Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Cны — страшно коррумпированное медиа»

Интервью с Юрием Альбертом, номинантом V Премии Кандинского

Художник Юрий Альберт рассказал «Парку культуры» о своей работе, номинированной на Премию Кандинского.

«Парк культуры» представляет номинантов V Премии Кандинского, самой крупной российской негосударственной награды в области современного искусства. Художник Юрий Альберт, самый последовательный и самый тихий представитель московского концептуализма, представлен на премию в категории «Проект года» с работой «Moscow Poll»: прозрачными урнами для голосования с надписями «да» и «нет», в которые нужно опускать бумажки-бюллетени — в зависимости от отношения к обозначенному над ними вопросу. Юрий Альберт рассказал «Парку культуры» о своей работе, соотношении процесса и результата в творческом труде и том, зачем снятся сны.

— Ваша работа «Moscow poll», попавшая в шорт-лист Премии Кандинского, впервые экспонировалась на «Артстрелке» в 2009 году. Сейчас в ней другой набор вопросов?

— Эта работа окончательная, и тексты тогда (в галерее «Paperworks» на Артстрелке - Парк культуры) были те же. Их нет нужды изменять. Работа Ханса Хааке MoMa Poll, знакомая мне с начала 1970-х годов, которую моя инсталляция отчасти повторяет, до сих пор выставляется с тем же вопросом: «Мог бы тот факт, что губернатор Рокфеллер не осуждает политику Ричарда Никсона в Индокитае, послужить для вас причиной не голосовать за него в ноябре?» Хотя никто уже, конечно, не помнит, что такое вьетнамская война и кем был вице-губернатор Рокфеллер.

— У вас 8 вопросов, один из них такой: «Является ли тот факт, что никто из русских художников не протестовал против войны с Грузией, основанием для того, чтобы изменить Ваше отношение к современному русскому искусству?» Это оммаж Хааке?

— У Хааке был конкретный политический вопрос, который давно не актуален, но его работа нам до сих пор нравится. Почему? Потому, что там смоделировано положение выбора, который любое произведение ставит перед зрителем. В самом простом случае это выбор «нравится или не нравится». Мои вопросы составлены по-другому. Я раздумывал, что бы было адекватно вопросу Хааке про Вьетнам, и на тот момент это, конечно, была война с Грузией. Но мой вопрос не об отношении к войне, а об отношении к искусству. Последний из вопросов такой: «Неужели Вы думаете, что искусство – это то, на что Вы сейчас смотрите?»

— Проводился ли подсчет голосов?

— Я собирался считать ответы, но оказалось, что это не важно. Я выставлял эту инсталляцию дважды в России и один раз во Франции. И меня поразило, что ответы распределялись поровну, по одинаковым кучкам. Важен не сам вопрос, а то, что зритель задумался о своем отношении к искусству. И это результат — а не то, положит он бюллетень направо или налево.

— Недавно тихо завершился ваш двухгодичный проект для прошлой Московской Биеннале, согласно которому победителю должны были оплатить похороны, если он умрет до начала следующей Биеннале.. Все остались живы, и премия не досталась никому. Можно ли считать, что это ваша художественная стратегия — процесс без явного результата?

— Конечно, я не хотел, чтобы кто-то умер. Напротив, такое положение о премии могло заставить организаторов биеннале заботиться о художниках больше и желать им всяческих благ, в целом повысить социальную защищенность художника. Но конкретный результат необязателен. Важно, чтобы что-то произошло в сознании зрителя. Вот чего я добиваюсь.

— Недавно на одном из сайтов по поиску работы появилась вакансия «Спящий в пижаме». В галерею требовался человек, спящий на выставке с 10 до 6. Это к вашему проекту «Метаморфей» в фонде «Стелла Арт»?

— Я ничего не знаю об этом! В «Стелле» я сам спал на открытии выставки нашей группы «Купидон», и никто другой там спать не может, потому что сны, использованные в инсталляции, — это мои сны. Оказалось, что сны — страшно коррумпированное медиа. Когда я стал делать этот проект — сны об искусстве и художниках, — мне практически перестало сниться что-нибудь другое. Мне даже снилось, что я записываю эти сны. Сны полностью наведены дневной жизнью. Это антисюрреалистический проект, не о подсознательном, а о том, как сознательное оккупирует нашу ночную жизнь.

— Ваша практика в составе групп «Купидон» и «Эдельвейс» отличается от сольных проектов?

— Я художник уже 30 лет, и я очень хорошо представляю, как делать работы Юрия Альберта. В каком-то смысле это приводит к рутине. В сольной практике я рациональный художник. Я стараюсь не делать таких работ, которых я не могу объяснить. И это для меня принципиально. Когда же мы объединяемся, вступает в дело совершенно другое отношение к тому, что мы производим. Мы с Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым (товарищи Альберта по арт-группе «Эдельвейс» — «Парк культуры») относимся к одному поколению, мы друзья, но внутренне довольно разные. Мы работаем по методу «лебедь, рак и щука». Поэтому возникает возможность плодотворной эстетической безответственности. Я не всегда могу объяснить результат.

