Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Верю» Станиславского переместилось в гражданскую плоскость»

Интервью Михаила Угарова

Худрук «Театра.doc» рассказал «Газете.Ru», что такое свидетельский театр, почему актеру обязательно нужно попадать в истории и как их потом воплощать на сцене.

В столичном «Театре.doc» прошла театральная лаборатория «Свидетель на сцене», посвященная одному из направлений документального театра — театру свидетельскому. Свой первый опыт в этой области «Театр.doc» провел еще в конце минувшего года: на сцену пригласили участников митингов на Чистых прудах, получивших по 15 суток за участие в «несанкционированном шествии». Они рассказывали о том, как и почему оказались на митинге и в камере, а театр лишь разделил их рассказы на четыре главы — митинг, арест, суд и заключение. Своеобразным практическим финалом дискуссий нынешней лаборатории стала встреча с участниками движения «Оккупай.Абай», вышедшими на улицы после событий 6 мая и до сих пор активно занимающимися образовательными, политическими и гражданскими проектами в рамках самопровозглашенного движения. Один из инициаторов лаборатории, художественный руководитель «Театра.doc» Михаил Угаров рассказал «Газете.Ru» о том, почему в таком театре совсем необязательно быть артистом, зачем актерам становиться свидетелями описываемых событий и почему свидетельские спектакли следует играть только один раз.

— Что значит это понятие? И что оно значит конкретно для «Театра.doc»?

— Пока оно для нашего театра не значит ничего — что не означает, что не будет значить. Свидетельский театр — разновидность театра документального. Он предполагает, что на сцене находятся реальные люди, которые были свидетелями того или иного события, о котором идет речь. Это могут быть актеры, а могут и не-актеры.

— То есть вопрос, «играет» человек или нет, вообще не встает?

— Да. Исчезает «высокое мастерство», которое маркирует то или иное событие (даже реальное) как художественный вымысел, событие из отправной точки для творчества превращается в главную категорию в театре. Почему это происходит? Проблема «верю я или нет» стала главным уже не только для искусства, а для общества в целом — главный вопрос Станиславского переместился в гражданскую плоскость. Все анекдоты на тему «верю или не верю» перестали быть анекдотами и вошли в жизнь каждого человека. Люди категорически не верят тем, кто был назначен источником доверительной, не воспринимаемой критически информации — телевизору (то есть СМИ) и экспертам. Субъективность стала важнее объективности. Субъективность существует — а понятие объективности перестало существовать; этим словом теперь выражают ту же самую субъективность, только тенденциозную.

— А зачем это — и данной лаборатории, и лично вам — свидетельский театр? Как вы можете использовать его во благо своим экспериментам в театре?

Я скажу крамольную вещь: я далеко не фанат сугубой, точной документальности на сцене, этакого пуризма. Мне гораздо интереснее инструментарий, который можно из театра документального привнести в театр обычный. Документальный театр вооружает актера рядом техник, которыми не пользуется актер классической школы (которая, по-моему, уже просто не работает).

— То есть?

— Актер попадает в историю, становится ее свидетелем и получает мандат на свидетельство.

— Но ведь это было уже давно — Гиляровский водил актеров МХТ в ночлежки на Хитровке, чтобы те прочувствовали атмосферу, в которой им предстояло играть «На дне». А уже в наши дни недавно Кирилл Серебренников вместе с труппой своей «7 студии» ходил на митинги «Стратегии-31», чтобы проникнуться революционным духом для спектакля «Отморозки» по Захару Прилепину.

— Да. Но разница в том, что в обоих описанных вами случаях конкретный опыт был использован для создания обобщенной истории. В свидетельском театре речь всегда идет о конкретном событии, и именно оно диктует и построение актером персонажа, и режиссуру, и структуру повествования. А не режиссер — событию. А когда событие и свидетельство используются как элемент «режиссерского замысла», то этот элемент сгорает, пожирается. Поэтому «основано на реальных событиях» — это всегда некая фикция, даже при высокой степени соответствия реальной канве.

— То есть актер посылается на событие — скажем, на Болотную площадь — с неким спецзаданием: стать свидетелем события? Спецслужбист от искусства?

— О, нет. Актер должен быть уравнен с не-актером, он должен сначала добросовестно и без мысли «я потом это буду играть» стать свидетелем события, а уже потом участвовать или не участвовать в «свидетельской постановке». Как было с «Большим белым кругом» — очень многие актеры нашего театра принимали в этом участие; если мы захотим делать про это событие свидетельский театр, кастинг нам обеспечен.

