Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Изваяния для осязания

В Третьяковской галерее на Крымском Валу идет выставка «Заметки на полях», на которой незрячие посетители могут трогать скульптуры руками

В Третьяковской галерее на Крымском Валу идет выставка скульптур «Заметки на полях», на которой экспонаты можно трогать руками. Экспозиция предназначена для незрячих и слабовидящих людей и стала четвертой в программе повышения доступности музеев для людей с проблемами зрения.

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Заметки на полях» московского скульптора Александра Смирнова-Панфилова. Она проводится в рамках проекта «Язык скульптуры по Брайлю», который предназначен в первую очередь для незрячих: все экспонаты на выставке можно трогать руками.

Для экспозиции Смирнов-Панфилов подобрал 25 работ из разных материалов — бронзы, дерева и камня. Общей идеей выставки стали персонажи из истории искусства, разделенные на несколько тем: «Бронзовый век», «Читая Библию», «История о царевиче Дмитрии», «Испанское барокко», «Ван Гог, Лотрек, Шагал». К разделам подготовлены комментарии, напечатанные шрифтом Брайля.

Программу «Музей, открытый для всех», цель которой стала доступность художественных коллекций для людей с ограниченными возможностями здоровья, Третьяковская галерея реализует с 2007 года. Её частью и стал проект для незрячих: по признанию куратора программы Елены Герасимовой, это аудитория для художественного музея самая сложная.

В принципе, программы для людей с нарушениями зрения есть во многих музеях мира. «Но это в основном пересказывание и описание произведения искусства: во время экскурсии незрячим и слабовидящим рассказывают об экспонатах по специальным методикам», — рассказала Герасимова «Газете.Ru».

Работая над проектом, сотрудники Третьяковки опирались на опыт Берлина, Лондона, Нью-Йорка.

Например, в Берлине действует музей слепых — он рассказывает зрячим о незрячих, но там всё можно трогать руками.

Разрешено прикасаться и к предметам из музейных коллекций в Берлине и Лондоне, расположенным на специально разработанных маршрутах. Нью-йоркский MOMA рассказывает слепым посетителям о своей экспозиции, причем темы лекций меняются каждый месяц. Но проектов, подобных тому, что делается в Третьяковке, в других городах нет, отметила Герасимова.

Выбор скульптур в качестве экспонатов понятен: они доступны осязанию. В Третьяковской галерее имеется большая скульптурная коллекция, но получить её для программы не удалось.

«Выяснилось, что хранители Третьяковки никогда в жизни не дадут ничего из коллекции галереи трогать руками», — вспомнила Герасимова, добавив, что организаторы проекта пытаются поладить со службой хранителей.

По её признанию, самая первая выставка в программе для незрячих «сложилась случайно»: сын скульптора Виктора Губко Андрей поделился работами отца — это было в 2008 году. Также появилась и вторая экспозиция: в марте 2009 года в ГТГ выставлялись 12 работ Лазаря Гадаева, которые также предоставил сын художника.

В нынешнюю программу с долгосрочными перспективами выставки для слепых превратились лишь в 2011 году: партнером Третьяковки стало Объединение московских скульпторов, с помощью которого была проведена выставка «Прикосновение по Брайлю». В ней приняло участие три скульптора — Олег Ковригин, Борис Черствый и Сергей Антонов.

«Мы сами продумали концепцию выставки и её название, которое «попало» на сто процентов», — рассказал «Газете.Ru» Черствый, который также был одним из организаторов выставки.

По его словам, для скульптур, отбираемых в такого рода экспозицию, есть множество ограничений: прежде чем собирать экспонаты, необходимо было договориться с художниками. Да и не все скульптуры допускают прикосновения: некоторые могут быть травмоопасны для незрячего или слабовидящего, другие — из-за специального режима хранения.

«Фактически это должна быть традиционная скульптура», — заключил скульптор.

