Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Старый идейный

Выходит в свет новый альбом Леонарда Коэна «Old Ideas»

Выходит в свет «Old Ideas» — новый альбом певца и поэта Леонарда Коэна, первая студийная работа за восемь лет.

Пластинка «Old Ideas» должна была появиться как раз восемь лет назад, в 2004 году. Но тогда артист решил, что публика примет работу с таким названием за сборник лучших хитов, в то время как на ней записан новый материал, и альбом был назван «Dear Heather».

После значительного перерыва Коэн, видимо, прожил этот страх: десять новых песен вышли наконец под заголовком, который долго ждал своего часа.

В этот период жизни автору, выступающему с 1968 года, а к тому моменту уже вполне состоявшемуся в качестве литератора, вдруг пришлось пережить столько событий и внутренних перемен, что хватило бы на целый фильм. Через год после выхода «Dear Heather» певец подал иск против своего менеджера Келли Линч, обвиняя её в присвоении 5 млн долларов из пенсионного фонда, совладельцем которых он был (на счетах осталось всего $150 тысяч). Для покрытия расходов — а Коэну пришлось столкнуться со встречными исками от инвесторов фонда — артист подписал контракт на большой мировой тур. Тур продлился два года, охватил десятки стран; в рамках тех гастролей Коэн впервые посетил Москву. По его окончании он продолжил трудовую вахту — в студии, на записи нынешнего альбома. «Я 15 лет занимался тем, что ничего не делал, — цитирует певца The Guardian, —

Я был как Рональд Рейган в его годы. Он помнил, что он хорошо сыграл роль президента — я что-то такое помнил о себе как об артисте. В связи с известными событиями мне пришлось вытряхнуться из дома. Я снова работаю, и это ощущение определенно меня бодрит».

Получается, что свиданием с канадским классиком и его новым альбомом мы обязаны нечистоплотности приказчика. «После окончания тура я решил не останавливаться», — рассказывал Коэн. Но сам альбом ни в коем случае не несет в себе того заряда неестественных бодрости и энтузиазма, который обнаруживается у авторов, оказавшихся в его ситуации; никаких следов обожествления труда, как у героев пьес Чехова, и демонстративного презрения к лени у Коэна не наблюдается: пришлось, а потом втянулся.

Десять новых песен — десять тихих, полных фирменной крепкой меланхолии и вечерней неспешности баллад; где-то, не стесняясь, Коэн поет под плоский синтезаторный (в некоторых песнях в буквальном смысле как из дешевой «расчески») аккомпанемент, в других — под теплый «муговый» или под фортепиано.

И это в общем шансон в изначальном его понимании: слова здесь плывут не об руку с музыкой, а чуть опережая ее, и Коэн-поэт на этой пластинке слегка наступает на ноги Коэну-музыканту («В свое время мне сильно доставалось от английской музыкальной критики, которая писала, что я знаю три аккорда. Клевета — я знаю пять», — смеялся Коэн).

В музыкальном плане новые песни обладают каким-то удивительным эффектом: ухо привыкает к их сумрачной меланхолии, как глаз к темноте, и постепенно, будто на ощупь, начинает различать нюансы в мелодике: в песне «Crazy to Love You» замечаешь промелькнувшие дилановские нотки, в «Come Healing» — забавную, на грани небрежности, перекличку с дуэтом бэк-вокалисткок.

Тексты же просты настолько и спеты так чисто, что, кажется, по ним можно изучать английский язык, а их тематику исчерпывающе описывает помещенный внутрь конверта с диском рисунок Коэна, на котором изображены обнаженная женщина и череп. За свои тексты, кстати, Коэн недавно получил награду PEN New England.

«Самое престижное в этой награде было разделить ее с Чаком Берри», — рассказывал Коэн британской публике. «Катись, Бетховен, расскажи Чайковскому новости» — мне так никогда не написать, я бы многое отдал за такую строчку», — рассказывал о полученном призе Коэн.

«Ваши новые песни я бы назвал «покаянными гимнами», — сказал в ответ рок-музыкант Джарвис Кокер, который вел презентацию, на которой Коэн представлял свой альбом британской аудитории. «Покаянными? — откликнулся артист. - Я, честно говоря, не понимаю, о чем вы. Кого винить в описываемой мною катастрофе — мужчину, женщину или Бога? Я вот не возьмусь судить».

С этим альбомом артист, которому сейчас 77 лет, собирается поехать в тур — не исключено, что в его расписание попадет и Москва. В этом смысле интересно сравнить эффект, производимый нынешним альбомом, с его выступлением — пока единственным — в столице. И на альбоме, и на московском концерте Коэн разрушал стереотипы. В тот памятный вечер он предстал перед российской публикой не певцом буржуазной печали, каким его часто характеризовали самые злые критики, а умным, тонким поэтом с огромным, что важно, чувством юмора. От нынешнего альбома все ждали снотворного эффекта, как от предыдущего «Dear Heather», но под эти спокойные песни едва ли заснешь. Забавно получается: ведь Коэн и живет как творит — старый острослов, вылетевший из кресла с пледом на большую гастрольно-студийную дорогу и полюбивший ее снова.

Новости и материалы
Две страны запросили заседание СБ ООН по ситуации в Рафахе
Военный эксперт назвал площадь необходимой «санитарной зоны» на Украине
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
На Украине начнут вручать повестки круглосуточно
Экономист рассказал, как уберечь деньги от инфляции
Россиянам дали пять советов, как продлить срок службы смартфона
Жителей 11 регионов РФ предупредили о пожароопасной погоде
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
Киев попросил США снять ограничения на использование оружия против целей в РФ
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Собравшиеся в центре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
Все новости