— Вы создаете проект коллегиально или каждый делает свою часть?

— Наши инсталляции могут быть разобраны на работы отдельных авторов. Но то, что между ними возникает, это нечто новое, чего в отдельных элементах нет.

Я думаю, что художник, представляя на суд публики некую работу, показывает не 200 грамм масляной краски на куске тряпки, он представляет некоторую модель искусства. Он думает, что искусство должно быть таким. И вот искусство — это диалог таких моделей, которые предлагают зрителю разные художники. Наша групповая практика — модель такого диалога. Мы предлагаем зрителю сразу три модели в одной.

— Насколько актуальна сейчас модель «Московский романтический концептуализм», которую 30 лет назад описал Борис Гройс?

— Гройс обобщил имеющуюся практику. Многие люди называли себя концептуалистами задолго до появления этой статьи, года с 1973-го. Правда, никто не называл себя «романтическими». «Романтическим» его назвал Гройс.

Как сказал в свое время художник Андрей Монастырский, «концептуализм не человек и умереть не может». Это течение существовало и существует, хотя, наверно, не столько актуально сейчас, как когда-то. Наверное, импрессионизм существовал и в 1910 году, но вряд ли кого-то это волновало на тот момент. Я думаю, что московский концептуализм и соц-арт, находящийся с ним в сложных взаимоотношениях, были первыми направлениями в русском искусстве, которые влились в международный контекст. Правда, в тот момент, в 1970-е, международный контекст не подозревал, что они в него влились. Но тем не менее.

— Вы живете между Москвой и Кельном. Как вам видится, «переводимы» ли московский концептуализм и ваши работы в частности на язык другой культуры?

— Этой проблемы вообще в современном искусстве нет, потому что оно глобализированно по определению. Московский концептуализм переводим на язык другой культуры так же, как поп-арт. Поп-арт — крайне национальное искусство, даже националистическое в каком-то смысле. Но тем не менее мы все его как-то понимаем. Я не думаю, что существует отдельное непереводимое национальное искусство, кроме фольклорных дел. Современное искусство — это универсальные проблемы, решаемые на интернациональном языке с местным акцентом. И практика выставок показывает, что мы друг друга можем понимать.

— Одна из ваших старых работ — надпись на белом фоне «Вот бы сделать такую работу, чтобы все ахнули». Видели ли вы что-то такое, чтобы все ахнули, на выставке номинантов Премии Кандинского-2011?

— Эта работа 1986 года — выражение не моего личного желания такое сделать, а каждого художника поразить всех (хотя поразить, например, художественное общество крайне трудно, и не факт, что нужно). Ведь я работаю с представлением об искусстве, а не с искренним выражением своих чувств.

На Премии Кандинского таких работ не было. Были некоторые, которые мне очень понравились, например, Ивана Чуйкова, Иры Кориной. Но чтобы ахнуть — нет.

— Какие произведения поразили вас за всю жизнь?

— В самом детстве меня поразила пуантилистическая «Сосна в Сен-Тропезе» Синьяка. Это была моя любимая картина в Пушкинском музее. Когда я только входил в искусство, я совершенно случайно попал в мастерскую Комара и Меламида. И был поражен, узнав, что о произведении искусства можно рассказать словами. Потом акула Херста, которую я в натуре увидел в начале 90-х. Ну и, может быть, та же работа Хааке, хотя живьем я ее не видел. Только знаю по книгам с начала 1970-х.

Новости и материалы
В Белгороде и Белгородском районе объявляли ракетную опасность
Лидер КНДР выразил соболезнования в связи с гибелью президента Ирана
Экс-игрок «Байера» пожелал Миранчуку хорошей игры в финале Лиги Европы
Стало известно, когда Евросоюз утвердит решение по доходам от активов России
Байден не счел происходящее в Газе геноцидом и отверг обвинения МУС в адрес Израиля
Стало известно, что уничтожит мотивацию «Краснодара» в борьбе за титул
РПЛ призвали расширить до 18 команд
На Тайване назвали сумму финансовой поддержки Украины
Россияне рассказали, какие вредные привычки коллег раздражают их больше всего
Стало известно, от чего будут зависеть перспективы Цыплакова в НХЛ
Россияне снизили досрочное погашение ипотеки до минимума
Небензя призвал международное сообщество надавить на Израиль и США
«Спартаку» предрекли чемпионство под руководством нового тренера
В России предложили внести препарат «Тапентадол» в список наркотических средств
Зеленский признался, что его беспокоят заявлениях республиканцев по помощи Киеву
Головину предложили перейти в «Манчестер Сити» на замену Де Брейне
Небензя заявил, что Запад снял маски, проголосовав в СБ ООН против резолюции РФ по космосу
Футболиста «Зенита» похвалили за вклад в мировой футбол
Все новости