Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Шапито попало по мишени

На ММКФ прошли премьеры «Елены», «Шапито-шоу» и «Мишени»

Выходные на ММКФ: в Доме кино для желающих увидеть «Елену» Андрея Звягинцева пришлось устраивать дополнительный сеанс, в «Октябре» не хватило мест для пришедших на премьеру «Шапито-шоу» Сергея Лобана и Марины Потаповой, а «Мишень» Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина оказалась испытанием на прочность.

О главном событии уикенда уже сложилось общее мнение, согласно которому вряд ли что-то на фестивале затмит фильм «Шапито-шоу». Уже после пресс-показа поползли слухи, что это лучшая российская картина лет за десять. Премьера в переполненном зале номер один «Октября» засвидетельствовала, что выдержать почти четыре часа крымских злоключений множества героев, с песнями, танцами и парящим Элвисом, готовы не только кинокритики: после антракта, разбивающего показ на две части, досматривать картину вернулись, кажется, все 1500 (примерно столько кресел в зале) зрителей.

Соавторам, ранее ответственным за «Пыль», удалось собрать конструкцию, наиболее часто употребляемым эпитетом к которой оказывается слово «радость».

Тут все играют более или менее себя (важная деталь в творческом методе Лобана и Потаповой сотоварищи), но с поправкой на детально выверенный сценарий, который собирает злоключения героев четырех новелл про судьбоносные путешествия к морю в ладно скроенный пазл.

Двойник героя «Пыли» Алексей (Алексей Подольский) ничего, по его словам, не хочет, но едет с интернет-знакомой в Ялту, где на каждом шагу демонстрирует отвращение ко всему происходящему и доводит девушку до бутылки красного крепленого. Туда же направляются молодая съемочная группа с глухим певцом, тоже Алексеем (исполнитель песни «Перемен» на языке жестов из финала «Пыли» Алексей Знаменский). За ними следуют обиженные друзья, тоже глухие. Петр Мамонов (Петр Мамонов) тащит в крымское плоскогорье тихоню-сына Никиту (Степан Девонин), с которым не общался годами. Самопровозглашенный юный продюсер Сергей (Сергей Попов) везет в Ялту двойника Виктора Цоя — Рому Легенду (Сергей Кузьменко), хочет сделать из него концептуальный проект по мотивам Уорхола, Макларена и идей постмодерна.

Все сталкиваются и разлетаются. У каждого героя есть спутник, который выдергивает его из привычной жизни и подводит к обрыву, в данном случае буквально — к краю накрываемого бурей моря.

У каждого есть песня, а иногда и не одна, которая звучит со сцены «черного вигвама» — местного шапито, разбитого на утесе. В этом же шапито в сюрреалистических номерах кружит над залом Элвис Пресли, танцует с космонавтом Мэрилин Монро, двоится Майкл Джексон. «Мистер одиночество» Хармони Корина встречает альтернативную вторую «Ассу» в концептуальной рамке «Заверенной копии» Аббаса Киорастами, но только это не копия или синтез упомянутого («Шапито-шоу» было написано и снималось раньше всех трех), а игра, затеянная чуткими к фокусам космоса умниками.

После обмена восторгами половина разговоров о «Шапито-шоу» съезжает к теме прокатных перспектив картины. В том, что это «зрительское» кино, мало кто сомневается, но как показывать фильм, который идет 3 часа 40 минут, также мало кто понимает. Реально ли убедить кинотеатры ставить фильм целиком? С антрактом? Выпустить в двух частях с интервалом? Без интервала? В общем, пока решается дальнейшая судьба главного хита фестиваля, посмотреть его еще раз в рамках ММКФ можно будет 2 июля, в день закрытия.

Про другой русский фильм, который ожидаемо вызвал ажиотаж, «Елену» Андрея Звягинцева было написано уже немало. Столпотворение на его показе в Доме кино стало поводом для президента ММКФ Никиты Михалкова еще раз посетовать на отсутствие у фестиваля дворца, о необходимости которого он говорит часто.

После «Шапито-шоу» в первом зале «Октября» случилась гала-премьера «Мишени» Александра Зельдовича. Фильм про Россию будущего, где министр с женой и спутниками едут к загадочному постсоветскому объекту за вечной молодостью, а получают перелом жизни под красивую музыку Леонида Десятникова и по сценарию Владимира Сорокина (это же трио делало важную картину про нулевые — «Москву»), как и «Шапито», снимался долго и трудно. Увы, именно это и оказывается основным ощущением от просмотра.

Эстетская лента разваливается под грузом противоречий, художественных приемов и концептов. Тут и «экологическая демократия» с лицемерными чиновниками российского будущего, и борьба добра со злом, и страхи любви, и похожие на видеоарт пейзажи, и доводимый до абсурда физиологизм страсти, и Тарковский, конечно. Кажется, что два с половиной часа на экране борются несколько фильмов, а побеждает какая-то мутировавшая версия «Пира Тримальхиона» художественной группы АЕС+Ф (неслучайно скульптура, сработанная этим же объединением, стала частью среды будущего в «Мишени»).

В своей инсталляции они тоже играли с идеалом посткапиталистического благополучия. В панорамном видео красивые белые люди медленно наслаждались благами и роскошью цивилизации на райском острове под скрипки, потом возникали двойственные отношения хозяев жизни с черными работниками, в третьей части появлялись китайские повара, но не обслуживали торжество, а играли в гольф. Слуги превращались в господ, пир — в оргию. В «Мишени» за фасадом выглаженной Москвы будущего маячит трасса, соединяющая Китай с Европой, по ней несутся безостановочным потоком фуры, в некоторых сидят нелегальные иммигранты.

Хозяева жизни в попытке дотянуться до вечности разрушают свой мир — с разными последствиями, но оргия все равно неизбежна.

Вместе эти три российских фильма составляют довольно странную, хотя и не безнадежную картину отечественного кино. Если концепты не будут сжирать ту витальность, благодаря которой кино хочется не только анализировать, но и смотреть, все может стать еще лучше.

Новости и материалы
Wink и «Кинопоиск» оштрафовали за пропаганду ЛГБТ*
Российская полиция в Сирии заблокировала колонну «международной коалиции»
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Яна Рудковская показала сыновей в военной форме на льду
Тренер «Ариса» прокомментировал новый контракт Кокорина
Пять стран усилят контроль по санкциям против России
Стало известно, кто точно не возглавит «Спартак»
Два украинских беспилотника сбиты над российским регионом
Российская гимнастка предложила ввести уголовное наказание за оскорбление женщин
Кендалл Дженнер показала фигуру в цветочном бюстгальтере под водой
Тарасова жестко прокомментировала переход Игнатова к Плющенко
В Вене люди с украинскими флагами попытались сорвать шествие в честь Дня Победы
Жена Джастина Бибера впервые станет матерью
Найден эффективный способ лечения облысения
Названы кишечные бактерии, обладающие «опьяняющими» свойствами
Ford передумал отказываться от бензиновых машин к 2030 году
10-летняя дочь Ким Кардашьян и Канье Уэста дебютировала в «Короле Льве»
Названа возможная причина пропажи карточки Зеленского из базы розыска МВД России
Все новости