Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Бегущие по волнам

Почему лидерам постсоветских государств так часто приходится спасаться бегством

«Президентские побеги» — распространенная практика на просторах бывшего Советского Союза. На днях ее пополнил экс-глава непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР) Евгений Шевчук. После решения местного парламента о лишении его неприкосновенности проигравший год назад президентские выборы Шевчук ночью бежал из страны. Выбрав довольно экзотический способ: на лодке по реке Днестр уплыл прямо в «логово» главного врага — Молдавию. Впрочем, побеги других лидеров на постсоветском пространстве были не менее драматичны и не менее поучительны.

С одной стороны, история Приднестровья, уже более 25 лет существующего в серой правовой зоне, в статусе никем не признанного (даже Россией) государства, — сама по себе похожа на авантюрный роман. С 1990 года — момента формального появления этой «независимой» территории — более 20 лет ею бессменно управлял Игорь Смирнов, человек, которого обвиняли в самых причудливых связях с криминалом. Сменивший в декабре 2011 года Смирнова на посту президента Шевчук обвинил предшественника в полном исчезновении «золотого запаса». Смирнов в ответ заявил, что вообще не знает, что такое «золотой запас» ПМР.

К тому же в Приднестровье есть абсолютно независимая и невероятно влиятельная сила — многопрофильный холдинг «Шериф», который фактически «держит» республику, является государством в государстве в буквальном смысле, намного богаче всей ПМР, а его владельцы имеют активы в Евросоюзе. Сейчас «Шериф» взял всю полноту политической власти в республике в свои руки и разбирается не только с Шевчуком, но и с теми местными политиками, кто не считается людьми холдинга. Так что Шевчук, прекрасно зная нравы своего «государства», быстро понял, что бежать лучше, чем сидеть.

С другой стороны, внезапное тайное путешествие приднестровского экс-президента на лодке в Молдавию вполне вписывается в тренды развития постсоветских государств. По сути это несильно отличается, например, от драматичного бегства в Россию свергнутого президента Украины Виктора Януковича.

В Россию в 2005 году сбежал и свергнутый силой многолетний президент Киргизии Аскар Акаев, отказавшись стрелять в восставших. Его преемнику Курманбеку Бакиеву, тоже свергнутому силой через пять лет, пришлось бежать сначала в Казахстан, а потом в Белоруссию.

Президент Грузии Звиад Гамсахурдия сбегал в Россию и позднее покончил жизнь самоубийством. В Азербайджане в 90-е годы до возвращения к власти советского руководителя республики Гейдара Алиева последовательно свергли двух действующих президентов — Аяза Муталибова и Абульфаза Эльчибея. Муталибов долгие годы жил в скромной квартире в одном из спальных районов Москвы и только в начале нынешнего десятилетия вернулся в Азербайджан, получив даже гособеспечение по специальному закону как первый президент независимой республики. Эльчибей бежал в Турцию, где вскоре умер.

Такие истории объединяет то, что чаще они случаются в failed state — несостоявшихся государствах.

И дело даже не в том, воруют главы таких несостоявшихся государств или, наоборот, кристально честные люди. Дело в том, что в самих этих государствах нет никаких правовых гарантий и прочных государственных институтов. Что такие государства не защищают даже тех, кто вчера сам вершил судьбы людей. Поэтому любая следующая власть в таких странах старается отомстить предыдущей, даже если политически мало чем от нее отличается. В том же Приднестровье, в отличие от Украины после второго «майдана», власть сменилась путем выборов. И политически она так же формально ориентирована на Россию, как и Шевчук.

За исключением стран Балтии и, с некоторой натяжкой, Армении, где сменяемость власти с помощью выборов вроде бы стала нормальной естественной процедурой, на всем остальном постсоветском пространстве мы имеем дело либо с практически пожизненными президентами (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Белоруссия, Таджикистан), либо с крайне неустойчивыми политическими системами, где никому ничего не гарантировано, независимо от положения во власти (Украина, Молдавия, Киргизия, Грузия).

В каждом таком государстве действующая власть никогда не может быть уверена в том, что ей или ее родственникам не придется спасаться от преемников бегством. В буквальном смысле.

Собственно, когда говорят о политической стабильности в государстве, надо смотреть не столько на рейтинги первых лиц, сколько на то, насколько страна способна пережить транзит власти.

В странах, где пожизненные диктаторы сменились другими, претендующими на подобный статус (в Туркменистане, где Ниязова после смерти сменил его личный стоматолог Бердымухаммедов, или в Узбекистане, где после смерти Каримова страну возглавил многолетний премьер-министр Мирзияев), тут же начались репрессии против ближайшего окружения прежних первых лиц.

В Узбекистане неизвестна судьба старшей дочери экс-президента Гульнары Каримовой, арестованной сразу после смерти отца, и недавно снят с поста первого вице-премьера один из самых влиятельных людей каримовского режима Рустам Азимов. Элита режима Януковича избежала тюрьмы только потому, что растворилась (скорее всего, на просторах России или Европы) фактически в одночасье.

Конечно, преследование бывших и даже действующих глав государств — не редкость и в достаточно устойчивых демократических странах. В частности, в той же Южной Корее, где за коррупцию недавно посадили очередного главу государства, или в Бразилии, где прежнему президенту был объявлен импичмент в прошлом году, а сейчас уже новый балансирует на грани такой же угрозы.

Но в странах с устойчивыми государственными институтами посадка или отстранение от власти президента не приводит к массовым неправовым расправам над прежней элитой или к кризису управления государством.

В сильном государстве система управления и судьба людей максимально независимы от личности руководителя. В той же Швейцарии президент по закону меняется каждый год, и швейцарцы — что показывают все опросы — чаще всего просто не знают имени текущего главы государства. Но на качестве жизни и развитии страны это не отражается.

Сильное и эффективное государство — то, которое не сводится к личности правителя, каким бы умным, честным и популярным он ни был. Где есть реальное разделение властей и исполнительная власть не подменяет собой правосудие. Из таких стран ни бывшим, ни действующим лидерам не приходится бежать, переодевшись в женское платье или уплывая на лодке под покровом ночи.

Новости и материалы
Министра обороны Италии экстренно госпитализировали
Стало известно о «массовом исходе» уехавших россиян из Турции
В Курской области отменили угрозу атаки беспилотников
Психолог дала советы, как помочь себе при ПМС
Стали известны четвертьфиналисты чемпионата мира по хоккею
В Сумской области на Украине повреждены энергетические объекты
В правящей партия Грузии заявили, что не соглашаются с критикой Венецианской комиссии
В России планируют запустить жилищные вклады
В Курской области снова объявили опасность атаки беспилотников
В Белгородской области объявлена опасность атаки беспилотников
Вероятность нанесения ракетных ударов сохраняется в Новороссийске
Британский аналитик назвал условие для окончания сражения за Донбасс
В Москве заявили о блокировании ЕС счетов Россотрудничества и культурных центров РФ
Новичка минского «Динамо» сравнили с одним из лучших российских вратарей НХЛ
Назван лауреат Международной Букеровской премии
Белоус считает, что «Зенит» может простимулировать «Краснодар» победить «Динамо»
Госсекретарь США заявил, что иранскому народу стало лучше от гибели Раиси
Представительство РФ заявило, что ЕС рано или поздно придется вернуть украденные активы
Все новости