Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Искусство просит кирпича

Министр культуры определил, на что государству не жалко денег

Власть пытается определить свои приоритеты в области искусства. Правительственные представления о «прекрасном», как правило, не только оказываются излишне узкими, но и начинают представлять опасность для всего искусства в целом.

«Почему под современным искусством мы понимаем исключительно что-то непонятно кубическое, корявое, вплоть до груды кирпича, которую представляет из себя инсталляция, финансируемая из госбюджета. Я бы обратил внимание на то, что современное искусство — это все, что делается сегодня. Если сочиняется классическая музыка — это тоже современное искусство, если снимается кино — это тоже современное искусство, спектакли Додина, Эйфмана — тоже современное искусство… Давайте не абсолютизировать что-то одно, что, мягко говоря, не совсем понятно подавляющему большинству населения России».

Эти слова министр культуры Владимир Мединский произнес на заседании оргкомитета Года культуры в России в Совете Федерации.

Пожалуй, не стоит обращать внимание министра на то, что «искусство» происходит от слова «искус», что «современное искусство» потому и бытует под этим устойчивым сочетанием, что давно отошло в сторону от искусства изящного и превратилось в своеобразный род философии. И что этот самый искус теперь может быть не только эстетическим, но и этическим, интеллектуальным, чувственным.

И груда кирпича может сильно воздействовать на зрителя, если узнать, что она — из Освенцима.

Министру не хватает как раз искусства изящного. А если ему жалко на кирпичи государственных денег, то точно не стоит напоминать министру о том, что государство, декларируя важность развития культуры, не помогает частным галереям — этот бизнес и так находится в стране в кризисе, галереи закрываются или перепрофилируются одна за другой, превращаясь из прибыльных предприятий в убыточные творческие проекты отдельных доброхотов.

Впрочем, именно «непонятное большинству» современное искусство как раз и нуждается в поддержке государства. Не только потому, что помощи ему ждать больше неоткуда, а потому, что именно государство заинтересовано в финансировании поиска новых месторождений — не только углеводородов, но и идей. И без проникновения на новые территории эта деятельность невозможна. Но в культуре нет ни своего «Газпрома», ни своей «Роснефти».

Наверное, стоит согласиться с тем, что современное искусство — это то, что делается сегодня. Искусство в России делается все более и более политизированным; на государственные и негосударственные награды номинируются левые художники, происходит рост «артивизма» — активистского искусства прямого действия.

Но если даже взять очевидно более милые сердцу министра театр и классическую музыку, то и тут сплошное огорчение: на спектакле «Русские» голландца Иво ван Хове на уважаемом петербургском фестивале «Балтийский дом» труппа «Тонеель грууп» (специализируются на русской драматургии) прерывает аплодисменты публики, чтобы зачитать обращение об озабоченности правами человека и журналистов в нашей стране.

Гениальный Даниэль Баренбойм и гордость русской музыки Гидон Кремер устраивают в Берлине концерт «За права человека в России». В знак поддержки активистов Greenpeace художник Леонид Тишков снимает свою «Частную луну» с выставки в Вене, узнав, что она организуется при поддержке российского Газпромбанка. И это новости лишь последней недели.

Но еще хуже галерей чувствует себя кино, которое снимается сегодня и будет сниматься завтра. В этой области государство уже превратилось в единственного инвестора.

И именно в такой обстановке звучит брошенная министром фраза «Пусть цветут все цветы, а поливать мы будем только те, которые нам нравятся». Киносообщество с замиранием сердца следило за тем, как Минкульт поливал росток фильма «Милый Ганс, дорогой Петр», который решил снимать Александр Миндадзе.

В результате активной работы культурного ведомства с режиссером в сценарий фильма будут внесены изменения, дабы «избежать искажения исторической правды».

Последний случай особенно показателен. Министра культуры обычно хвалят и ругают примерно за одно и то же: в отличие от предшественников он очень деятелен и инициативен. И в своей работе дошел наконец до той точки, когда одна его ипостась вступила в противоречие с другой: менеджерская логика (заставившая его провести несколько назначений, с энтузиазмом воспринятых в культурном сообществе) делает из него западника. Что никак не сочетается с его если не почвенническими, то вполне охранительными убеждениями.

Борьба противоположностей закончилась их единством. Министр, возможно, решил, что это он управляет культурным процессом. На самом деле это культура управляет им. И однажды она, совершенно не задумываясь, считает ли министр это современным искусством или нет, уронит на него один из своих кирпичей.

Новости и материалы
Россиянам рассказали о лайфхаках, как составить рацион с высоким содержанием кальция
В Днепропетровске произошел взрыв
Ученые вновь опровергли связь между знаками зодика и благополучием
В Удмуртии на Каме столкнулись буксир и теплоход
Жители села в Пермском крае оказались в изоляции из-за обрушившегося моста
Полиция в Кировской области задержала мужчину, ударившего незнакомых детей
Вышел тизер фильма «Финист — Первый богатырь»
Ученые выяснили, что чутье собак превосходит любые существующие детекторы
Стало известно, где россияне дольше всего отдыхали весной
Россиянка, похитившая двухлетнюю девочку из Ярославля, объяснила свой поступок
Стало известно, как Джикия попросился в «Локомотив»
Сотрудник пункта приема ЕГЭ в Воронеже прокомментировал скандал с одеждой
Российские футболистки учинили дебош в поезде
Тарасова оправдала рукоприкладство в спорте
Журналист назвал отвратительным требование США снизить призывной возраст на Украине
Младенец с синдромом русалки родился в Танзании
Вред от воздуха из офисов сравним с выхлопами машин, выяснили ученые
В Госдуме заявили, что мобилизация заключенных на Украине обернется ростом преступности
Все новости