Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Человек новый, улучшенный

Елизавета Александрова-Зорина о том, готово ли человечество к генетической и технологической «редактуре»

О новом человеке, l'homme nouveau, мечтали североамериканские поселенцы, нацисты и коммунисты, Троцкий, Че Гевара и многие другие. Речь шла об осознанном формировании с помощью социально-культурных институтов. Но то, что не удалось им, по силам научно-техническому прогрессу. Новые технологии, исследования мозга и генная инженерия позволят «редактировать» человека и даже задавать его «технические» параметры еще до рождения. Вопрос в том, готово ли к этому человечество и может ли вообще контролировать этот процесс.

Возможно, именно мы станем переходным звеном между человеком «старым» и «новым». А информационные технологии, меняющие наши представления об отношениях, самоидентификации, приватности, собственности и искусстве, как нельзя лучше подготавливают к апгрейду.

Наша жизнь все больше перемещается в интернет, который по-новому выстраивает связи «человек-человек» и «человек-общество». Цифровые коммуникации меняют формат и стиль взаимодействия между людьми.

Парадокс новых технологий в том, что чем больше мы общаемся, тем больше теряем навыки общения.

Несмотря на то что телефон с выходом в интернет всегда с нами, а связь со всем миром доступна и бесплатна, разговоры по душам превращаются в small talk и постепенно уходят в прошлое. Их заменяют сообщения и электронные письма. Любой разговор становится в тягость, личное общение требует усилий и социальных навыков, которые при погружении в цифровое пространство теряются.

Социальный психолог Шерри Теркл, автор исследований и книг о влиянии цифровых технологий на наше поведение, приводит такие доводы современных homo cyberus в пользу переписки: в отличие от разговора, сообщение можно отредактировать.

Выросшие с гаджетом в руках не умеют говорить и слушать, не смотрят в глаза, не прочитывают жесты, позы и мимику.

Они предпочитают отредактированный разговор, отретушированные аватары и обратную связь в виде лайков. И как нельзя лучше подготовлены к появлению в обыденной жизни социальных роботов, которые уже сейчас, пока экспериментально, служат в домах престарелых, школах, больницах и научных институтах.

Называть цифровое поколение «биороботами» было бы публицистическим перехлестом, но они, безусловно, уже не такие, как мы.

Результаты проведенного в 2010 году исследования научной группы Мичиганского университета показали, что по сравнению со студентами, учившимися 20–30 лет назад, у современных студентов эмпатия снизилась на 40% (значительная часть спада пришлась на время после 2010 года). А несколько недель, которые дети — исключительно в качестве эксперимента — проводят без гаджетов, существенно повышают их эмоциональность и общительность, позволяя по-новому ощутить и окружающий мир, и самих себя. Но что можно с этим поделать? Мы же не лудиты. Даже исследователи негативного влияния информационных технологий признаются, что сами не могут и дня провести без них.

Интернет, конечно, не формирует нового человека, он только меняет социальный характер и переопределяет личную идентичность. Гиперподключенность катастрофически снижает эмпатию, сострадание и самоанализ, а эскапизм и зависимость от информационных технологий приводят к тому, что человек, становясь приложением к собственным гаджетам, теряет способность оценивать себя и свое будущее.

:Подключенные к сети носимые устройства, датчики, имплантируемые технологии совершенно меняют наши представления о приватности и контроле.

Устройство в виде кулона позволяет женщине, подвергнувшейся нападению, подать тревожный сигнал, который вместе с информацией о ее местоположении получат полиция и родственники. Специальные часы помогают работодателю отслеживать местоположение сотрудника, работающего удаленно (устройство чем-то напоминает электронный браслет для осужденных). А цифровые татуировки, вживляемые в кожу, передают врачу состояние пациента: пульс, температуру, давление, уровень сахара и другие параметры.

В будущем имплантируемые устройства смогут самостоятельно вводить пациенту лекарство или бить небольшим разрядом тока, чтобы привести в чувство.

Все эти устройства — исключительно во благо человека. Но, отслеживая его местоположение, поведение и самочувствие, они становятся беспрецедентным инструментом контроля. Однако тотальный контроль начнется не насильно, как в футуристических боевиках, а по добровольному согласию. Сначала, к примеру, страховые компании будут предлагать более выгодные условия страховки тем, кто согласится на имплантируемое устройство. А работодатели станут отдавать предпочтение сотрудникам, которые пойдут на контроль над передвижением и занятостью. Затем все, кто откажется от тех или иных датчиков, окажутся в изоляции и, так или иначе, смирятся и подчинятся общим правилам.

А потом человечество окажется в антиутопии.

