Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Подвесь их все

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»

Демонстративные торговые меры Москвы против Украины и непривычно теплая встреча президентов России и Азербайджана в Баку (привет Еревану) показывают, что на постсоветском пространстве Кремль намерен продолжать играть жестко. Чем ближе вильнюсский саммит «Восточного партнерства», на котором Киев и Ереван должны подписать договоры о более тесных институциональных связях с Европейским союзом, тем более явно Россия дает понять, что этот шаг вызовет изменение отношения Москвы к соответствующим странам. Хотя Россия, в отличие от Евросоюза, никогда официально не ставила вопрос «или — или» (европейцы об этом твердят постоянно, требуя выбрать между интеграцией с ними или с Россией), и даже, напротив, постоянно говорит о взаимной дополняемости проектов, понятно, что игра вновь идет за нулевую сумму. Парадокс ситуации заключается в том, что по степени приоритетности для ведущих игроков постсоветское пространство давно уже спустилось вниз по шкале. Пик геополитической и экономической активности в отношении стран бывшего СССР пришелся на середину — вторую половину 2000-х годов. Причин было много.

Во-первых, администрация Джорджа Буша начала проводить напористую политику по расширению американского влияния в мире, причем — по стечению обстоятельств — в фокусе внимания оказалась именно Евразия.

К тому моменту во многих государствах, возникших на месте Советского Союза, объективно назрели перемены, поддержка которых и стала способом распространения присутствия США. Грузия, Украина, Киргизия — примеры результативных перемен.

В Узбекистане попытка фронды была жестоко подавлена (Андижан), Молдавия вступила в затянувшийся политический кризис. В той или иной степени все страны этой части мира пережили внутренние катаклизмы, и в каждом из них прослеживался внешний интерес. А поскольку Вашингтон именно в этот период находился на пике стремления к мировому доминированию, Соединенные Штаты играли наиболее активную роль.

Во-вторых, на вершине амбиций пребывал Евросоюз. После расширения 2004 года ЕС стал граничить со многими постсоветскими странами. А поскольку в тот момент казалось, что единая Европа стоит уже на пороге обретения мирового геополитического веса и дальнейшая экспансия — только вопрос времени, активность в отношении государств-соседей быстро росла. Причем даже не непосредственно прилежащих к Европе, но и, например, стран Южного Кавказа и Центральной Азии.

В-третьих, Россия восстановила свои геополитические возможности, стала активно сопротивляться продвижению западных интересов на территорию, которую она всегда, даже в период наибольшей слабости, считала своей законной сферой.

Провал на Украине в 2004-м и военная победа над Грузией в 2008-м стали вехами на извилистом пути возвращения Москвы к статусу центра всей бывшей советской территории.

Неудивительно, что в этих условиях все только и говорили, что о битве титанов за малые и средние государства Западной и Центральной Евразии, тем более что помимо привычных бойцов к баталиям присматривались и Китай, и Турция. Сейчас ситуация изменилась.

Соединенные Штаты сосредотачиваются. Несколько ошарашенное хаотическим развитием событий в мире американское «стратегическое сообщество» приступает к дискуссии о приоритетах в следующие десятилетия. Даже если курс Обамы, который явно хотел бы уклониться от многих обязательств (кстати, при нем активность на постсоветском пространстве заметно сократилась), будет меняться, стремление к универсальному лидерству и присутствию везде, вероятно, уже в прошлом. Приоритеты придется выбирать, и не очень верится, что Украина или Грузия вернут себе в глазах Вашингтона значимость, которую они имели пять — семь лет назад. Интерес к Центральной Азии тоже небесконечен, особенно после ухода из Афганистана.

Евросоюз не собирается ни расширяться, ни тратить серьезные ресурсы на привязывание к себе государств к востоку от нынешних границ. Правда, даже в кризисном состоянии ЕС имеет достаточно инструментов для давления на соседей и вовлечение их в более глубокие отношения, но ни о каком расширении на бывшую советскую периферию речи не идет и в довольно длительной перспективе не зайдет. Вопрос отношений с Евросоюзом для стран «Восточного партнерства» (кроме Азербайджана) — это бесконечный внутренний спор о том, куда они относятся и что выбрать. И вестись этот спор будет вне зависимости от того, есть ли этот выбор в реальности.

Наконец, Россия — наверное, самый интересный случай. Официальный приоритет — укрепление Таможенного союза и создание на его базе Евразийского экономического союза. На это нацелена и внешняя, и экономическая политика, участие предлагается всем экс-советским странам. Украине прозрачно намекают, как много она потеряет в случае подписания углубленного соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, Армению предупреждают, что даже эти тесные связи не останутся незатронутыми в случае документа об ассоциации с Евросоюзом. Молдавии (она должна парафировать соглашение с ЕС) тоже напоминают, что у нее пока есть возможность заинтересовать Россию.

Парадокс в том, что сама Москва еще не вполне знает, какой дизайн ей нужен. По сравнению с событиями пятилетней давности, стремление во что бы то ни стало интегрировать максимально возможное количество бывших союзных республик ослабло. Точнее — априорная ценность интеграции уступает место расчетам. Что выгодно, что нет, стоит ли овчинка выделки, не превысят ли издержки выгоды и пр.

Даже вопрос с Украиной, важность привлечения которой к Таможенному союзу, кажется, никто не ставит под сомнение, не столь однозначен. Существует риск того, что Киев, который в любом объединении будет занимать обструкционистскую позицию, яростно торгуясь за каждый гвоздь, просто парализует союз. Обеспечение безопасности стран Центральной Азии и тем более втягивание их в альянсы с Россией вызывают колебания. Во-первых, вопрос цены, и здесь примечательным звонком стало воздержание Москвы от вмешательство в Киргизии в 2010 году. Во-вторых, оглядка на общественное мнение, которое все больше склоняется к идее строительства стен, а не открытия рынка труда для граждан стран — членов Евразийского союза, особенно если в него вступят центральноазиатские государства. Что касается Южного Кавказа, то Грузия и Азербайджан вне этой дискуссии, поскольку ни Тбилиси, ни Баку по разным причинам вливаться в российские проекты не будут. А Армения реально не может интегрироваться никуда — ни на восток, ни на запад. И не из-за геополитического соперничества крупных стран, а из-за фактической изоляции, в которой пребывает. Других же гарантов физической безопасности, кроме России, у Еревана нет и не будет. Справедливости ради надо сказать, что и России от Армении деваться некуда — другого опорного союзника на Южном Кавказе (который важен как минимум из-за наличия Кавказа Северного) Москве не светит.

Россия находится в переходном состоянии, и это касается всех аспектов ее политики. Постсоветская эра закончилась, какой будет новая — неизвестно, путь определяется методом проб и ошибок.

В том, что касается соседних стран, пока выбрана тактика выжидательного удержания. Москва хотела бы сохранить всех в подвешенном, также промежуточном статусе до тех пор, пока сама она не сформулирует, чего хочет.

Внутренние проблемы соседей и их потенциальных патронов на Западе (или Востоке) облегчают задачу — идти на серьезные риски и издержки ради Украины, Армении или Таджикистана никто не намерен. Впрочем, если размышления России затянутся, вакуум начнет заполняться без нее — просто по законам природы.

Новости и материалы
Новый тип российских ракет замечен в небе над Украиной
Взрывы прозвучали во Львовской области и Днепре
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
Все новости