Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Взятки S-образного вида

Григорий Калягин о том, почему бессмысленно бороться с коррупцией

Россия заняла 127-е место в Индексе восприятия коррупции, по соседству с Пакистаном и Мали. В тот же день Владимир Путин подписал указ о создании в администрации президента управления по вопросам противодействия коррупции. При этом само словосочетание «борьба с коррупцией» имеет не больше смысла, чем, например, «борьба с высокой температурой у больного, страдающего хроническим смертельным заболеванием». Коррупция — следствие, а не причина.

Экономисты массово заинтересовались явлением коррупции с начала 1990-х годов. С тех пор количество таких исследований растет по экспоненте. Одно из первых и едва ли не самое цитируемое — исследование «Corruption» Шляйфера и Вишни 1993 года. В нем, в частности, впервые административная коррупция была разделена на два принципиально различающихся типа — то, что сейчас в литературе часто называется «mzdoimstvo» и «lichoimstvo».

Наряду со словами vodka, matryoshka и perestroika эти русские слова стали международными — так что есть небольшой повод для национальной гордости.

В случае лихоимства чиновник берет деньги за то, что он по закону делать не должен, более того — за то, что закон прямо запрещает ему делать. Классический пример — гаишник, берущий взятку вместо штрафа за нарушение ПДД (с любыми последствиями или вообще без таковых). В случае мздоимства чиновник берет деньги за то, что должен по закону делать и так — тот же гаишник, за дополнительное вознаграждение активно ищущий и в итоге находящий чей-то угнанный автомобиль. Согласитесь, два описанных явления отличаются друг от друга принципиально.

В Северной Корее — стране, устойчиво занимающей последние места в ИВК с момента начала наблюдений за ней, — в плане коррупции все устроено просто: есть безумные идеи чучхе и не менее безумные формальные правила, из этих идей непосредственно вытекающие.

Будешь жить по этим правилам — умрешь с голоду. От безумия, однако, можно откупиться. И делать это приходится буквально на каждом шагу.

Например, чтобы не ходить на работу на ничего не производящий оборонный завод, где всю смену слоняешься по углам, а в итоге получаешь зарплату, равную цене двух обедов в коммерческой столовой (в Северной Корее есть частный бизнес, как ни странно), нужно либо регулярно платить небольшие деньги начальнику цеха, либо за очень большие, по северокорейским меркам, деньги купить себе инвалидность. И вот что в такой системе полной неадекватности действующих формальных правил (неважно, имеют они своим происхождением идеи чучхе, какие-то другие идеи или просто полный бардак и коллапс государства) может означать фраза «мы будем бороться с коррупцией»? Да, коррупция в Северной Корее — почти исключительно лихоимство.

Далее, экономическая наука сегодня пришла к заключению, что при определенных и часто встречающихся в реальной жизни условиях принципалу — человеку или коллективному органу, являющемуся над кем-то начальником, — невыгодно бороться с коррупцией своих подчиненных. Не потому, что ему это сильно нравится, а потому, что проще и дешевле фактически разрешить коррупционные сделки (это касается как мздоимства, так и лихоимства), чем бороться с ними.

Судя по бесчисленному ряду фактов, таких как дело Магнитского, строительство объектов к саммиту АТЭС, да едва ли не все последние большие стройки (такого рода объекты, построенные не для общественной пользы, а чтобы распилить и украсть деньги, в некоторых азиатских и африканских странах, а вслед за ними и в литературе о коррупции получили красивое название «белые слоны»), это абсолютно наш, российский случай. И опять же, что в такой ситуации означает словосочетание «мы будем бороться с коррупцией»? Парадигма поменялась? Стимулы поменялись? С чего вдруг?

Даже если предположить, что у принципала действительно изменились какие-то внешние факторы и для него стало выгоднее бороться с коррупцией, а не разрешить ее, вся его система управления и все правила игры настроены на прежнюю, коррупционную стратегию. Поэтому одним махом все изменить для принципала не так-то просто, если вообще возможно. Скорее произойдет обратное: система сама изменит принципала.

