Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Ласковый Редфорд белой зимой

Репортаж с фестиваля «Санданс»

Дневник фестиваля «Санданс»: «Доктрина шока» пытается понюхать все и сразу; тяжелые, но обязательные «Уроки русского»; «Человек за стеной» наводит веселый ужас; Бэнкси никто не узнал; рокерши-лесбиянки играют в «Ласковый май».

Санданс-2010 почти закончился, а доволен им, кажется, только Роберт Рэдфорд, и это опасная тенденция. Когда фестиваль хвалит только его создатель, можно и до ММКФ докатиться. На дискуссии с Наоми Кляйн, Майклом Уинтерботтомом и Мэтом Уайткроссом, создателями крайне сумбурного фильма «Доктрина шока», Рэдфорд говорил, что Санданс чуть ли не единственная надежда на то, что в американской политике что-то можно будет изменить. Или хотя бы не повторять.

Фильм Уинтерботтома — Уайткросса похож на ошалевшего щенка-подростка, который бежит одновременно во все стороны и пытается нюхать сразу все деревья.

Картина свалила в кучу много разных исторических видеокадров, но не смогла объединить их общей идеей, которая в книжке была очевидной: Кляйн рассматривала, как кризис приводит к трансформации экономики, и объясняла, в чьих интересах это происходит. Примерно о том же самом, только гораздо более информативно и внятно, сделал в 2007 году короткометражку Альфонсо Куарон, уложив книгу Наоми Кляйн в шесть минут экранного времени. Уинтерботтому на то, чтобы рассказать ту же историю, понадобилось почти полтора часа. На обсуждении Наоми Кляйн сообщила, что в Америке сейчас не капитализм, а корпоратизм, и объяснила, что в книжке (и в фильме) дает «упражнение на распознавание паттернов», а где эти паттерны искать – в России 91 года или в ситуации на Гаити – это вы уже сами думайте. Если научиться распознавать «шоковую терапию» и понять, какие и кому она сулит экономические выгоды, то можно как-то противостоять ей. Рэдфорд поддержал: да-да, Санданс этим и занимается, он уже 25 лет учится распознавать то и это. Вообще, сказал Рэдфорд, главное – это показывать ту историю, которая скрывается за лозунгами.

Про лозунги и историю, которая за ними скрывается, – это к фильму «Уроки русского», который здесь все называют «тяжелым, но обязательным зрелищем».

Эта совместная российско-грузинско-норвежская продукция участвует в конкурсе документальных фильмов. Авторы, Андрей Некрасов и Ольга Конская, исследуют российско-грузинские отношения – не только войну 2008 года, но и ее истоки, которые они находят в абхазском конфликте 90-х. Они с разных сторон (Ольга – с российской, Андрей – с грузинской) едут к границе, а потом показывают зрителю процесс монтажа фильма. Самые сильные моменты «Уроков» – свидетельства очевидцев войны и покадровый разбор российских теленовостей с документальным доказательством подтасовок. Но материал, к сожалению, проигрывает из-за агрессивного пафоса авторов и их склонности к эмоциональному шантажу. Фильм предельно субъективный, он не дает зрителю сделать собственные выводы, а подталкивает к ним. И это очень жалко, потому что несколько субъективных взглядов на события августа 2008 мы уже видели, например по государственному телевидению, – и каждый раз это выдавалось за объективную картину прозошедшего.

Самый сильный художественный фильм международного конкурса пока что аргентинский «Человек за стеной» Мариано Кона и Гастона Дюпра – рассказ о стене между двумя мирами.

Мало в каких фильмах архитектура настолько очевидно выступает как метафора человеческой жизни и человеческих отношений. Герой, модный дизайнер, живет в доме, построенном Ле Корбюзье. Однажды его сосед – мужлан, продавец подержанных машин, охотник на кабанов – решает проделать окно в стене, которая выходит прямо на стеклянную стену архитектурного шедевра. Солнца мужику, понимаете, не хватает. Дизайнер же чувствует, что его личное пространство под угрозой, и совершенно не желает относиться к соседу как к другу, который желает нам добра. Медленное кино, наводящее веселый ужас.

Фестиваль немножко оживил Бэнкси, якобы снявшийся в якобы фильме якобы анонимного режиссера «Выход через магазин подарков». Фейк о рождении новой граффити-звезды, Мистера Брейнвоша, смотрится так, как если бы Андрей Некрасов решил рассказать о мире граффитистов: то есть все хорошо, да что-то нехорошо. Сам же Бэнкси, говорят, не только сидел на премьере (хотя кто его узнает?), но и под покровом ночи нарисовал на Мейн-стрит одного из своих фирменных человечков.

Человечек действительно сидит с видеокамерой в сугробе на Мейн-стрит, зверски рвет цветочек, и теперь с ним все фотографируются охотнее, чем на фоне надписи «СандансДвадцатьДесять».

Кроме того, народу показали Кристен Стюарт, которой роль рокерши-лесбиянки очень идет. «The Runaways» Флории Сигизмонди – байопик девичьей рок-группы, буйное секс-драгз-рок-н-ролл-зрелище, и только Кристен Стюарт, Дакота Фэннинг, Майкл Шэннон — молодой двойник Малькольма Макдауэлла – и большое количество наркотиков не дают спутать этот фильм с «Ласковым маем». Стюарт, похоже, решила всем показать, что она не нежная вампирская цаца. Получилось: в «The Runaways» она писает на гитару.

Еще о приятном: Институт Санданс и японская корпорация NHK объявили, кому из «режиссеров-визионеров» они дадут денег. Четверо режиссеров – один из Европы, один из Латинской Америки, один из США и один из Японии – ежегодно получают от Санданса и NHK премию в 100 000 долларов. Премия состоит из живых $10 тысяч и гарантии на покупку прав для показа по японскому телевидению. Так вот, в этом году европейским режиссером из списка визионеров стал Андрей Звягинцев со своим проектом «Елена». Теперь ему весь год будут «оказывать творческую и стратегическую поддержку». Ура, что ли.

Новости и материалы
Аэропорт Стамбула не принимал рейсы из-за нашествия птиц
В России подскочил спрос на термометры в мае
В Курской области снова объявили опасность атаки беспилотников
В Белгородской области объявлена опасность атаки беспилотников
Вероятность нанесения ракетных ударов сохраняется в Новороссийске
Британский аналитик назвал условие для окончания сражения за Донбасс
В Москве заявили о блокировании ЕС счетов Россотрудничества и культурных центров РФ
Новичка минского «Динамо» сравнили с одним из лучших российских вратарей НХЛ
Назван лауреат Международной Букеровской премии
Белоус считает, что «Зенит» может простимулировать «Краснодар» победить «Динамо»
Госсекретарь США заявил, что иранскому народу стало лучше от гибели Раиси
Представительство РФ заявило, что ЕС рано или поздно придется вернуть украденные активы
В одном из регионов Украины произошли взрывы
США перебросили в Британию стратегические бомбардировщики B-52
Зеленский назвал причину нежелания приглашать Россию на саммит мира
Вашингтон считают, что Москва запустила в космос противоспутниковый аппарат
Стало известно, какую должность Акинфеев может занять в ЦСКА
Бывший сотрудник СБУ рассказал о вербовке россиян для диверсий
Все новости