Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Слезть с табуретки

Почему «трудовое воспитание» в школах потеряло всякий смысл

На Общероссийском родительском собрании, прошедшем в канун 1 сентября, прозвучала идея вернуть в старшие классы трудовое воспитание. Новый министр образования Ольга Васильева сообщила, что ее ведомство этим займется. Жаль, если это приведет лишь к возрождению советских практик, лишившихся всякого педагогического смысла еще в те времена. Между тем есть воспитательные задачи, которые именно школа может и должна решать.

Строго говоря, Ольга Васильева не предлагала вернуть в школы трудовое воспитание. Она всего лишь отреагировала на чаяния родителей, ищущих ответы на вызовы проклятого будущего в светлом прошлом и натыкающихся то и дело на фрезерные станки и учебно-производственные комплексы.

Среагировала, к слову, достаточно спокойно, даже сдержанно, чтобы не сказать схоластически. Умеряя пыл активистов. Переводя разговор с темы обязательного освоения старшеклассниками профессии швеи-мотористки и электромонтера на важность профориентации как таковой. С идеи здесь и сейчас вернуть уроки труда по советскому образцу на общие рассуждения о том, что лень — мать всех пороков, а трудиться надо «головой, руками и душой».

Так или иначе, внезапно оказалось, что трудовые навыки подростков волнуют участников Общероссийского родительского собрания едва ли не больше, чем задания в ЕГЭ, относительно которых Васильева сделала несколько программных заявлений вроде отмены задач с вариантами ответов на выбор. К тому же сама министр пообещала, что методические рекомендации по программам общественного труда будут закончены в текущем году и с 2017 года будут «потихоньку» вводиться в школах.

Пока совсем не ясно, в каких именно формах эти программы будут реализовываться. Одно дело — старые уроки труда, где мальчики будут строгать табуретки, а девочки — шить передники. Для обыскавшихся покемонов подростков это может стать дополнительным «фаном», но едва ли принесет много практической пользы.

Другое — если школьников просто заставят по старинке убирать классы, дежурить в столовой и проверять сменную обувь — это и вовсе похоже на очередной вариант кризисной оптимизации в обертке «школьного самоуправления».

Третье — если школы начнут по примеру, скажем, Германии, налаживать связи с корпорациями и фирмами, которые будут рекрутировать нужных им сотрудников с раннего возраста.

Но это потребует существенных изменений во всей системе образования, не только среднего, но и высшего, а «революционные преобразования» Васильева, по ее собственным словам, не приветствует.

Все же остальное, кроме реального включения школьников в систему рыночных отношений (которое тоже может иметь свои немалые издержки), в наших условиях скорее выработает привычку к симуляции деятельности, чем любовь к труду. Даже в советское, куда более идеологизированное и в этом смысле инфантильное время подобная «обязаловка» рождала не повышенный трудовой энтузиазм, а больше скепсис, регулярно доходивший до цинизма.

Вообще же, в разговоре о трудовом воспитании как-то подозрительно много внимания уделяется прилагательному, хотя ключевое для человека, семьи, школы и страны здесь именно существительное.

Уровень воспитания человека все-таки зависит не от количества выпиленных им деталей, а от понимания, зачем он делает ту или иную вещь. Еще лучше сказать — для кого.

Подросток становится патриотом своей родины и гражданином своей страны не от того, что прослушает больше часов «Основ православной культуры» или правильно ответит на вопросы учителя в конце первосентябрьского урока о «любви к Отечеству». Куда важнее, чтобы беды и радости вокруг него стали частью личного эмоционального интереса. Проще говоря, нужно задеть школьника за живое, пока в нашем довольно циничном мире оно еще живо.

Хороший пример — акция «Дети вместо цветов», когда семьи школьников переводят деньги, которые обычно тратятся на первосентябрьские букеты, неизлечимо больным детям. Аналогично — потратить средства, предназначенные для дорогостоящего выпускного бала, на благотворительность.

Если бы новый министр предложила, к примеру, вместо традиционных уроков труда привлекать детей к реальной помощи старикам, сиротам или инвалидам — у этой трудовой «повинности» появилось бы содержание, она перестала бы быть выхолощенной. А дети узнали бы, что такое забота о тех, кто слабее тебя. Одно дело — читать о благотворительности в интернете, другое — помочь конкретным людям.

Школа просто в силу времени, проводимого там подростком, — есть там специальные уроки воспитания или нет — социализирует детей и учит умению жить в системе. Воспитывает, когда дети видят, что учителя готовы за деньги или по приказу начальства подтасовать четвертные оценки. Воспитывает, когда учителя ругают их за то, что они пишут на своих страничках в соцсетях, — по сути, читают чужие дневники. Воспитывает, когда учитель совершает принципиальный поступок, даже если это обрекает его на определенные лишения.

Наше общество не первый год пребывает в поисках моральных основ в самых разных сферах жизни — от личной до геополитической, но всякий раз спотыкается о то, что не может преодолеть простое разделение на «своих» и «чужих».

Мы прекрасно, почти на массовом уровне освоили приемы критического мышления, блестяще подвергаем всё сомнению, как только речь заходит о действиях других, но отправляемся в блаженную негу незамечания, если начинается разговор о тех, с кем идентифицируем сами себя.

Так в людях воспитывается не просто конформизм, а формируется то самое «агрессивно-послушное большинство». Причем оно возникает не только в обществе в целом, но и в более маленьких сообществах, объединенных вокруг общей идеи или «любимой школы».

Как показывает скандал вокруг одной из лучших школ Москвы — 57-й, где, по словам бывших учеников, полтора десятилетия было известно о том, что один из учителей систематически вступал в отношения со старшеклассницами, но все молчали, урок рефлексии полезно было провести буквально в каждом учебном заведении страны.

Новости и материалы
Назван лауреат Международной Букеровской премии
Белоус считает, что «Зенит» может простимулировать «Краснодар» победить «Динамо»
Госсекретарь США заявил, что иранскому народу стало лучше от гибели Раиси
Представительство РФ заявило, что ЕС рано или поздно придется вернуть украденные активы
В одном из регионов Украины произошли взрывы
США перебросили в Британию стратегические бомбардировщики B-52
Зеленский назвал причину нежелания приглашать Россию на саммит мира
Вашингтон считают, что Москва запустила в космос противоспутниковый аппарат
Стало известно, какую должность Акинфеев может занять в ЦСКА
Бывший сотрудник СБУ рассказал о вербовке россиян для диверсий
Муж Светланы Бондарчук опубликовал ее редкое фото с сыном на прогулке
Власти Израиля прервали трансляцию АР и отобрали у агентства оборудование
В ряде областей Украины объявлена воздушная тревога
Россиянин угнал машину скорой помощи из-за запрета ехать в больницу с любимой
Путин охарактеризовал Раиси после гибели
Стилист Бородиной объяснил, как создать образ «занудный шик»
В Госдуме высказались о возможной причине ареста генерала Попова
Захарова ответила на обвинение России в покушении на Фицо
Все новости