Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«У нас получился неплакатный Маяковский»

Интервью с Сашей Денисовой, автором спектакля «Маяковский идет за сахаром »

Автор спектакля «Маяковский идет за сахаром » Саша Денисова рассказала «Парку культуры» о соотношении документального и художественного в новой работе, о процессе совместных поисков отношений поэта с его друзьями и современниками и о том, что значит сахар в жизни человека.

В театре имени Маяковского прошла премьера спектакля под названием «Маяковский идет за сахаром». Его поставил молодой режиссер Алексей Кузьмин-Тарасов, а автором литературной основы стала еще вчерашняя дебютантка Саша Денисова, получившая за прошлогодний «Зажги мой огонь» номинацию на премию «Золотая Маска-2011» в категории «Эксперимент». Та постановка была построена на актерских импровизациях — артисты искали точки соприкосновения своих судеб и жизни трех великих рокеров — Дженнис Джоплин, Джима Моррисона и Джими Хендрикса. В центре новой постановки, ставшей результатом продюсерских усилий нового худрука «Маяковки» Миндаугаса Карбаускиса, судьба поэта, именем которого назван театр. «Парк культуры» поговорил с Денисовой о её пьесе и новом спектакле.

— О жизни Маяковского известно буквально по дням. Под каким углом решили рассмотреть его вы?

— Это пьеса о жизни Маяковского — начиная с первой встречи с Бурлюком и заканчивая смертью поэта. Мы с самого начала решили, что у нас будет один основополагающий принцип — хронологический. Там есть несколько линий — юности, дружбы, любви, — которые развиваются во время постановки. Дружба — это Хлебников: вот они встречаются в 1914 году, в еще безмятежное время, у них все впереди. Вот Шкловский в 1919 году, который приходит в «Окна РОСТА», — они еще идеалисты, друг за друга горой. А вот Хлебников приходит в 1922 году, опухший от голода, больной малярией, и Маяковский выдает ему тулуп и отправляет в деревню (где тот, как известно, умирает)... А вот уже на выставку, посвященную двадцатилетию творчества, не приходит никто — ни власть, ни коллеги-писатели, никто.

Нас и интересовали вот эти рифмы — крушение таких вещей, как любовь и дружба, которые в юности кажутся незыблемыми и верными, а по мере течения жизни начинают распадаться. Маяковский к нам пришел с какой-то другой стороны — мы не пытались опровергать мифы, оправдывать его или судить. И у нас получился неплакатный Маяковский — такой мальчишка, который оказывается в разных ситуациях: в одних он вроде как подлец (хотя не подлец же!), в других верный друг, в третьих пылкий возлюбленный, в отчаянии пытающийся объясниться с молоденькой девушкой. Такой же, как и мы: мы же тоже любим, дружим и не подлецы, но бывают обстоятельства...

— Как вы работали над исходным материалом? Это снова документальная пьеса?

— Здесь нет встреч, которых не происходило в реальности. Но это художественная пьеса: все события основаны на реальных фактах, и какие-то вполне документальные реплики вмонтированы прямо в ткань, в общем, художественного текста. Есть даже целые документальные монологи, как монолог Лили Брик (ее играет народная артистка России Галина Анисимова), которая вспоминает свою жизнь с Маяковским с высоты прожитых лет. Есть, например, монолог Шкловского о сахаре, составленный из его же «монтажной прозы». Он побывал и эсером, и в Белой армии повоевал, и у Скоропадского — в общем, видел войну. И вот он приходит в «Окна РОСТА» (где художники занимались утопическими, в общем, вещами) и рассказывает им о том, как с Украины вывозили сахар, как он был самой желаемой вещью в армии... в общем, так в «Окна РОСТА» врывается самая настоящая жизнь.

— У вас в пьесе сахар занимает большое место — можно даже решить, что не поэт тут главный герой, а именно вот эта сладкая субстанция...

— Нет, все-таки он «идет за сахаром», наверное, это иносказание того, что он идет за жизнью. Как и мы все: жизнь же нам что-то предлагает, и мы раздумываем, колеблемся или соблазняемся. В нашей жизни этот «сахар» всегда разный — похвалы, деньги, привилегии, положение… И у него он тоже разный, причем на сцене в буквальном смысле — тростниковый, французский, кусковой… Это некие блага жизни, которые на самом деле превращаются в неотменяемые обстоятельства и дают нам человека в этих обстоятельствах.

