Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Ключ Юрия Трифонова

Юрию Трифонову исполнилось бы 95 лет. Он – писатель из прошлого века, даже доперестроечный, умер в 1981-м на 56-м году жизни. А между тем этот писатель, поставивший зеркало перед городским человеком 1960-1970-х, разложил до последнего болта и нас сегодняшних, потому что мы тоже городские люди, хотя уже и не советские, а постсоветские.

В конце 1950-х городское население Советского Союза превысило сельское – про город и рассказывал Трифонов, зачастую к неудовлетворению соседа по даче на Пахре Александра Твардовского: для того писать – означало прежде всего описывать человека с крестьянскими корнями. Хотя именно они теперь и становились горожанами.

Что сказал бы Трифонов про те события, которые вместили в себя почти четыре десятка лет после его смерти? Что бы еще написал, кроме незавершенного «Исчезновения», романа о запуске машины зрелого сталинизма – с публикацией этой вещи точно были бы проблемы в начале 1980-х.

А главное – чью бы сторону занял? Вопрос не праздный, учитывая удивительные идеологические превращения, происходившие с людьми в последние десятилетия.

Ответ: он бы продолжал описывать городского человека, как описывал городской средний класс позднего СССР, спустя несколько лет после кончины Трифонова поддержавший перестройку. И ему бы это удалось гораздо лучше других.

Нашему времени не повезло – у него нет своего Трифонова.

В марте этого года в возрасте 95 лет умер Леонид Генрихович Зорин, почти ровесник Юрия Валентиновича. Что делал Зорин, переживший Трифонова на эти десятилетия, в которых спрессовалось сразу несколько быстро сменяющих друг друга эпох? Садился за стол и писал. Он показал 1950-е годы в своем бессмертном хите – «Покровских воротах». Но с такой же безжалостной точностью и добродушным беззлобием Зорин написал и о 1990-х, и о нулевых в гомерически смешных пьесах «Маньяк» и «Хищница».

Возраст не был помехой в препарировании эпохи и разглядывании ее внутренностей на свет. Над предъявляемыми деталями можно смеяться – и это делал Зорин, а можно смотреть с болью и грустью – так поступил бы Трифонов.

Оба классика, кстати, имели отношение к спорту. Зорин в юности профессионально играл в футбол. Трифонов много лет выступал в роли спортивного журналиста, передавал корреспонденции с олимпиад и мировых чемпионатов, много времени проводил на стадионах, болел за ЦДКА из-за Боброва, впрочем, заядлые болельщики Исидор Шток и Алексей Арбузов обратили его в «спартаковскую» веру. Знал психологию спорта, написал сценарий фильма «Хоккеисты». Объяснял свою страсть просто: там, в спорте, все без дураков, без обмана. Как минимум – чистая эмоция.

О пришедшем в страну канадском хоккее он написал в рассказе «Победитель шведов»: «О, вечера Больших Матчей! О, зарево прожекторов над чёрной скалой стадиона! О, праздничное, знобящее, нервное, неутолимое нетерпение! О, музыка репродукторов, трескучая и ломкая на морозе!»

У каждого из них, Зорина и Трифонова, был свой ключ, которым они открывали или даже, скорее, вскрывали ящики человеческой психологии вне зависимости от того, какое милые, у нас, было тысячелетье на дворе.

Про трифоновский ключ у Зорина была своя история. 1951-й год, они, молодой автор нашумевшего романа, получившего Сталинскую премию, и молодой драматург, у которого с успехом пошла первая пьеса – и тоже о студентах – идут ночной Москвой. «Распахнутые окна домов, одно за другим, погружались во мрак». Говорили о литературе – о чем же еще. «Юра обычно был скуп на слово, предпочитал молчать и слушать, но в тот вечер разговорился».

Надо найти свой ключ, говорил Трифонов.

И он свой ключ нашел. Наверное, им стал цикл повестей, которые принято называть «московскими», цикл, открытый в 1969-м публикацией «Обмена».

Так совпало, что с промежутком в почти 20 лет, и именно в «Новом мире» были опубликованы тексты, которые принесли ему славу. Сначала раннюю славу, вполне заслуженную, потому что, при всех ограничениях времени и зависимости от него молодого автора, чья жизнь навсегда была накрыта тенью – уничтожением отца, он показал свое поколение. Затем – после долгого периода поисков – в том же «Новом мире», и снова Твардовского, он опубликовал первую из повестей, где то же самое поколение обнаружило себя взрослым – за сорок, очень уставшим, циничным, раздерганным, живущим в декорациях большого города.

И в этом большом городе, простим себе созвучие с сериалом, был и секс. Но гораздо больше тоски и метаний. И смерти: или медленно подступавшей с сонмищами тяжких воспоминаний, или внезапной, обрывавшей жизнь на взлете бессмысленной карьеры.

Мелочность борьбы за дачку или за поездку в длительную заграничную командировку как раз и подсвечивала притаившаяся смерть.

Дело – в ключе. Набрав код, вставив ключ в душу, как сказали бы теперь, городского образованного среднего класса, Трифонов эту самую душу и вытащил на обзор.

Средний – слово, даже понятие, не случайное. Юрий Валентинович говорил, что он изображает «огромный слой людей средней интеллигентности и материального достатка, которых называют горожанами. Это не рабочие и не крестьяне, не элита. Это служащие, работники науки, гуманитарии, инженеры, соседи по домам и дачам, просто знакомые».