Во-первых, коррупция — это такой феномен (по крайней мере, когда мздоимство и лихоимство становятся частью системы и одной из основ общественного устройства), что при ней не выполняется закон спроса и предложения. Количество коррупционных сделок и их средняя цена (размеры взяток) растут одновременно, что без влияния каких-то существенных и необычных внешних факторов в принципе невозможно для любых других товаров или услуг.

Во-вторых, коррупция, появившись, самовоспроизводится. Давайте попробуем провести реформу ГИБДД:

возьмем и одномоментно отправим на мороз 10% самых наглых, жирных и зарвавшихся гаишников, а на их места примем на работу прекрасных юношей с горящими глазами, чистых и светлых. Через короткое время (вряд ли больше, чем через год) все вернется на круги своя.

Часть юношей вынуждены будут покинуть эту обновленную и прекрасную структуру, остальные же примут действующие здесь правила игры и станут на глазах толстеть, наглеть и зарываться. Данный факт мало того что интуитивно абсолютно понятен, имеет своим обоснованием целый ряд экономических исследований.

Из двух приведенных выше тезисов плавно вытекает третий, еще более парадоксальный: если функция предложения коррупционных услуг (зависимость этого предложения от размера взятки) имеет столь любимый экономистами S-образный вид, весьма распространенный для функций предложения других товаров и услуг, на рынке коррупционных сделок могут и, скорее всего, будут существовать три равновесия: плохое (с высоким уровнем коррупции), хорошее (с низким ее уровнем) и промежуточное (неустойчивое).

Иными словами, если на рынке коррупционных услуг установилось плохое равновесие и власть вдруг решила победить коррупцию, от нее (власти) потребуются неординарные и продолжительные усилия для того, чтобы уровень коррупции упал ниже точки промежуточного равновесия, чтобы коррупционное поведение перестало быть привлекательным для некоторой критической массы не только действующих чиновников, но и вообще людей, потому что, во-первых, любой человек может стать чиновником, а во-вторых,

чем больше спрос на коррупционные услуги, тем дешевле и проще коррупционная сделка обходится каждому из ее участников.

Согласитесь, с большим трудом можно себе представить новозеландского или финского (страны, в которых коррупции фактически нет) гаишника, предлагающего нарушителям ПДД возможность «договориться». Равным образом трудно себе представить и новозеландского или финского водителя в такой ситуации. Коррупция там — просто невыгодная стратегия поведения: с таким предложением тебя, с огромной вероятностью, пошлют подальше, а скорее всего, еще и накажут.

Последняя, яркая и пока кажущейся вполне успешной попытка перейти от плохого коррупционного равновесия к хорошему — знаменитые антикоррупционные реформы Михаила Саакашвили. Теперь, даже если новые грузинские власти не то чтобы сознательно решат, но по факту вернутся к такой политике, которая в перспективе снова приведет Грузию к плохому коррупционному равновесию, потребуется довольно много времени и целый ряд существенных изменений институтов, стимулов и персоналий. В любом случае, на мой взгляд,

неправильно называть реформы Саакашвили антикоррупционными: это коренные реформы всего механизма государственного управления. А отсутствие коррупции — лишь один из результатов и яркий маркер эффективности этих реформ.

В заключение пара слов о популярных в народе методах «борьбы с коррупцией». Как говорил товарищ В.И. Ленин, «социализм — это строжайший учет, и контроль за учетом, и надзор за контролем, и проверка надзора, и анализ проверки, и ревизия анализа, и наблюдение за ревизией. Так и работайте, товарищи!» Социализм, как известно, давно у нас закончился, но данный горячечный бред продолжает цвести пышным цветом. «Учет и контроль» как метод «борьбы с коррупцией» в большинстве известных мне случаев неэффективен по следующим причинам.

