Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Посттеатральный синдром

В петербургском театре Post прошла премьера спектакля «Shoot/Get treasure/Repeat» по пьесам Марка Равенхилла

Театр Post из Петербурга поставил восьмичасовой спектакль по пьесам английского драматурга Марка Равенхилла, предложив зрителям «музей 16 пьес».

25 и 26 августа санкт-петербургский театр Post сыграл премьеру спектакля «Shoot/Get treasure/Repeat» по пьесам английского драматурга Марка Равенхилла в постановке молодых режиссёров Дмитрия Волкострелова и Семёна Александровского.

Впрочем, спектаклем как таковым это сложносочинённое действо назвать трудно.

Зрителям предлагается посетить «музей 16 пьес» из драматического цикла Равенхилла, которые одновременно разыгрываются в двух комнатах на протяжении восьми часов. Каждая пьеса демонстрируется дважды в определённое время, и смотреть их можно либо в порядке, заданном автором, либо в обратном, либо же в произвольном, по собственному «маршруту».

«Shoot/Get treasure/Repeat» — самый масштабный проект создателя театра Post Дмитрия Волкострелова. Среди его предыдущих работ «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева и несколько спектаклей по произведениям белоруса Павла Пряжко, в том числе «Солдат» в московском «Театре.doc», который состоит из одной фразы и длится 5 минут. Волкострелов идёт по пути отрицания театра во всех его остающихся традиционными проявлениях, лишая актёров любых выразительных средств, сводя действие к минимуму и почти от него отказываясь. Пока самым радикальным в этом плане оставался недавно вышедший спектакль «Я свободен»: пьеса Пряжко состоит из 533 фотографий и 13 подписей к ним, а вся постановка заключается в том, что режиссёр демонстрирует их на проекции с собственного ноутбука, в нужные моменты озвучивая названия кадров. «Shoot/Get treasure/Repeat» для Волкострелова — следующая веха на пути к детеатрализации театра.

Слово «Музей» здесь имеет принципиальное значение.

Постановка замещается серией инсталляций, спектакль из 16 отделений оборачивается выставкой театральных идей. Волкострелов и Александровский покушаются на основу основ всей театральной системы, возникшей в начале XX века и действующей до сих пор, — на понятие режиссёрской трактовки. Они отрицают за собой и своими актёрами право быть посредниками между текстом и зрителями, превращая спектакль из визуализации пьесы в её озвучание, близкое к читке и не несущее в себе дополнительного смысла. Они хотят надличности и объективности. Того, что в театре, как и в любом искусстве, вообще-то, невозможно.

К каждой из пьес Равенхилла здесь ищется свой ключ, не имеющий, как правило, отношения к её сюжету и смыслу: Волкострелов и Александровский играют с формой, изучая способы обезличенного донесения текста. Драма, состоящая из выкриков множества безымянных персонажей, разыгрывается в полной темноте, и зрители оказываются наедине с их заранее записанными голосами. В другой раз монолог героини журчит в наушниках, а стоящая перед нами актриса не произносит ни слова. В третий раз слова пьесы вообще не звучат, а идут по экрану титрами, пока муж и жена, которым они принадлежат, долго и медленно ужинают в полной тишине.

Лишь в пяти из шестнадцати пьес актёры появляются на сцене и заговаривают, во всех остальных случаях можно только услышать их голоса или увидеть немые картины.

Такой подход отлично ложится на тексты Равенхилла. Его цикл «Shoot/Get Treasure/Repeat» (дословно: «Стреляй/Захвати сокровище/Повтори») возник как рефлексия событий 11 сентября и обострившегося на их фоне конфликта Востока — Запада. Равенхилл исследует природу обоюдной ненависти чёрных и белых, христиан и мусульман, варваров и граждан «цивилизованного общества». Главные движущие силы пьес — боль, насилие и нетерпимость, иногда сдабриваемые едва ощутимым стремлением любить. Он говорит о начале новой великой войны цивилизаций, которая обещает стать самой страшной и самой последней. Противоречия двух миров в ней априори неразрешимы, многократно повторяемые слова «демократия» и «свобода» исполнены лживого пафоса, палачи и жертвы меняются местами так быстро, что кто есть кто — уже не понять. Каждая пьеса получает заглавие, роднящее её с тем или иным произведением из числа наиболее значимых для мировой культуры.

