Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Культура — это манифестация разнообразия»

Интервью с американским журналистом и культурологом Джоном Сибруком

Американский журналист, культуролог Джон Сибрук рассказал «Газете.Ru» о своей книге «Nobrow», о новой роли маркетинга и о том, как сделать культуру избранных достоянием многих.

В Москве американский журналист и культуролог Джон Сибрук представил в Москве издание своей книги «Nobrow», вышедшей в рамках совместной программы центра современной культуры «Гараж» и издательства Ad Marginem. Книга была впервые опубликованная семь лет назад; это попытка описания нового лица культуры, в которой исчезли оппозиции «высокое — низкое», «массовое — элитное», а сама единая вертикаль культурной ценности распалась на множество мелких сталкивающихся и сообщающихся между собой субкультур. При этом сложные тектонические процессы в культуре описаны им блестящим журналистским языком, а рассказ складывается из наблюдений за редакцией журнала New Yorker, в котором работает Сибрук: придя туда с репортажем о старателях Невады, он наблюдает, как доброе, старое, умное издание ищет себя в реальности, когда оно должно приносить деньги новому владельцу.

— Как бы вы описали ключевую идею книги?

— У нас, в Америке, в общем нету классов в социальном их понимании. Вместо этого люди различают и распознают друг друга по классам культурным: highbrow — высокоинтеллектуальная культура, middlebrow — буржуазная культура, lowbrow — массовая культура, попс. Так было с начала ХХ века и, пожалуй, до самого его конца. Элитная культура в какой-то момент вынуждена была пойти на компромисс с маркетингом, чтобы выжить.

Начавшись в Америке, с наступлением глобализации этот процесс распространился на весь мир (вы в России это прекрасно на себе прочувствовали: у вас было великое искусство, существовавшее за государственный счет, но в какой-то момент настала перестройка, и вашим художникам тоже пришлось искать, кто же за их искусство будет платить). В результате единая вертикальная иерархия распалась и на ее месте образовалось множество субкультур, устанавливающих каждая свою систему ценностей, субкультур, сталкивающихся и сообщающихся между собой...

— Великий художник Йозеф Бойс, который говорил, что каждый человек может быть художником...

— Бойс имел в виду немного другое. С наступлением nobrow каждый человек получает существенно больше возможности для выбора своей идентичности, а не для творчества. Выбора бренда, если угодно.

— То есть стал важна не вещь, а бренд, под которым она идет, с которым она себя идентифицирует? Это немного похоже на актуальное искусство, где произведение не может быть воспринято без экспликации, пояснения к нему.

— И не только на актуальное. Представьте, что вы отправились на выставку Джексона Поллака. Сами, сознательно. Смотрите на его полотно, и тот факт, что перед вами Поллак, уже оказывает на вас влияние. Потому что Поллак — это бренд, он имя. Представьте, что вас не известили и решили поиграть в угадайку: как вы думаете, вы бы испытали столько же благоговения перед его полотном?

— Ваша книга была написана в начале 2000-х, вышла в середине десятилетия. Что изменилось с тех пор?

— В «Nobrow» я, если помните, писал о понятиях большого и малого круга; так вот, к нынешнему моменту они получили конкретное, зримое оформление. Малый круг — это личные, интимные предпочтения. Воплощением, важнейшей точкой пересечения различных «малых кругов» для меня является, например, YouTube: это площадка для поиска своих и своего, своего рода антиMTV. Большой круг — это массивные, глобальные, планетарные продукты: например, литературные и киноблокбастеры и другие явления, оказывающие влияние на локальные культуры и на малый круг.

— А как вам кажется, «маркетинг» с его диктатом в области продвижения продуктов культуры сам по себе не являлся ли установителем и носителем новой иерархии, своей собственной, — своего рода тоталитаризма в области вкуса?

— Да, но вот тут мы подходим к ключевой перемене: появились социальные медиа. Вот, например, есть такой сайт — Pinterest, где люди «прикрепляют» на «стену»... объекты, которые они считают привлекательными, красивыми. Это новый вид кураторской деятельности, который порождает новый тип... «законодателей мод»: ты становишься авторитетом для других за счет того, что предъявляешь собственный выбор. Маркетинг в социальных сетях стал с одной стороны более изощренным, с другой — социальные сети вынули у него ядовитое жало, превратили его из инструмента диктата, которым он был еще неполных десять лет назад, в рекомендательный инструмент, который больше не навязывает, но советует, анализируя твои предпочтения.

Но, с другой стороны, произошло «усвоение», впитывание маркетинга и его инструментария художниками, теми, кто производит культурные ценности. Сочиняешь песню — и ты сразу думаешь, как сделать ее такой, чтобы понравиться на YouTube. Снимаешь фильм — и сразу прикидываешь для кого. Маркетинг теперь «зашит» в том, что мы делаем. Посмотрите, например, на новую большую звезду — Лану дель Рей. Этот человек переизобрел себя: у нее же был первый альбом под ее собственным именем Лиза Грант, и он не был воспринят аудиторией. Но она придумала себе новое амплуа, новое имя, новый стиль — и вот, все уже восприняли ее всерьез. И она прекрасно понимает что она делает.

То есть я хочу сказать, что маркетинг превратился в своего рода социальный навык, который нужно отыскивать и развивать в себе, если хочешь, чтобы твое творчество воспринимали.