Но, с другой стороны, я лично знаю актеров, которые ходят на протестные митинги за особой органикой, энергией, жаром, за эмоциональным и жизненным опытом, который может их обогатить в искусстве. Вот это, с моей точки зрения, самое профессиональное поведение — актер должен попадать в сюжет, чтобы испытывать сложные переживания, получать сложные впечатления.

А вот когда актеры говорят: «Я актер, человек искусства, я в этом не участвую» — вот это мне кажется непрофессиональным. Как это ты не участвуешь? Твоя профессия — опыт. События и сюжеты — топливо для спектаклей. Он что, будет потом в спектаклях играть, как он в интернете сидел и брезгливо морщился?

— Актриса Евдокия Германова, сыграв в спектакле «Берлуспутин» по пьесе Дарио Фо, стала ходить на митинги, гостила на «Оккупай.Абай». Она ходила по убеждениям или за новым опытом?

— А одно всегда влияет на другое. Я помню, когда мы начинали работу над спектаклем «Час восемнадцать», половина актеров честно просила им рассказать, кто такой Магнитский. А сейчас это люди, убежденные в правильности того, чем они в этом спектакле занимаются. Или в 2005 году - спектакль «Сентябрь.Doc», посвященный реакции на события в Беслане: я своими ушами слышал, как актеры говорили: «Я столько узнал про все стороны конфликта, что смотрю на это совершенно по-другому».

— А как свидетельский театр может быть организован с точки зрения театрального проката? Его же невозможно показывать регулярно, с ним невозможно гастролировать?

— А никак, это невозможно. То есть — это мое субъективное мнение. Я неоднократно видел «свидетельские» спектакли во Франции, в Германии — и с их прокатом была огромная сущностная проблема: человек, который был подлинным свидетелем, играет четыре, пять раз, а затем уже не может больше существовать в режиме повтора. Они или впадают в ступор, или, наоборот, в актерскую игру, когда «правдой и еще раз правдой» начинают зарабатывать деньги, внимание, — и от замысла уже ничего не остается.

За рубежом такие спектакли прокатываются очень короткий период времени.

С моей точки зрения, свидетельский спектакль должен быть вообще одноразовой акцией. Вот произошло событие, а вот — представление, посвященное этому событию. Дальше он должен работать в виде документации — и в этом, кстати, свидетельский театр родственник перформансу, который тоже происходит «здесь и сейчас» один раз, а затем живет и работает в виде документа.

— Что тогда делает свидетельский театр театром, если он, с одной стороны, похож на СМИ, а с другой — на искусство перформанса?

— Наличие игрового пространства и способ коммуникации — живая коммуникация от «я» к «ты» и обратно. Это единственное, на самом деле, что отличает театр от остальных искусств. Перформанс может проходить и без зрителей, театр — нет.

— Но театр привносит что-то в речь свидетелей — структуру повествования (или, наоборот, спонтанность)?

— Структуру можно только очень легко, по самым верхам намечать — если строго структурируешь сюжет, может уйти воздух и энергия, и концепция начнет дирижировать историей. Нужна спонтанность и, безусловно, однократность: когда участник знает, что говорит нечто один раз, а зритель слушает один раз — возникает эффект уникальности, и уровень адреналина повышается в разы. И перекачивается со сцены к зрителям и обратно.

— Скажите, а какие темы и события могут стать основой для свидетельских постановок?

— Темы пробуждения гражданского сознания. Это сейчас наше главное событие, явление, включающее в себя много мелких подсобытий — и его обязательно надо фиксировать, наблюдать и свидетельствовать.

Новости и материалы
Кадыров назвал численность участвующих в СВО бойцов из Чечни
Родителям рассказал, как понять, что ваш ребенок готов к ЕГЭ
Россиян предупредили о тюрьме за популярную схему экономии
США будут помогать Украине завоевать Донбасс и Крым
В России хотят ввести еще одно пособие для молодых мам
Россияне оценили важность высшего образования для построения карьеры
Стало известно, как россияне относятся к отечественным брендам стройматериалов
Стало известно, когда россияне обретают финансовую независимость
Особых условий проведения ЕГЭ в затопленных регионах не будет
Для маткапитала предлагается выделить еще одно направления для использования
В Москве не будут запрещать движение самокатов по тротуарам
Французские военные обучают украинских неонацистов на территории республики
ВСУ лишились истребителя прямо на аэродроме
Блинкен заявил, что США невыгодно признавать Россию спонсором терроризма
Больше половины россиян берут работу на дом в выходные и праздничные дни
Захарова из-за слов Бербок о переговорах по Украине выразила озабоченность ее состоянием
Силовики в ходе обыска в офисе журнала «Компания» изъяли компьютерную технику
Военные преступления США в Берлине стали достоянием общественности
Все новости