Здесь есть и «Война и мир», и «Преступление и наказание», и «Троянки» Еврипида, и «Одиссея», и «Гибель богов», отсылающая к фильму Лукино Висконти.

Речь, однако, не идёт ни о перепевах известных сюжетов, ни даже о прямых аллюзиях к ним. Равенхиллу важно просто обозначить сходство сегодняшнего дня с далёким прошлым, связать войну будущую с теми, что кончились 50, 100, 200, 2000 лет назад.

На первый взгляд может показаться, что театр Волкострелова чужд такому эпическому размаху. Но удивительным образом он находит с Равенхиллом точки соприкосновения. Пьесы из цикла, полные философских сентенций, беспорядочных монологов и подробных ремарок, кажутся то чересчур абстрактными для театра и лишёнными действия, то, наоборот, требующими такой сложной визуализации, которую на сцене почти не достичь. В этой ситуации метод Волкострелова с его антитеатральностью приходится очень кстати: самые изощрённые фантазии драматурга он даже не пытается материализовать, а сухим диалогам вообще не ищет сценических эквивалентов, как бы возвращая им мощь ещё неизречённого текста. Герои Равенхилла страстны, импульсивны и жестоки, когда же их реплики произносятся ровно, спокойно и отстранённо, они больше не могут вызвать сильных эмоций. Волкострелов не даёт возможности ни сопереживать персонажам, ни оправдывать их, делая акцент только на самом тексте и лишь тех смыслах, которые рождаются при соединении слов. Когда солдат-извращенец и пытаемая им вдова говорят одинаково бесстрастно, сострадать можно либо им обоим, либо никому из них — и второе здесь вроде бы предпочтительно. В созданной Равенхиллом и Волкостреловым модели мира нет места добру, любви и позитивным чувствам — всё подчинено цинизму, расчёту и жажде крови.

Каждый, кто терпит здесь лишения, поневоле становится соучастником войны, заполонившей всё.

Вот лежат на полу под настольными лампами два актёра, затылок к затылку. Перебрасываются репликами, постоянно меняясь ролями. Так, что не разобраться, кто из них маленький мальчик, а кто явившийся ему безголовый солдат. Здесь это просто неважно, ведь у любого убитого на войне было детство, а каждый младенец рано или поздно лишится головы. Военный передаёт ребёнку винтовку (конечно же, у Волкострелова — невидимую), и круг замыкается.

Вот сидят с двух сторон актёры перед камерами, держа в руках текст, и их улыбчивые лица смотрят на зрителей с телеэкранов. Играется эпизод о нападении на артиста прямо во время спектакля. Власти не могут найти свидетелей, после чего решают ввести обязательное клеймение раскалённым утюгом за недонесение о любом преступлении. Это, кажется, единственный раз в «Shoot/Get treasure/Repeat», когда все актёры эмоциональны и жизнерадостны. Их герои говорят наперебой, весело приветствуя репрессии. Всматриваются напряжённо из телевизоров в глубину зала, отыскивая среди зрителей «паршивых овец». Дружно поворачивают глаза в сторону того, кто сейчас произносит речь, чтобы ничего не пропустить. Лицо первого заклеймённого глядит на зрителей с айпэда, и губы на нём не двигаются, когда звучит его голос.

Своё наказание он и сам одобряет; растущую жестокость технократического мира все встречают как нечто правильное и само собой разумеющееся, чему совсем не нужно противостоять.