И в другом интервью – о своей сверхзадаче: «Читателю должно быть не по себе, он должен поеживаться и думать: «Черт возьми, это как будто про меня…» Надо выволакивать на свет божий не эгоистов, а эгоизм – то, что существует в той или иной степени в каждом».

Вот он – этот ключ. Вот почему этих повестей ждали: чтобы посмотреться в зеркало – без макияжа. И погрустить, пусть и романтически, потому что в тоннеле души среднего человека Трифонов всегда обнаруживал свет – в своих грустно-романтических концовках, возможно, лучших в русской литературе. В них всегда есть какая-то хоть и слабая, но надежда на выход. Как в его фирменной вещи, «Доме на набережной»: «…а вдруг чудо, еще одна перемена в его жизни?..» Вдруг – другая жизнь. Как в концовке «Другой жизни»: «Она потянулась к нему, чтоб заслонить, спасти, он ее обнял. И она подумала, что вины ее нет. Вины нет, потому что другая жизнь была вокруг, была неисчерпаема, как этот холодный простор, как этот город без края, меркнущий в ожидании вечера».

Кстати, о городе – персонаже Трифонова. Вы будете смеяться: Москва была и до Собянина. Совершенно такая же привлекательная. Инна Гофф писала о том, что один из секретов успеха «Студентов» ее друга Трифонова – описание Москвы. Год как отменили карточки. Нет больше затемнения. «И люди не сидели по домам, - вспоминала Гофф, - их домом был этот город с его поздними трамваями, театрами, ресторанами, которые работали до трех часов ночи и всегда были полны».

«Студенты» и заканчиваются этим светом в непроглядной мгле 1950 года – никакого ужаса перед арестами, никакой борьбы с космополитами, понятно, в романе нет. Он завершается картиной Москвы-реки и внезапной иллюминацией. 25-летний писатель Трифонов, в возрасте Томаса Манна, написавшего «Будденброков», вдруг становится певцом оптимизма, прежде всего своего собственного. Но и поколение моих родителей, на несколько лет младше Трифонова, точно так же, словно отталкивая от себя ужас эпохи, воспринимали свой город и его послевоенное пробуждение.

Трифонов получил главную литературную премию страны имени человека, который уничтожил его отца…

И вот спустя четверть века пессимистический писатель Трифонов, всегда несколько мрачноватый, как говорил о нем Твардовский, «какой-то тугой», становится автором самых ожидаемых новым советским средним слоем повестей. Один из самых важных писателей, не антисоветский, но и советским его не назовешь. Позирует на фотосессии в хорошем заграничном клетчатом пиджаке – он был выездной, в шерстяном галстуке, с «Новым миром» в руках, на фоне забитых доверху книжных полок. Похож на солидного западного романиста, только встретить его можно случайно не на какой-нибудь там штрассе или плац, а в угловом гастрономе у метро «Сокол».

Конечно, Трифонов отказался публиковаться в неподцензурном «Метрополе». Зачем? Он обходил цензуру. Был успешнее с точки зрения массового чтения многих из тех, кто в альманахе публиковался и имел из-за этого серьезные проблемы. К тому же тогда он заканчивал роман, который странным образом подводил итог его жизни, хотя его автор совсем не собирался умирать. Роман с итоговым же названием «Время и место», он словно закруглял тридцатилетний путь, начатый «Студентами».

Но было и еще кое-что в «чернильнице» – «Исчезновение». По сути, вторая версия «Времени и места», когда Трифонов подбирался к главному, к своей открытой, наконец, ране – детству, времени репрессий, безысходной травме, своей собственной и страны.

Вспоминать, по формуле писателя, и означало жить.

Рукопись обрывается на фразе «Но прошло много лет…» Как бы хотелось узнать у Трифонова, что же произошло после того, как прошло много лет. Хотя итог известен по концовке романа «Время и место», тоже населенного людьми из тридцатых, ставших взрослыми и средними московскими людьми: «…мы обнимаемся, бредем на бульвар, где-то садимся. Москва окружает нас, как лес. Мы пересекли его. Все остальное не имеет значения».

Ключ был найден. Теперь и нам стоит поискать самих себя в прозе Трифонова. И с удивлением, «поеживаясь», обнаружить: «Черт возьми, это как будто про меня…»

Новости и материалы
Генерал Попов прокомментировал решение суда, оставившего его в СИЗО
Кинокритик заявил о провале собравшего миллиард рублей фильма Бондарчука «Сто лет тому вперед»
Бейонсе обвинили в плагиате и подали на нее в суд
Игрок «Спартака» отреагировал на назначение Станковича на пост главного тренера команды
Россиянка отсудила 3 млн рублей у больницы после неудачных родов
В Ереване отказались комментировать вызов для консультаций посла России в Армении
В ЕС заявили об отсутствии обсуждений тренировки солдат ВСУ на Украине
В Кремле раскрыли длительность и содержание переговоров Путина и Лукашенко
«Самолеты не летают»: Павлюченко пожаловался, что ему тяжело добираться до Краснодара
Уехавший из РФ журналист Колезев покинул пост главного редактора Republic
Названа причина спада «Зенита»
Ракетная опасность запущена на территории Белгородской области
Дагестанцы спасли ребенка из горящей квартиры в Петербурге
В Ленобласти полицейские открыли стрельбу по машине с подростком и попали на видео
Лукашенко заявил о принятии Путиным решения по ценам на нефть для Белоруссии
Волочкова и ее подруга залезли на дерево ради фото: «Похожи на нимф?»
РФ и Белоруссия достигли договоренностей по энергетике
Россиянам рассказали, как на автомойках и сервисах готовят машину к угону
Все новости