Для человека, подключенного ко всевозможным устройствам и привыкшего к постоянному слежению и контролю над собой в реальном времени, философский вопрос «Кто я?» будет звучать по-новому. Его «я» будет так дополнено устройствами и приложениями, что само понятие личности придется переформулировать. Его мировосприятие и самоощущение будут настолько отличаться от нашего, что нам его сложно представить. И морально-этические сомнения, связанные с улучшением человеческих возможностей с помощью технологических приспособлений и медицинских манипуляций, для него, скорее всего, не будут актуальны. Возможно, он вообще не будет испытывать сомнений.

С помощью экзоскелетов, придающих суперсилу, человек не такого уж далекого будущего сможет усиливать свои физические возможности, чтобы, к примеру, носить стокилограммовые тяжести или падать с высоты.

С помощью операций на мозге он будет увеличивать когнитивные способности и менять черты характера, как сегодня мы меняем внешность с помощью пластических операций.

Ученые, пока что проводящие исследования на мышах, уже научились стирать и вновь записывать ассоциативные воспоминания, а также перепрограммировать их, сменяя эмоциональную окраску с позитива на негатив и наоборот. Человек также сможет «форматировать» свою память, удаляя из нее неприятные, болезненные или просто ненужные воспоминания.

Популяризатор науки Митио Каку предсказывает, что в будущем эмоции и воспоминания будут загружаться напрямую в мозг, как сегодня закачиваются на компьютер фильмы и книги. Можно будет получить впечатление от кругосветного путешествия, ни разу не выезжая из своего города, или испытать муки любви, не заводя знакомства. Трудно представить, как изменятся представления об эмоциональном и жизненном опыте, если человечество впадет в тотальную парамнезию.

Если операции на мозге хоть и отсылают к Замятину и Оруэллу, но все же не выходят за границы наших представлений, то генная инженерия заставляет говорить о появлении нового человека в самом прямом, биологическом смысле.

С помощью корректировки ДНК можно будет не только изымать наследственные заболевания и недостатки, но и производить «дизайнерских младенцев», детей на заказ, с заранее заданными параметрами

Сегодня эксперименты над изменением эмбрионов, которые называют высокотехнологичной евгеникой, встречают ограничения, связанные с вопросами этики и морали. Но это, скорее всего, вопрос времени. Наверняка генетический тюнинг будет доступен ограниченному кругу богатых людей, которые смогут заказывать у генетиков умных, красивых и здоровых детей.

Можно представить себе это новое общество, в котором понятие неравенства получит совершенно иной, пугающий смысл. Оно будет разделено на умное, красивое и здоровое меньшинство и большинство, которое не получит доступа к достижениям генной инженерии.

Это будут две касты, различающиеся сильнее, чем современные расы. Это будет два подвида человека.

Социолог и философ техники Льюис Мамфорд писал в 1970-х: «Западное общество приняло как данность технологический императив, столь же деспотичный, сколь и самые примитивные табу: не просто способствовать изобретению и постоянно создавать технологические новинки, но и беспрекословно принимать эти новшества только потому, что они предлагаются, не задумываясь о последствиях для человека».

С задачами по увеличению продолжительности и качества жизни человечество научилось довольно успешно справляться. Научные достижения делают нашу жизнь удобнее, проще и разнообразнее, а нас — мобильнее и защищеннее. Но возможно, в какой-то момент плата за удобства станет слишком высокой.

Медицина и техника развиваются экспоненциальными темпами, но вопросы, которые ставят перед собой ученые и предприниматели: как улучшить человеческие возможности или как создать технологию, которой будут пользоваться миллионы. А как сделать человека счастливее или как не сделать его еще несчастнее — они себя не спрашивают. Слова «счастье», «любовь», «одиночество» и «справедливость» в контексте научно-технических инноваций вообще звучат наивно и глупо. Вот только если о них не говорить, то, возможно, «новый человек» уже не будет знать, что они обозначают.

Новости и материалы
Депутат Соболев призвал не будоражить общество мобилизацией
Минобороны: ВСУ потеряли на Донецком направлении до 255 бойцов
Стала известна задача «Динамо» на оставшуюся часть сезона РПЛ
Ученые показали фото весенних «пауков» на поверхности Марса
Экономист оценил прогноз Минэкономразвития по доллару
Разметку для контроля дистанции нанесут на трассе М-4 «Дон»
В РГПУ им. Герцена рассказали, что закрыли свой центр Ивана Ильина
Российские ПВО за неделю сбили украинские МИГ-29 и СУ-25
Строители во время сноса школы нашли 104-летнюю капсулу времени
Экран бюджетного Samsung оказался лучше, чем у iPhone 14 Pro Max
В центре Москвы поймали змею необычного окраса
Фигурист Плющенко перенес операцию
Джоли снова обвинила Питта в насилии
МИД РФ: Москва внимательно наблюдает за всеми маневрами НАТО
Российские войска за неделю нанесли 35 ударов по объектам ВПК Украины
Украинские чиновники оценили сложности при мобилизации граждан
Omoda E5 будет продаваться в России в двух комплектациях
Ученые нашли генетическую причину болезни Паркинсона
Все новости