Похожие смыслы проявляются и в большинстве остальных 16 пьес, «инсталляции» каждой из которых строятся на интересных и неожиданных театральных находках. Рассуждать о них можно очень долго и продуктивно, но нельзя не сказать об одной большой проблеме, которая возникает в этом «музее». В определённый момент стерильная монотонность донесения текста достигает максимума, на котором его уже невозможно воспринимать. Стремление к простоте и отсутствию смысловых нанесений приводит вдруг к невероятной сложности и чересполосице смыслов. Текст разнимается и растворяется так, что его уже не восстановить. В некоторых отрывках, конечно, так и задумано, но это происходит и в других. Единую линию, которой Равенхилл связывает 16 пьес, уловить уже нелегко, значения не срастаются, сюжеты исчезают в деконструкции текстов.

Связность повествования и чёткая мысль возвращаются лишь в финале, когда детеатрализация доходит до абсолюта: последняя пьеса, «Рождение нации», разыгрывается в виртуальном пространстве.

Актёры сидят напротив зрителей за длинным столом — кто с ноутбуком, кто с айпэдом. На проекции открывается страница театра в фейсбуке. Театр Post публикует пост — название пьесы и время её начала. А дальше актёры без всяких масок-персонажей, под своими именами, пишут каждые несколько секунд комменты-реплики. В реальном времени, так что любой юзер фейсбука может присоединиться к общению, и сидящие в зале зрители достают смартфоны, лайкая комментарии. Переписка о руинах города, опустошённого войной, и о желании творить, которое вдруг пробуждается в его жителях после катастрофы. Война преодолевается волей писать-танцевать-рисовать. И то, что у Волкострелова это происходит в фейсбуке, принципиально важно: жажда творчества делается осознанным выбором нового поколения, того же, которое устраивает революции с помощью интернета. Спектакль заканчивается на позитиве, приглашая каждого, у кого есть свой аккаунт, принять участие в празднике зарождения нового мира.

«Shoot/Get treasure/Repeat» — проект для русского театра уникальный и аналогов по форме у нас пока не имеющий.

Придумать что-то новое в театре сейчас почти невозможно: перед нами тот редчайший случай, когда, как бы ни относиться к результату, это безусловно удалось, по крайней мере по меркам нашей страны. Волкострелов и Александровский создали театральный язык, на котором больше никто в России говорить ещё не пытался.

Язык этот только формируется, и может увести в самые разные стороны. Один из его побочных эффектов — низведение актёра почти до технической функции, возможно, сродни сверхмарионетке, о которой мечтал век назад английский режиссёр-реформатор Гордон Крэг. Если движение по такому пути продолжится, то в следующем спектакле Волкострелова вместо людей будут играть роботы. И это будет не театр и не музей, а уже какое-то совсем другое искусство.

Новости и материалы
В Москве повысится стоимость проезда в городском транспорте
В Курской области объявили опасность атаки БПЛА
Представлен клип к саундтреку якутского фильма «Карина»
В Белгородской области объявили опасность атаки БПЛА
Полет турецкого БПЛА в Иране отслеживали более 200 тысяч человек
В КНДР заявили о повышении готовности к ядерному сдерживанию из-за США
В России исключили применение оружия по вертолету президента Ирана
Пожарные локализовали возгорание на востоке Москвы
Сотрудники парижских аэропортов во вторник проведут забастовку
«Ансар Аллах» запустила противокорабельную ракету над Аденским заливом
Путин провел совещание в связи с аварией вертолета президента Ирана
60 российских спасателей присоединятся к поискам президента Ирана по поручению Путина
Эксперт спрогнозировала рост цен на репетиторов иностранного языка из-за ИИ
В двух округах России сохранится холодная погода
Помощник президента Ирана выразил надежду на то, что Раиси жив
В Иране в районе поиска вертолета президента ухудшилась погода
В Москве в течение всей недели ожидается высокое давление
Колумнист журнала Atlantic заявил о гибели Раиси
Все новости