Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Диор под сенью муз

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка «Диор: под знаком искусства»

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка «Диор: под знаком искусства» – своего рода дизайнерское шоу с элементами музейной фантазии. Манто, вечерние платья, шляпки и сумочки соединились с живописью Энгра, Гойи, Сезанна, Малевича.

Демонстрацией моды в стенах художественного музея вряд ли кого-то удивишь. Подобная практика возникла еще в прошлом веке, и за пару недавних десятилетий её причастились даже крупнейшие мировые сокровищницы. Не от хорошей жизни, надо полагать, хотя официальные формулировки обычно гласят, что имеет место эволюционный процесс внедрения haute couture в сферу «высокого искусства». Ради легитимации этого статуса и затеваются выставочные шоу, где знаменитые бренды предстают осененными крыльями муз и освященными именами великих художников.

Музеи поначалу стеснялись своей роли, а потом вошли во вкус и начали говорить об участии в таких проектах с нотками нескрываемой гордости.

Можно долго рассуждать на тему, куда катится мир, но в части взаимоотношений «высокой моды» с международным музейным сообществом все прежние табу сняты окончательно. Данный симбиоз признан правомерным, органичным и не подлежащим высоколобой критике. Да и что тут страшного, если взглянуть на вещи рационально? Выставки, презентующие те или иные модные дома, собирают обильную прессу и пользуются успехом у широкой публики. Музеям не нужно заморачиваться поиском спонсоров, а представителям фэшн-индустрии – ломать голову над тем, как бы придать своему репертуару побольше респектабельности. Ведь сошлись уже во мнении, что мода есть искусство, так что капризы неуместны...

В 2007 году в том же Пушкинском музее проходила выставка, посвященная Коко Шанель, – и все были довольны. Ну, почти все.

Брюзги всегда найдутся. Собака лает, караван идет.

Нынешний диоровский «караван» богат роскошными одеяниями, экспозиционным дизайном и шедеврами изобразительного искусства. Может возникнуть ощущение, что в здание ГМИИ вселился продвинутый бутик, оригинально декорированный и оснащенный спецэффектами. Витрины, подиумы, зеркала, инсталляции, видеопроекции, светомузыкальные аранжировки – все по высшему разряду. На дизайн устроители средств не пожалели. К примеру, в Белом зале выстроены два ряда фальшколонн, которые имитируют уже существующие, с той разницей, что в пластиковые клоны вмонтированы витрины-колбы с диоровскими моделями одежды. Созданный антураж нацелен на то, чтобы оказавшиеся в нем посетители (вернее, все-таки посетительницы) от всего сердца могли бы воскликнуть: «Вау!»

Немного придя в себя от эстетического потрясения, зрители обнаружат, что здешнее великолепие не самоцель.

Воспевание личности и творчества легендарного кутюрье происходит поэтапно, в соответствии с тематическими разделами. Имеются такие рубрики, как «Сады Диора», «Балы Диора», «Кристиан Диор и XVIII век», «Тело и линия», «Прекрасная эпоха» и т. п. Чего стоит хотя бы инсталляция под названием «Бог и золото» (сочетание слов Dieu и Or опять-таки не случайность): полукруглая ниша Белого зала превращена в алтарь, где располагается подлинная древнеегипетская гробница, окруженная стройными рядами диоровских парфюмерных флаконов и позолоченными платьями из коллекции 2004 года, которые должны напоминать о прототипах образца 1954-го... Вы уже, верно, догадались, что работы самого Кристиана Диора – это лишь отправной пункт для демонстрации всех достижений одноименного дома, включая самые недавние – те, что произведены под художественным руководством Джона Гальяно, уволенного в марте за хулиганское поведение и антисемитские высказывания. Имя опального маэстро в аннотациях не встречается.

Зато вокруг основателя заведения создан настоящий культ, вольными или невольными служителями коего выступают десятки художников и фотографов.

Откуда, спрашивается, черпал вдохновение изобретатель незабвенного стиля New Look? Да вот отсюда и черпал – из картин Франсиско Гойи, Жана-Огюста-Доминика Энгра, Винсента ван Гога, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Казимира Малевича и прочих гениев. Некоторые из экспонатов позаимствованы в коллекции самого Диора, другие одолжены в Версале, Лувре, музее Орсэ, Туринской пинакотеке, Пушкинском, Третьяковке и в частных европейских собраниях. Классический и авангардный репертуар дополнен опусами Тома Вессельмана, Ширин Нешат, Пьера и Жиля, Маурицио Каттелана, фотографиями Ман Рэя, Хельмута Ньютона, Ричарда Аведона. Даже некоторые наши актуальные художники задействованы в этом шоу – упомянем Виноградова с Дубосарским и группу Recycle. Предполагается, что всю эту разнородную изобразительную мозаику зритель будет сопоставлять с диоровскими платьями, плащами, сумочками, туфлями, ювелирными украшениями. Зрелище чревато катарсисом – правда, предсказывать, в каком месте и почему именно он должен случиться, не возьмемся. Ищущий да обрящет.

Новости и материалы
Россиянам рассказали, как и зачем правильно флиртовать
Две страны запросили заседание СБ ООН по ситуации в Рафахе
Военный эксперт назвал площадь необходимой «санитарной зоны» на Украине
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
На Украине начнут вручать повестки круглосуточно
Экономист рассказал, как уберечь деньги от инфляции
Россиянам дали пять советов, как продлить срок службы смартфона
Жителей 11 регионов РФ предупредили о пожароопасной погоде
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
Киев попросил США снять ограничения на использование оружия против целей в РФ
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Собравшиеся в центре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Все новости