Во-первых, сама организация «учета-контроля» стоит денег, которые у нас почему-то никто и никогда не считает и с ущербом общества от коррупции не сравнивает. Во-вторых, побочным продуктом усиления «учета-контроля» являются дополнительные и никем опять же не учитываемые издержки тех, кто этому «учету-контролю» подвергается. Во что обошлось и обходится, например, российским университетам и библиотекам появление, применение и ежегодное, до абсурда, ужесточение 94-го ФЗ, а также какую он приносит в нашем случае обществу отдачу, знаем только мы — люди, которые в этих университетах и библиотеках работают и вынуждены положениям этого прекрасного закона каждый день следовать. Горячий привет большому любителю ФЗ-94 Алексею Навальному, при всем, в общем, хорошем отношении к его деятельности.

В-третьих,

вооруженный полномочиями и обыкновенными, не имеющими прямого отношения к коррупции чиновничьими стимулами «учетчик-контролер» способен парализовать работу любой контролируемой им организации на недели и месяцы едва ли не из-за любого пустяка.

В-четвертых, и самое, наверное, главное, любое новое звено в цепочке «учета-контроля-надзора-ревизии-проверки» — это новые поводы и возможности для коррупционных сделок, причем возможности открываются как для мздоимства, так и для лихоимства.

Наконец, много раз и от самых разных людей я слышал, что за «воровство и коррупцию надо расстреливать» (и, разумеется, продолжение: «вот при Сталине был порядок»). Мысль эта привлекает своей простотой и решительностью, однако китайцы, как мы все знаем, за наиболее вопиющие факты коррупции именно расстреливают, и много. Каков же результат? После того как ИВК в Китае вырос с 1995 по 1998 год с 2,2 до 3,5, он так и колеблется в пределах 3,5–4,0. Это, конечно, получше, чем в России, но все равно не сильно впечатляет (напомню, ИВК оценивается по шкале от 0 до 10, где 10 соответствует полному отсутствию коррупции). И самое главное: заметной динамики нет уже 16 последних лет.

Дело в том, что любое наказание имеет свои естественные границы. Для денежного наказания верхней границей будет изъятие всего имеющегося у правонарушителя имущества и денежных средств. Для неденежного, как его немного стыдливо называют экономисты, — жизнь правонарушителя. Это означает, что, установив максимальную тяжесть наказания, при заданной и оптимальной для общества его вероятности поднять ожидаемую тяжесть наказания, а следовательно, и сдерживающий его эффект без ущерба для общественного благосостояния невозможно. Впрочем, это уже немного другая история, имеющая отношение не только и не столько к коррупции.

В общем, будет или не будет Олег Плохой руководить управлением по вопросам противодействия коррупции, ничего особенно продуктивного от деятельности этого управления ждать не приходится (извините, не удержался). А я, рассказывая студентам экономического факультета МГУ про экономику коррупции, по-прежнему всячески постараюсь избегать этого словосочетания — «борьба с коррупцией».

Автор — к.э.н., доцент экономического факультета МГУ. Соавтор учебника по Институциональной экономике под редакцией А.А. Аузана

Новости и материалы
Стало известно о проблемах украинцев при поиске работы в Британии
Мартышку, искусавшую троих людей в Хабаровском крае, поймали
Огнеборцы локализовали пожар на овощебазе в Краснодарском крае
Подросток украл у родителей дорогие часы и драгоценности из-за угроз мошенников
Система ПВО уничтожила беспилотник ВСУ в Белгородской области
МВД РФ объявило в розыск замглавы офиса Зеленского
Российские школьники рассказали, как чувствуют себя перед ЕГЭ
Москвичам пообещали теплую погоду 19 мая
Российская авиация поразила неуправляемыми ракетами позиции ВСУ
Израильский министр пригрозил выходом из правительства Нетаньяху
Израиль сообщил об уничтожении около полусотни террористов в Рафахе
Губернатор Ленобласти опроверг атаку на нефтебазу в Выборге
На Украине рассказали о разочаровании Зеленского действиями Запада
В секторе Газа погибли 17 человек из-за удара Израиля
Офтальмолог рассказала, как защитить глаза от солнца
Назван показатель, в котором «Ванкувер» лучший во всей НХЛ
В Белгородской области после атаки беспилотника ВСУ загорелся храм
В Курской области сообщили об опасности атаки БПЛА
Все новости