Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Сравнительное культуртрегерство

В Мультимедиа Арт Музее открылись выставки «Больше, чем мода» и «Из истории российской фотографии»

На соседних этажах Мультимедиа Арт Музея открылись гастрольная экспозиция «Больше, чем мода» Франца Кристиана Гундлаха, где собраны образчики международной фэшн-фотографии с 1920-х годов до наших дней, и выставка под названием «Из истории российской фотографии», сближающая две эпохи – дореволюционную и постсоветскую.

Возможность насладиться разнообразием и большими объемами фэшн-фотографии любителям жанра была предоставлена совсем недавно, на весеннем фестивале «Мода и стиль в фотографии». Однако рассудив, что красоты много не бывает, директор МДФ Ольга Свиблова припасла еще и весомую летнюю реплику по тому же поводу. С ее подачи свою коллекцию привез в Москву знаменитый немец Франц Кристиан Гундлах, чье имя давно входит в топовые рейтинги фотографического глянца. Правда, собственных работ Гундлах здесь не показывает, а делает акцент на своей собирательской страсти.

Будучи не просто профессионалом, но еще и фанатом фэшн-фотографии, он много лет приобретает опусы своих коллег – не только нынешних, но и былых.

Самые ранние снимки в экспозиции датированы 1920-ми годами – речь о работах Георгия Гойнингена-Гюне, эмигранта из России, работавшего в ту пору для французского Vogue. Да и в целом довоенный блок выглядит весьма представительным и характерным. Например, здесь фигурирует серия дамских портретов в шляпках (нетрудно догадаться, что главными являются шляпки, а не лица) от Эльзы Нюландер-Симон, скрывавшейся под псевдонимом Ива. Или помянуть еще кадры Пауля Вольфа, в начале 30-х устроившего сессию на Канарских островах – подобная экзотика была редкостью для тогдашней рекламы моды... Но большинство экспонатов относятся все же к послевоенной поре, когда индустрия гламура начала приобретать планетарный размах и захватывать все новые эстетические сферы. Именно в 40-е – 50-е годы фэшн-фотография стала претендовать на звание не вспомогательного ремесла, а настоящего искусства. В коллекции Гундлаха обильно представлены произведения тех авторов, чьими усилиями эта претензия облекалась в реальность – Ирвинга Пенна, Лилиан Бассман, Эрвина Блюменфельда, Луизы Даль-Вольф, Сола Лейтера. Разумеется, найдутся здесь и последующие гранды – Ги Бурден, Ричард Аведон, Уильям Кляйн, Дэвид Лашапель. Стоит добавить, что Гундлах не ограничивал свою коллекцию сугубо гламурными рамками, поэтому в ней можно встретить не одних лишь поставщиков журнального стиля, но и людей вроде Сары Мун, для которой работа в модной индустрии была лишь разминкой в начале уникальной художественной карьеры.

Собственно, в этом и состоит главный месседж Гундлаха-коллекционера, выраженный в заглавии «Больше, чем мода».

По его убеждению, фэшн-фотография давно и уверенно перешагнула границы прикладного жанра, превратившись в гипнотическое шоу с элементами философии и собственной идеологии.

Рубеж между этой отраслью и контемпорари артом практически испарился, и сегодня уже трудно сказать, в какую из категорий следует заносить то или иное произведение... Насчет размывания рубежей возразить особо нечего, а вот по поводу полного слияния рекламной фотографии с современным искусством можно бы и поспорить: скорее следовало бы говорить об их взаимном влиянии, нередко пародийном и даже агрессивном. Впрочем, чтобы подобную схему сделать наглядной, потребовалось бы коллекцию Гундлаха соединять с экспонатами другого рода, что в гастрольные планы совершенно не входило.

Ретроспекция на двух соседних этажах в Мультимедиа Арт Музее на идейные манифесты даже не замахивается, зато с успехом использует метод сравнительного культуртрегерства.

Выставка «Из истории российской фотографии» свой сценарий базирует на мысленном сопоставлении двух эпох, а также на преемственности двух творческих союзов. Речь о Русском фотографическом обществе, существовавшем в период с 1894 по 1930 годы, и нынешнем Союзе фотохудожников России, который возник в 1991 году. Разумеется, связь между двумя этими институциями не выглядит самоочевидной, хотя бы в силу большой исторической дистанции, их разделяющей. Но все же можно говорить о некотором родстве, поскольку оба союза, в отличие от ситуации советско-директивной, с пониманием относились к эстетическим разногласиям между своими членами. И прежнее РФО, и теперешний СФР не заморачивались на какой-то «генеральной линии» и давали возможность проявить себя сторонникам самых разных школ и установок. Скажем, в РФО входили не только приверженцы «регистрирующей фотографии», но и пикториалисты, стремившие поставить светопись на пьедестал живописи.

С последними коллеги часто полемизировали, однако отлучали пикториалистов от профессии вовсе не собратья по цеху, а партийные бонзы из идеологического отдела ЦК.

Выставка как раз об этом – о благотворности разнообразных подходов к действительности. В ретроспективном разделе соседствуют и типовые студийные портреты, и уличные репортажи, и экспериментальные изыски (назовем нескольких авторов, чьи работы включены в летопись РФО: Андрей Карелин, Максим Дмитриев, Николай Кротков, Василий Улитин, Анатолий Трапани, Николай Свищов-Паола, Александр Гринберг). Среди наших современников, удостоившихся права представлять свою эпоху, Борис Смелов, Игорь Мухин, Василий Щеколдин, Александр Слюсарев, Николай Бахарев, Вита Буйвид и еще десятка два авторов, многие из которых живут в регионах. Пожалуй, единственным стилистическим ограничением, наложенным на постсоветский раздел, стала монохромность: все кадры черно-белые. Это довольно забавно, поскольку в дореволюционной подборке кое-где как раз фигурирует цвет, пусть даже в виде акварельной подкраски... Но устроителей понять можно: подлинный класс фотографа надежнее всего определяется именно в ч/б, когда нет возможности запудривать мозги эффектными колоритами.

Новости и материалы
В России хотят ввести еще одно пособие для молодых мам
Россияне оценили важность высшего образования для построения карьеры
Стало известно, как россияне относятся к отечественным брендам стройматериалов
Стало известно, когда россияне обретают финансовую независимость
Особых условий проведения ЕГЭ в затопленных регионах не будет
Для маткапитала предлагается выделить еще одно направления для использования
В Москве не будут запрещать движение самокатов по тротуарам
Французские военные обучают украинских неонацистов на территории республики
ВСУ лишились истребителя прямо на аэродроме
Блинкен заявил, что США невыгодно признавать Россию спонсором терроризма
Больше половины россиян берут работу на дом в выходные и праздничные дни
Захарова из-за слов Бербок о переговорах по Украине выразила озабоченность ее состоянием
Силовики в ходе обыска в офисе журнала «Компания» изъяли компьютерную технику
Военные преступления США в Берлине стали достоянием общественности
Штаб по переизбранию Байдена ищет специалиста по мемам
Кадыров пригласил Путина в Чечню
В СК подсчитали ущерб при атаке Моспино ракетами ATACMS
В Минобороны Германии назвали серьезной ситуацию для украинской армии
Все новости