Но вообще сахар — это не столько даже ценность, сколько просто символ. Причем символ очень многогранный. Сахар – форма жизни. Ее вкус. Сахар – это сладость любви. Сахар – то, о чем мечтаешь, пока идет война, – хорошая жизнь. Сахар – за него тебя покупают. Сахар – орудие труда, пища для мозга и поэзии. Сахар – это «засахаривание» жизни, когда все хорошо, а тошно. Сахар казался мечтой, а оказалось — сахарок, за которым пошел — а может, и зря.

— Про вас говорят, что вы очень осовременили Маяковского и что писали пьесу вместе с актерами.

— Нет, в ней нет осовременивания: мы не раздавали персонажам айпады. А есть условность, есть попытка взглянуть на персонажей его жизни своими глазами. Импровизации были на самом деле невозможны: малейший сдвиг в сторону неправды, как по тексту, так и в игре, — и все рассыпается. Просто пьеса приносилась по сцене, и, пока нам (режиссеру, актерам и мне) не становилось ясно, что же происходит, мы не шли дальше. Актеры сами начинали искать информацию — читать про Хлебникова, про Керженцева, про Незнамова и других персонажей 1920-х. То есть пьеса писалась от одной репетиции к другой, но все-таки это моя пьеса.

— Но дебютировали вы пьесой «Зажги мой огонь», которая родилась на репетициях и которую вы писали вместе с актерами. Как раз после премьеры многие говорили, что это образец «театра драматурга», где автор выходит на первый план, а режиссер оказывается как бы подчинен тексту. В «Маяковском» вы с режиссером работали по той же схеме?

— Не совсем. «Зажги мой огонь» строился в виде таких исторических анекдотов о рок-звездах, и там актеры очень активно подключали личный опыт. Здесь все-таки должна была соблюдаться точность в деталях — не бытовых, конечно, а в деталях отношений.

Я бы это описала как «сочинительский театр» — когда драматург, режиссер и актеры ищут некие общие точки, верные оправдания, правдивые решения. Это не значит, что драматург сидит и переделывает пьесу в угоду режиссерскому замыслу. Это значит, что и спектакль, и текст сочиняются вместе. Я абсолютно уверена, что драматург должен работать в театре. Я не писала следующую сцену, пока мы не разберем предыдущую, и не знала, чем она закончится. Для драматурга это тоже такой «сахар»: когда ты понимаешь, что актеры ждут, режиссер ждет, — это страшно «ведет», стимулирует писать дальше. Это очень интересный опыт: как только текст пьесы, наконец, сложился, стало ясно, как ее играть. Из этого длинного совместного путешествия появилась и заработала какая-то энергия внутренняя — Маяковский вышел из темноты.

— Как вам работалось в театре Маяковского? До недавнего времени это была точка большого напряжения: меньше года назад сюда пришел молодой руководитель Миндаугас Карбаускис...

— Ну, Карбаускис же и придумал наш проект! Точнее, так: он придумал конкурс, под названием «Новый Маяковский», и одним из победителей стал наш проект. И это была его инициатива — пустить молодых режиссеров на Малую сцену, познакомить труппу, истосковавшуюся по современному репертуару. Он, в общем, вел наш проект от начала и до конца — и очень деятельно, очень внимательно смотрел и помогал.

Новости и материалы
Ведущий «Модного приговора» назвал мужским трендом цвет, на который всегда делают наценку
Разведка Китая раскрыла шпионаж в космическом секторе
Роза Сябитова рассказала, как поднимает себе самооценку: «Гордись, ты молодец»
Названы три лучших iPhone, которые можно купить в 2024 году
Только пять матчей последнего тура РПЛ пройдут с VAR
На Украине мужчина напал с ножом на военкома
Ольга Бузова сравнила себя с принцессой Дианой: «Меня не принимали»
Президент Болгарии охарактеризовал покушение на премьера Словакии
Звезда «Голоса» Бубнар впервые появился на телевидении после избиения пылесосом
Сломавший 38 костей Джереми Реннер заявил, что засыпает на съемках
Ученые выяснили, что кишечные бактерии влияют на решения человека
Xiaomi выпустила дешевый геймерский монитор Redmi с частотой 180 Гц
«Байер» установил рекорд бундеслиги, завершив чемпионат без поражений
Найден новый способ обратить вспять возрастное снижение памяти и внимания
В Москве может обновиться весенний температурный рекорд
Экс-генерал ВСУ рассказал, что чиновники подставили Зеленского
Бен Аффлек начал поиск дома на фоне слухов о разводе с Дженнифер Лопес
В Приморском районе Петербурга горит промпредприятие
Все новости