— Не могу понять только, как вы к этому самому «маркетинговому» началу относитесь. Один рецензент про вашу книгу написал, что вы начинаете с траурного плача по миру высокой культуры, а заканчиваете гимном новому миру nobrow.

— Ну, я испытываю некоторую ностальгию по старой культуре, конечно, но не она мной руководит: меня, скорее, захватывает, как меняется мир. Я обожаю оперу, но при этом я обожаю и хип-хоп, а французскую кухню предпочитаю китайской; будь я highbrow-интеллектуалом, я бы должен был держать дома антикварную мебель, ужинать во французских ресторанах и высокомерно выбирать, с кем мне общаться, чтобы не уронить собственный аристократизм.

Это ведь была такая очень советская система: ты находишься на своем месте и никуда со своего места дергаться не должен. А обоснованием для такого положения вещей служило некое общее мнение о том, что миру «высокой», элитной культуры противостоит мир культуры коммерческой, поп-культуры, и если не ставить ему заслон, то нас ждет апокалипсис.

А я в какой-то момент оказался дико захвачен размышлениями о том, что же меня до такой степени привлекает в некоторых произведениях массовой культуры. И я в процессе написания книги как раз и складывал для себя представление и понимание новой культуры и, кажется, в общих чертах сложил. И почему бы мне не восхвалять новый мир, если вместо считанных рок-гигантов вроде U2 мы имеем тысячи не таких великих, но замечательных рок-групп? Если в независимом кино появляется куда больше содержательных людей, режиссеров, чем когда-либо? У издателей сейчас тяжелые времена, но книг-то хороших все равно много.

— Вы считаете, ваша концепция nobrow может служить только для объяснения происходящего в области культуры? Мне кажется, теория распада единой ценностной иерархии на множество разнообразных может быть универсальным принципом для объяснения каких угодно процессов.

— Например?

— Например политических. Мы только что наблюдали рождение движения «Оккупай» в России: против нынешней власти объединились анархисты и националисты, либералы и коммунисты. И оказалось, что они сосуществуют вместе.

— Да. Но нужно учитывать, что политика — это борьба за власть, а культура — это манифестация разнообразия. Политика — вещь куда менее пластичная, чем культура, и предполагающая не разнообразие, а лидерство.

— Да? А мне казалось, что как раз победа Обамы в Америке — это символ падения «старой Америки» в том виде, в котором ее представляли республиканцы, и символ победы как раз разнообразия.

— Конечно, его посчитали своим не только демократы, но и все цветные, и противники войны, и интеллектуалы; в этом смысле он был «кандидатом от разнообразия». Но, мне кажется, он как раз удачно спромотированный бренд, который завоевал всех. Например, от того же Occupy Wall Street он дистанцировался, хотя в его окружении были люди, которые советовали ему с ними солидаризироваться. Если ты президент, то ты должен не оккупай Wall Street, а договариваться с ним. И если на Wall Street решат, что как президент ты их устраиваешь не особенно, тебя, скорее всего, не перевыберут: на избирательную кампанию нужны деньги, много. Экономика — это, кажется, единственная область, в которой вертикальная иерархия сохраняется.

— У вас сейчас не возникает желания написать вторую книгу, продолжение «Nobrow»? О чем оно могло бы быть?

— Я очень серьезно думаю над этим. Дело в том, что моя первая книга в общем была о событиях, происходящих в Штатах, а теперь неплохо бы поговорить о том, что происходит в глобальном мире. Прежде всего хотелось бы поговорить о культурном капитале. Мы в США видим на примере хип-хопа, как культурный капитал становится базой для капитала политического и финансового, для влияния, которым обладают такие артисты, как Jay-Z и Шон Комбз. Хотелось бы поговорить о культуре как ресурсе, который из рук избранных попадает в руки многих. Мы привыкли думать, что талант — это редкоземельная вещь, а социальные сети доказывают нам, что талантливых творцов на порядки больше, чем мы думаем, что талант повсеместен. И этот факт меняет содержание искусства, функции искусства, отношения между людьми.

Новости и материалы
Силы ПВО сбили украинский беспилотник в приграничном регионе
Додон раскритиковал власти Молдавии за решение провести учения НАТО
Премьер Словакии Фицо перенес новую операцию
Самокатчик проломил петербурженке череп, врезавшись в нее, и стал фигурантом дела
Названы автомобили, которые разонравились россиянам
В аэропорту Ставропольского края произошло возгорание
Шаляпин заступился за Пугачеву: «Я с ней бы переспал»
Минобороны РФ назвало количество уничтоженных морских дронов ВСУ за неделю
Наташа Королева опубликовала свое школьное фото из выпускного альбома
ВСУ использовали более 90 боеприпасов для обстрелов Белгородской области
Парада в День независимости Грузии 26 мая не будет
В «Спартаке» приняли решение по Луневу
Стали известны результаты экспертизы тормозной системы упавшего в Мойку автобуса
Гурцкая о муже: «Ничего не предвещало беды»
В Одессе произошел взрыв
Россия за неделю взяла 12 населенных пунктов под Харьковом
Афганистан хотел бы вернуться к постоянным закупкам нефтепродуктов из России
В Туле 15 человек задержали по подозрению в организации незаконной миграции
Все новости