной жизни. Когда, обустроившись, отойдя от голодных и лихих 90-х, граждане оглянулись по сторонам, то увидели картину, которая им очень не понравилась. Они увидели самопровозглашенное привилегированное сословие, ставящее себя над законом, отсутствие перспектив для профессионального и творческого развития, невероятный расцвет во «вставшей с колен России» характерных для стран третьего мира пороков — коррупции, кумовства, лоялизма.

В нашей стране еще слишком много людей, критически зависимых от бюджетных денег, — именно они дали «Единой России» все еще высокий процент. Именно на консервацию этой бедности и этой зависимости и был направлен курс руководства страны.

Для нынешней власти опаснее всего финансово независимые состоявшиеся профессионалы, реальный средний класс. Именно это стихийно сложившееся за последние годы, чрезвычайно пестрое по роду занятий, образовательному уровню, вкусам и привычкам сословие пришло и проголосовало на этих выборах совсем не так, как рассчитывали власти.

То, что мы наблюдали 4 декабря (не просто голосование тех, кто не ходил выбирать 10—15 лет, но и активное участие еще недавно абсолютно равнодушных людей в системе наблюдения на выборах, в фиксации нарушений и т. п.), не флешмоб, не интернет-буря в предвыборном стакане, это зародившийся уже протест сытых. Тех, кто встал на ноги, требует уважения к себе и желает участвовать в определении своего будущего, а значит, будущего своей страны.

Декабрьские думские выборы 2011 года зафиксировали начало мощных и непредсказуемых подвижек в российском обществе. Причем речь уже идет не только о «продвинутой» части населения, давно черпающей информацию о происходящем в стране не из пропагандистского гостелевидения, а из интернета. И не о политизированных людях. Возможность голосовать за любую дозволенную партию, кроме «Единой России», не просто активно обсуждалась перед выборами, но и была реализована миллионами людей. Именно поэтому такой высокий процент получили коммунисты и до опалы Сергея Миронова практически не существовавшая как реальная политическая сила «Справедливая Россия».

Невозможно предугадать, как именно будет меняться политическая система в стране. Ясно одно: такой, как раньше она не будет, просто не сможет быть.

В самом общем виде есть два варианта. Первый — трансформация сверху, когда сам правящий класс начинает жить по закону, создает условия для ведения бизнеса и профессиональной реализации населения, возвращает в полном объеме реальную политику и гражданские свободы, ограничивает произвол силовиков и прекращает использовать судебную систему в корыстных целях. Этот вариант не кажется реалистичным, поскольку в таком случае Путину на посту президента придется отказываться от своих базовых представлений о политике и власти. Второй вариант — трансформация страны снизу, появление неформальных объединений граждан, акции гражданского неповиновения, протесты. Опросы, которые фиксируют, что протестная активность остается на прежнем уровне и на площади готовы выйти не более четверти граждан, не должны никого вводить в заблуждение. Даже в самых массовых революциях принимает участие не более 1%. А еще два месяца назад масса людей в России не то что была не готова идти на выборы, но и совершенно ими не интересовалась.

Так же как не интересовалась никакими политическими программами, партиями, идеями, политиками и политикой. 4 декабря граждане вновь после долгого перерыва попробовали политику на вкус. И вряд ли после этого их вновь удастся погрузить в летаргический сон под старый хит о стабильности.

Похороны «стабильности» состоялись. Россия вступает в новую политическую эпоху, в новый цикл, когда запрос на перемены будет формулироваться все более настойчиво, громко и четко. Сытые идут.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp