Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Заветам Аллаха не верны

Выставка «Лицо. Образ. Время»

Разобрать человеческое естество на молекулы и составить их в другом порядке, чтобы выразить авторскую идею – такова уже привычная методология искусства нашего времени. Многие примеры этой творческой практики представлены на выставке «Лицо. Образ. Время» в Фонде культуры «Екатерина».

Экспозиция с подзаголовком «Изображение человека в искусстве: от модернизма к современности» сделана не на музейном материале, как можно подумать, а на основе одной, хотя и большой, частной коллекции. Впрочем, почему не на музейном? Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных вполне можно рассматривать как фонд художественного музея – с той оговоркой, что особенности репертуара продиктованы не коллективным искусствоведческим разумом, а свободной волей владельцев. Так что, берясь за нынешний проект, хозяева коллекции имели полное право трактовать заявленный вопрос по собственному усмотрению. Мол, скрупулезность и объективность – это прерогатива национальных сокровищниц, вроде Третьяковки или Русского музея, а у нас свой подход к коллекционированию и, как следствие, свой взгляд на проблему.

Тем более что проблемы, если задуматься, и нет как таковой.

Изображение человека действительно подверглось в последние век--полтора существенным мутациям, но не более существенным, чем изображение чего угодно другого – хоть табуретки, хоть облаков. Западная цивилизация (ну и наша вместе с нею) не убоялась экспериментов в искусстве, результатом которых стала радикальная трансформация привычных визуальных образов. Никого не удивишь ни вывернутым наизнанку строением, ни меховым чайным сервизом, ни человеческим лицом из треугольников и квадратов. Любая попытка отследить, как менялось во времени представление о портрете, неизбежно приводит к обзору сменяющих друг друга художественных систем и социальных правил. А уж такой обзор обречен быть неполным по определению.

Потому не стоит придираться к выставке в фонде «Екатерина» с позиции «не хватает того, переизбыток этого».

Тут не энциклопедия, а просто сочинение на заданную тему.

Скорее уж можно попенять на выпадение из хронологического отрезка, самими же устроителями и очерченного. Если иллюстрировать период «от модернизма к современности», то все-таки незачем трогать академиста Семирадского или передвижника Репина. На словах можно оправдать любые вкрапления, но как наткнешься в экспозиции на «Фрину на празднике Посейдона в Элевсине», так и задашься невольным вопросом – а почему тогда не Тропинин с Венециановым? Тематика и без того путаная, без ста томов не разберешься, а тут еще предшественников подогнали... Вот против Машкова с Кончаловским возразить нечего – модернизм налицо. Дальше движемся по направлению к современности более-менее понятным образом, хотя траектория, повторимся, во многом задана коллекционерскими вкусами.

Вкусы эти вполне трендовые, так что зрители, не чуждые выставок современного искусства, сходу обнаружат знакомые имена и примелькавшиеся стили.

Альбом «Вокноглядящий Архипов» концептуалиста Ильи Кабакова, бронзовая статуя «Микки и Минни» соцартиста Александра Косолапова, пародирующая «Рабочего и колхозницу» через призму диснеевского культа, живописные опусы постмодернистов Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, шальные перевоплощения Владика Мамышева-Монро в Любовь Орлову, поролоновые изваяния Сергея Шеховцова – всего не перечесть, поскольку собрание Семенихиных и впрямь внушительное, особенно в части актуальных искусств. Не обходится выставка и без заграничных звезд вроде Тони Мателли, Пьера и Жиля, братьев Чэпменов.

Короче говоря, взору предстает довольно увесистый и дорогостоящий кусок контемпорари арта, со своими хитами и приоритетами.

Но было бы, пожалуй, опрометчиво подводить под все увиденное культурологическую базу и заморачиваться на трактовках отдельных экспонатов. Понятное дело, из ниоткуда произведения искусства не возникают и уж тем более не попадают в престижные коллекции. За каждым опусом стоит какая-нибудь традиция, тенденция, авторская репутация и т.п. Но выводить диагнозы человечеству на основании этих примеров не стоит, как не стоит и прогнозировать дальнейшие пути искусства. Достаточно было шараханий из стороны в сторону, чтобы начать уже осторожничать с выводами.

Если не победит во всем мире исламский запрет на изображение живых существ, портретный жанр непременно будет эволюционировать дальше.

Кстати, не исключены и переоценки прошедших этапов – такое тоже бывало. Посему рекомендуем не воспринимать эту выставку в качестве безупречного гида или исчерпывающего катехизиса. Здесь всего лишь версия событий, пускай и принятая сегодня за основную.

Новости и материалы
Стало известно, что Си Цзиньпин не поедет в Швейцарию после призыва Зеленского
ЕС нарастил закупки российского железа и алюминия
Российский посол рассказал, какие переговоры по Украине с участием РФ возможны
Тульские десантники уничтожили группу ВСУ на Северском направлении
В Армении из-за протестов перекрыли автомагистраль в Иран
В Оренбургской области упал беспилотник
В России спрогнозировали рост потребления мяса
Россиянам рассказали, когда на заправках меньше всего машин
Мэра Большого Камня наградили орденом Мужества в зоне СВО
Российские учителя рассказали, как работа влияет на их здоровье
В Госдуме сообщили число бойцов ВСУ, сдавшихся в плен под Берестовым
Депутаты предложили ввести досрочную пенсию педагогам среднего профобразования
В США заявили о невозможности нанести России полное поражение на Украине
Над Брянской областью сбили два беспилотника
Тайвань за сутки зафиксировал вблизи более 20 летательных аппаратов КНР
УК хотят лишить права определять плату за содержание общего имущества
Пленный боец ВСУ рассказал о расстреле сослуживцев на Пасху
Актера из «Мира Дикого Запада» застрелили грабители
Все новости