Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Строжайше запретить просвещение!

О проекте постановления правительства о просвещении

Опубликован проект постановления правительства о просветительской деятельности. Кстати, сограждане, вы можете на этом сайте высказывать свое отношение к таким проектам, зарегистрировавшись через «Госуслуги». Так вот: на тот момент, когда я пишу эти строки, «за» сказали пятьдесят человек, а «против» – почти пятнадцать тысяч, в том числе я и практически все мои коллеги.

Почему? Просто я просветитель. Я – доктор наук, профессор Российской академии наук. Но дело не в чинах: может быть, я не совершил выдающихся научных открытий, но я умею просто объяснять сложные вещи, а значит, я просветитель. Собственно, Академия признала это, дав мне звание профессора – именно в наши обязанности входит просветительская работа.

Впрочем, и вы все просветители, без исключения. Принятый в начале этого года закон определяет просветительскую деятельность так: «Осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Делишься с подругами рецептом салатика? Помогаешь ребятам во дворе починить велосипед? Рассказываешь коллегам об интересной поездке? Все – ты просветитель. Подпадаешь под действие закона. Вы скажете, что такие мелкие действия законом и проектом постановления напрямую не регулируются... но они и не разрешаются, а все, что не разрешено и граничит с запретом, рано или поздно кто-то обязательно попытается запретить, строго за нарушение наказать и об этом отчитаться.

Ведь законы в последнее время нарочно принимаются «рамочные», то есть такие, чтобы можно было подвести под их действие любого и любое. Это, разумеется, удобно исполнителям. Ну представьте себе, что офицерам ГИБДД дали бы право штрафовать водителей за то, что у них крутятся колеса. Понятно: всех не оштрафуют. Но какой простор для творческого, а точнее, избирательного подхода! И для коррупции, разумеется.

А реализация таких безмерно широких норм зависит прежде всего от подзаконных актов – таких, как этот. И он вполне ужасен. По сути, он требует, чтобы любой человек, занимающийся просветительством, заключил договор с некоторым образовательным и культурным учреждением и взял на себя все те же обязательства, что и школьный учитель. Пригласила школа, к примеру, в гости писателя, который в ней когда-то учился, он готов прийти и поговорить с ребятами, но сначала должен собрать справки о несудимости, пройти полноценную диспансеризацию и всякое такое прочее. В свое свободное время, за свой счет. Как думаете, пойдет?

Ах да, не забудем про запреты: нельзя заниматься просветительством несовершеннолетним (прощайте, школьные кружки!) и, разумеется, иностранным агентам, которых в нашей стране становится как-то угрожающе много. Ну, и нужно представить справку (откуда, от кого?) что ты уже два года как успешно занимаешься этой деятельностью – только ведь неоткуда взять ее молодым, кто лишь вступает на этот путь.

За последние десятилетия в нашей стране расцвело множество просветительских проектов, издано множество книг и статей, прочитаны лекции, созданы целые порталы в интернете. Идет популяризация науки, причем это произошло само собой, без бюджетных вливаний, просто потому, что людям это интересно и важно. Зачем этому мешать? Зачем подталкивать к нарушению закона совершенно законопослушных людей? Зачем рвать горизонтальные связи? Только для того, чтобы говорить вслух в нашей стране имело право лишь государство и те, кого оно этим правом наделит?

Ни в законе, ни в проекте постановления нем нет ни слова о помощи просветителям. Есть лишь ограничения, запреты, обязательные требования, а скоро мы наверняка увидим и другой закон, в котором будут прописаны санкции, наказания, штрафы, хорошо еще если не тюремное заключение за нарушение «порядка проведения просветительской деятельности».

Чиновники, вероятно, хотят поставить заслон экстремизму, терроризму и всему прочему, что может маскироваться под просветительство... Что ж, цель благородная. Только ведь это все и так запрещено законами, к тому же настоящие террористы и экстремисты на все эти постановления внимания не обращают и своей деятельности не прекратят лишь потому, что будет принят еще один грозный документ.

Что ждет нас, просветителей, в случае принятия и активного применения этого документа? Если мы станем его исполнять – вал никому не нужной бумажной работы, мелочный контроль со стороны людей, которые гораздо меньше нашего разбираются в нашем любимом деле. И, разумеется, коррупция, коррупция, коррупция. А значит, самые умные и активные прекратят это трудное и неблагодарное дело… или просто соберут чемоданы и уедут туда, где просветительство – не преступление. Скатертью дорожка?

Мир стремительно поляризуется. Он делится на богатые страны с развитой наукой и на сырьевые придатки, где нет ни настоящей науки, ни передовых технологий. И я не открою секрет, если скажу, что питательной почвой для такого развития служит прежде всего массовое просветительство. Без него не бывает и передовой науки, без него лучшие технологии вязнут в болоте косности и примитивизма. Мы особенно ясно осознали это в период пандемии: можно изобрести самые прекрасные вакцины, но успех борьбы с вирусом не в меньшей степени зависит от информированности и сознательности каждого. А ведь по данным опроса ВЦИОМа от 2017 года четверть россиян уверена, что Солнце вращается вокруг Земли (читатель, если ты не в курсе, я просвещу тебя, пока еще можно: на самом деле наоборот).

Место просвещения в нашей стране займет дремучее мракобесие, благо для его распространения никаких лицензий и договоров не нужно. Много было излишних регуляторных актов и в царской, и в советской России – но ни там, ни там не пытались под контроль государства поставить вообще всякое просвещение, просвещение как таковое.

Говорят, Никита Хрущев однажды пожелал запретить Академию наук, которая была слишком несговорчивой, неудобной, не хотела сеять кукурузу в Заполярье. Но ему подсказали, что в историю войдет такая фраза: «Петр Великий создал в России Академию наук, а Никита Сергеевич ее уничтожил». И Хрущев отказался от своего плана. Неужели нынешние регуляторы просвещения не боятся прославиться как запретители просвещения в России?

Однажды наши внуки (а у меня их уже четверо) могут обнаружить, что они живут в отсталой, полуграмотной стране, и они спросят нас, как это получилось. Я отвечу, что пытался этому противодействовать, как мог, в рамках закона, но не был услышан.
Что ответят внукам эти чиновники – я не знаю. Глядя на их творчество, я вообще не уверен, что их внуки останутся жить в нашей с вами стране.

Новости и материалы
В США заявили, что Россия может освободить существенные территории в зоне СВО
В США обвинили Россию и Китай в разрабатывании противокосмических вооружений
Исследователи выяснили, почему людей раздражают звуки жевания и дыхания
Полиция разыскивала киевлянина с автоматом
Участники протестной акции пострадали в Тбилиси
Участники митинга в центре Тбилиси порвали российский флаг
SpaceX начала бронировать места для полетов космических туристов
США уверены, что ВС РФ применяли на Украине хлорпикрин
Стало известно, где российские подростки будут подрабатывать на каникулах
Медведчук назвал организаторов трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Глава МИД Израиля назвал президента Колумбии антисемитом
Ученые раскрыли тайну происхождения полыньи размером с Чехию в Антарктиде
В МИД России назвали создание виртуального консультанта МИД Украины позором
В Орловской области повреждена энергетическая инфраструктура
Мощный пожар с детонациями начался на складах «Новой почты» в Одессе
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в поселке Поныри Курской области
Протестующие в Тбилиси пытались проникнуть в здание парламента 
Все новости