Прошедшая весной 2011 года выставка выиграла грант на конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», организованном благотворительным фондом Владимира Потанина, что позволило провести нынешнюю — «Заметки на полях».

Обе экспозиции строились на определенной кураторской идее; концепцией прошлогодней было прикосновение, переживание разных материалов — дерева, камня и бронзы. В этом году, по словам Герасимовой, идеей выставки стали персонажи из истории искусства и комментарии скульптора к этой истории.

«Для незрячих людей ван Гог — это полная абстракция, если они где-то про него услышат, если им вообще говорят про ван Гога. А здесь есть скульптурные портреты ган Гога — они не фотографически точны, но это хорошая возможность ввести незрячих в то, что для них было закрыто», — сказала она.

Скульптуры для экспозиции предоставил Александр Смирнов-Панфилов, которого рекомендовал Борис Черствый. Кроме того, все экспонаты размещены в пространстве, созданном немецкими дизайнерами из бюро Franke|Steinert, с низкими и широкими подиумами.

«Их специально сделали ниже и шире, чтобы не уставали руки, когда посетитель ощупывает скульптуру», — отметила Герасимова.

Герасимова отметила, что сейчас посмотреть экспозицию приходит много людей — не обязательно с нарушениями зрения.

«Чтобы незрячих людей заинтересовать такими выставками, нужно приложить очень много усилий», — отметила она. Прогресс уже заметен: у ГТГ есть налаженные контакты с Всероссийским обществом слепых, появились друзья среди незрячих. Одним из основных путей пропаганды служит «сарафанное радио»: по словам Герасимовой, популярность программы только растет. Она заметила, что если сделать музей удобным для людей с ограниченными возможностями, то он автоматически будет более доступным и удобным для всех.

«Экспозиция очень нравится детям, которым наконец-то разрешают что-то трогать руками», — указала Герасимова. Интерес юных зрителей отметил и Борис Черствый.

Спустя несколько лет после старта программы организаторы выделяют две основных проблемы, с которыми им приходится сталкиваться. Первая — чтобы выставка была доступна, а ее экспонаты при этом нормально сохранялись. Вторая — это составление интересной программы.

«Нужно не просто поставить скульптуру и разрешить её трогать, но и сделать так, чтобы скульптура стала частью жизни для незрячих людей. Сейчас мы в начале этого пути», — заключила Герасимова.

Выставка Смирнова-Панфилова рассчитана на полгода и завершится в ноябре; в декабре этого года там же должна открыться следующая экспозиция программы для незрячих людей, для которой организаторы надеются привлечь скульптора Льва Михайлова.

Новости и материалы
Стало известно о пострадавших пассажирах упавшего в реку автобуса в Петербурге
Силуанов останется министром финансов РФ после смены правительства
Стилист Бородиной перечислил лайфхаки для колготок из капрона
Экономике Японии предрекли сокращение
Россиянку, пострадавшую от домашнего насилия, похитил из шелтера ее муж
Средства противовоздушной обороны РФ уничтожили дрон ВСУ над Белгородской областью
Бойца поп-ММА, влетевшего в Троицкий мост на Porsche, отправили в СИЗО
Железо может способствовать приступу астмы, выяснили ученые
Анастасия Костенко прервала молчание и рассказала о важном событии для семьи
Боррель подтвердил, что ряд стран ЕС намерены признать Палестину
Смородская порадовалась выходу Миранчука в финал Лиги Европы
Под Одессой ВС РФ уничтожили склад с западными ракетами
Раскрыто число украинских военных, сдавшихся в плен за неделю
Уроженка Москвы Рыбакина рассказала о снятии турнира в Риме
У россиянина нашли рак после уговоров близких сходить к врачу
Минздрав Ростовской области: у избегавшего врачей мужчины нашли рак кишечника
«Новая сказочная история»: сериал «Король и шут» получит полнометражное продолжение
Стало известно о наступлении ВС РФ под Харьковом
Управляющая компания устроила платный просмотр салюта на крыше дома в Москве
Все новости