Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

И песик такой молодой…

Выставки с Московской биеннале

Очередные проекты Московской биеннале: призрак акционизма бродит по ЦУМу, воины неведомой армии обогревают кострами катакомбы «Винзавода», жители села Кудымкор наконец угодили в «светлое будущее».

Вслед за открытием главной экспозиции биеннале в «Гараже» по городу прокатилась волна вернисажей, в результате чего мероприятие вышло за заданные параметры в смысле размаха. Отдельные события еще будут возникать там и тут в течение месяца, а некоторые выставки вообще перенесены на 2010 год из-за разных технических проблем, но фестиваль в целом можно оценить уже сегодня. Несомненные достоинства основного проекта, созданного куратором Жаном-Юбером Мартеном, быстро уравновесились невнятицей из параллельной программы, не все потенциальные хиты оказались на поверку хитами, однако прогресс все же очевиден: 3-я Московская биеннале оказалась на голову выше двух предыдущих.

Едва ли это объясняется тем, что количество будто бы перешло в качество.

Скорее уж устроители просто сделали необходимые выводы из прежнего опыта. От провинциального привкуса избавлялись по нехитрым, давно известным, но, в общем-то, действенным рецептам. К тому же многие галереи, предложившие свои выставки в программу биеннале, сами доросли до понимания, как придумывать и презентовать непровальные проекты. Хотя в этом направлении еще работать и работать.

Например, «Пространственная литургия» от одного из самых раскрученных наших художников Олега Кулика все-таки пала жертвой самонадеянности и кураторского непрофессионализма.

Эту тотальную инсталляцию в ЦУМе очень рекламировали загодя, предрекая ей феерический успех – а вышел громкий пшик. Честно говоря, и сама-то идея устройства лабиринта с тенями былых художественных акций выглядела не слишком плодотворной. Не знакома наша публика с практикой перформансов до такой степени, чтобы испытать катарсис от встречи с призраками того же Кулика, Осмоловского, Тер-Оганьяна и др. Но теплилась надежда, что за счет толковой драматургии и грамотных технических решений проблема как-нибудь разрешится.

На деле получился инфернальный сумбур, в котором даже адепты акционизма не сразу разобрались.

На вернисаже только и слышалось: «А это кто там снует? Что-то знакомое, но не могу понять...» «Да, мне тоже это напоминает какую-то акцию, но вот какую...» В итоге коллективный разум определил вроде бы всех фигурантов за полупрозрачными занавесками, только особой радости опознание не доставило. Считалось до сих пор, что российский акционизм почил в бозе на недавнем рубеже веков. Теперь выясняется, что и от материализованного его духа мало эстетического проку. А ведь сколько полиэтилена и фольги извели, страшно подумать.

Другая тотальная инсталляция, реализованная Александром Бродским в обширном подвале «Винзавода», воспринимается гораздо лучше – хотя бы из-за того, что не пытается никого возвеличить и не претендует на проповедь. Атмосфера тихого саспенса создана за счет множества однотипных композиций: фигурки в неких павильонах, смахивающих на деревенские парники, греются у имитированных костров. Эти группы раскиданы на большом и довольно неуютном пространстве, их обилие рождает неосознанную тревогу, усугубленную названием «Ночь перед наступлением». Проект вроде бы ни о чем, однако впечатляет и запоминается.

Там же, на «Винзаводе», можно найти еще с десяток выставок разной степени удачности.

Одна из наиболее занятных проходит в галерее «Проун»: куратор Екатерина Деготь и художник Леонид Тишков решили воскресить для потомков историю пермского села Кудымкор и его обитателей. В 1918 году сюда из столиц вернулся уроженец здешних мест, профессиональный художник Петр Субботин-Пермяк – вернулся с тем, чтобы обратить темное крестьянство в футуристическую веру и привить ему высокую художественную культуру. Утопический проект со временем провалился, как ему и было положено, но от него осталось не так уж мало документов, фотографий и изобразительных опусов.

Ныне этот «деревенский сквот» презентован в декорациях, напоминающих о революционном порыве.

Выставка представляет собой не столько исследование прошлого, сколько перевод давнего феномена в актуальный контекст – дескать, чего же все-таки людям нужно от искусства и какими способами этого следует достигать? Затея не лишена признаков постмодернизма, однако построена на реальном и весьма занятном материале.

Среди нескольких выставок, разместившихся на бывшей фабрике «Красный Октябрь» (есть и такой адрес в расписании биеннале), отметим проект галереи Гельмана «Русское бедное» – версию большой выставки, проведенной в прошлом году опять-таки в Перми (как видите, Пермь зажигает). Тут любопытен даже не набор участников, а использованные ими технологии.

Отбирались работы по принципу «чем проще и дешевле, тем релевантнее».

Картины из скотча, пейзажи из бечевок, скульптуры из антрацита, механизмы из дерева, космические корабли из сигаретных пачек – в сумме все это зрелище должно намекать на лаконичный итальянский стиль «арт повера», «бедное искусство», и вместе с тем педалировать российскую специфику. Пожалуй, не все здешние произведения можно назвать выдающимися, но концепция работает. Когда сюжет удачно придуман и толково воплощен, за складность ему можно простить отдельные недочеты. Попробуйте и вы отыскать для себя что-нибудь в программе биеннале, что тронуло бы душу или зацепило сознание. Выбор довольно богатый.

Новости и материалы
Армения предложила Ирану помощь в поисках вертолета Раиси
США и ЕС следят за ситуацией с вертолетом глава Ирана
Политолог заявил о панике в офисе Зеленского из-за наступления РФ под Харьковом
Умер актер Олег Зимин
По всей Украине пройдут почасовые отключения света
«Манчестер Сити» выиграл чемпионат Англии
Гладков назвал число раненых при обстреле ВСУ в Шебекино
Самокатчик на велопараде в Москве лоб в лоб столкнулся с велосипедистом
Ирак окажет помощь в поисках вертолета президента Ирана
В театре Маяковского отменили спектакль с Немоляевой
Американка отказалась играть с россиянкой спустя 18 минут после начала матча
Пользователи жалуются на сильно желтые экраны новых iPad Pro
Уехавший из России Бурковский появился на Каннском кинофестивале
Samsung придумала, как решить одну из главных проблем складных смартфонов
Власти Одессы сообщили о взрыве
Слишкович признался, что не до конца доволен своей работой в «Спартаке»
Все силовые структуры Ирана занялись поисками вертолета президента страны Раиси
В Instagram президента Ирана появился пост с просьбой помолиться за него
Все новости