Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Чебуреки для Шнура

Книга Максима Семеляка «Музыка для мужика»

Вышла книга Максима Семеляка «Музыка для мужика — история группы «Ленинград», в которой хватило места всем – Сергею Шнурову, музею кетчупов, генералу ОМОНа и Егору Летову.

Итак, на дворе 98-й год. В стране скучно и дефолтно. В Петербурге появляется некая команда, играющая куртуазный театрализованный шансон с матюгами. В группе очень много народу, а поет там артист Игорь Вдовин. На басу в группе играет некто Сергей Шнуров, он же пишет забористые матерные телеги, которые и обеспечивают группе локальную, но стабильную популярность. Группа носит обескураживающее название «Ленинград». В какой-то момент из-за болезни Вдовина Шнур сменяет его у микрофона и записывает альбом «Мат без электричества». А дальше – всенародная любовь, гастроли, Акиньшина, запреты – то, что всем нам известно.

Не хочется, страшно не хочется читать книгу Максима Семеляка «Музыка для мужика».

Отталкивает в ней всё – начиная с эпиграфа из Антона Чехова и заканчивая вынесенными на традиционную для книжек про русских музыкантов желтую обложку рекомендациями опостылевшего Артемия Троицкого. Более того, если все-таки превозмочь себя и начать ознакомление с литературным, так сказать, материалом, желания не прибавляется. Совершенно некстати с первых же строчек, дающих бэкграунд появления «группировки», в глаза бросается псевдобайронический сплин, также известный как «русская хандра». Все-то автору скучно — от «метафизика Дугина» с чипсами на «Опеле» до политических пертурбаций второй половины 90-х. Читать об этом, надо сказать, не более увлекательно.

Впрочем, примерно в тот момент, когда состояния читателя и лирического героя уравниваются достаточно, чтобы погрузиться в собственные безрадостные мысли, начинается самое интересное.

Начинается, собственно, история группы «Ленинград».

История последней российской группы, снискавшей совершенно иррациональное обожание, ставшей предметом культа, первой запрещенной группой за 15 лет и всякое такое. Эта книга, конечно, должна была быть написана, должна была стать прижизненным памятником ушедшей эпохе. А кому, как ни «Ленинграду» — явлению, не существующему вне всех возможных контекстов, эту эпоху олицетворять?

«Музыка для мужика» исполнена в единственной возможной форме: по примеру авторов нашумевшего жизнеописания нью-йоркских панков «Прошу, убей меня», дав вступление и культурный задник, автор почти совсем удаляется и дает остальное пространство повести на откуп собственно героям. Героев много, и на первых страницах дан кропотливый перечень всех действующих лиц. Эти самые лица и их реплики, впрочем, к середине книги сливаются в одно сплошное Свидетельство Собирательного Современника. Лишь изредка на страницах всплывает кто-нибудь вроде Егора Летова или Леонида Федорова, но куда же тут без них.

Вся легенда обильно сдобрена массой действительно очень смешных баек, вполне в духе известных народных песен про дикого мужчину.

Шнуров, как выясняется, не знает нот, любит Шостаковича и действительно много бухает. Кроме того, мы узнаем, что Шнуров обожает мохито, начисто лишен какого-либо барства, деньги тратит на «Волги» и «Победы», на которых не ездит, а дома у него имеется запиленный диск «Сними трусики, пропусти стаканчик» и музей кетчупов.

Степеней опьянения у него четыре: первую зовут Сергей Владимирович, вторую – Серега, третью – Серж, а четвертую – Жорж. Большая часть историй как раз о Жорже. Это он, высунувшись из машины посреди Беговой, требует чебуреков, представившись генералом ОМОНа. Вот он срывает с плеча непонравившегося мента автомат, а вот здесь Жорж предлагает кинокритику Станиславу Ф. Ростоцкому наколоть гитлеровские усики. Веселье, да и только.

Пара историй здесь сродни шнуровским же «Мне бы в небо» или «Никого не жалко» и вызывают, впрочем, совсем другие эмоции.

Скажем, рассказ о неудавшейся исповеди Шнура заставляет как-то, внезапно опомнившись, содрогнуться. А еще есть история про бабушку, которая … Ладно, никаких спойлеров.

Парадокс в том, что из всей многословности и осведомленности совсем не складывается мозаика с искомыми словами. Нет, не теми, про которые вы подумали, а теми, которые про то, Who is, собственно, Mr. Shnurov? Семеляк все-таки друг героя, и объективности его может позавидовать разве что хрестоматийный хирург, оперирующий свою жену. То есть он, конечно, честно пытается рассказать историю и проанализировать феномен, даже приходит к некому финальному выводу, но… Никаких спойлеров! В общем, получается, что греха таить, малоубедительно, хоть и трогательно.

Дело в том, что автор, судя по всему, не вполне осознанно, увлекшись собственным повествованием, заново проживает все эти годы, позабыв об аналитической миссии. Но так ли важно, прав ли Семеляк и гений ли Шнуров, когда почти триста страниц они на пару заставляют нас так смеяться?

Семеляк М. Музыка для мужика. История группы «Ленинград». М.:Амфора, 2008

Новости и материалы
Ракетная опасность объявлена на всей территории Белгородской области
Владимирские хирурги прооперировали ребенка, проглотившего детали от конструктора
Названы лучшие инструменты для создания пассивного дохода в 2024 году
Россиянам рассказали, как и зачем правильно флиртовать
Две страны запросили заседание СБ ООН по ситуации в Рафахе
Военный эксперт назвал площадь необходимой «санитарной зоны» на Украине
Жители освобожденной части Харьковщины спрашивают, как получить паспорта РФ
В Якутии затопило семь сел
Россиянам дали советы, как правильно загорать летом
Бойцы группировки войск «Восток» за сутки уничтожили до 125 солдат ВСУ
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
Экономист рассказал, как уберечь деньги от инфляции
Россиянам дали пять советов, как продлить срок службы смартфона
Жителей 11 регионов РФ предупредили о пожароопасной погоде
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
Все новости